город Томск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А67-2840/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Хайкиной С.Н.,
без вызова сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) (N 07АП-3906/2018) на определение от 06.04.2018 Арбитражного суда Томской области об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А67-2840/2018 (судья Гапон А.Н.) по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) (634021, город Томск, улица Алтайская, дом 135, ИНН 7017416835, ОГРН 1167031079863) о выдаче судебного приказа на взыскание с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шегарская районная больница" (ИНН 7016002285, ОГРН 1027003156454, 636131, Томская область Шегарский район, село Мельниково, улица Коммунистическая, дом 37) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июнь 2017 года в размере 1000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) (далее - заявитель, ГУ - УПФР в Томском районе Томской области, Пенсионный фонд, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шегарская районная больница" (далее - заинтересованное лицо, ОГБУЗ "Шегарская районная больница", должник, Учреждение) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июнь 2017 года в размере 1000 руб.
Настоящее заявление подано ГУ - УПФР в Томском районе Томской области в соответствии с главой 29.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке приказного производства.
Определением от 06.04.2018 Арбитражного суда Томской области в принятии заявления о выдаче судебного приказа взыскателю отказано.
Не согласившись с определением суда, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять к производству заявление о выдаче судебного приказа на взыскании с учреждения 1000 руб. штрафных санкций.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на отсутствие оснований для вынесения определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа ввиду наличия спора о праве. По мнению Пенсионного фонда, требование о взыскании с учреждения штрафных санкций носит бесспорный характер, в подтверждение своей правовой позиции по делу ссылается на Определение Верховного Суда Российской Федерации N 306-КГ17-15826 от 03.11.2017; сомнения суда в правильности применения взыскателем обязательных платежей и санкций не свидетельствуют о наличии спора о праве между заявителем и заинтересованным лицом, и, в качестве основания для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа законом не предусмотрен.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" (далее - Пленум N 62), разъяснено, что исходя из особенностей приказного производства как одной из форм упрощенного производства жалобы на определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматриваются судом апелляционной инстанции единолично без вызова взыскателя и должника (часть третья статьи 7, часть первая статьи 335.1, часть четвертая статьи 1 ГПК РФ, часть 1 статьи 272.1, часть 5 статьи 3 АПК РФ). Жалоба на определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматривается судом апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в суд апелляционной инстанции (часть 3 статьи 272, часть 5 статьи 3 АПК РФ, часть четвертая статьи 1 ГПК РФ).
С учетом изложенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова взыскателя и должника.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены вынесенного судебного акта.
Из материалов дела следует, должностными лицами Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления ОГБУЗ "Шегарская районная больница" сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2017 года, по результатам которой составлен акт от 09.08.2017 и принято решение от 14.09.2017 N 080S19170005997 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафных санкций в размере 1000 руб.
На основании указанного решения Пенсионный фонд направил ОГБУЗ "Шегарская районная больница" требование от 17.10.2017 N 080S01170176791, которым должнику предложено уплатить 1 000 руб. штрафа в срок до 08.11.2017.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования Пенсионный фонд, руководствуясь статьей 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 229.2 АПК РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с общества финансовой санкции в сумме 1000 руб.
Отказывая в принятии заявления о выдаче судебного приказа, суд первой инстанций исходил из того, что требование Пенсионного фонда о взыскании с Учреждения финансовой санкции не может быть признано бесспорным, отсутствуют основания для признания доказательств, представленных заявителем, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с должника финансовой санкции, т.к. суду необходимо выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие правовое значение для данной категории дел.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 229.1 АПК РФ приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 229.2 АПК РФ предусмотрено, что судебный приказ выдается по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
По смыслу указанной нормы судебный приказ выдается только по бесспорным требованиям, не предполагающим какого-либо спора о праве, поскольку бесспорность требований является основной предпосылкой осуществления приказного производства.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 Постановления N 62, требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.
В соответствии с частью 3 статьи 229.4 АПК РФ арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 N 785-О-О указано, что наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.
В силу части 2 статьи 229.5 АПК РФ судебный приказ выносится без вызова взыскателя и должника и без проведения судебного разбирательства. Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.
При этом, суду не предоставлено право запрашивать (истребовать) у сторон дополнительные документы в случае рассмотрения заявления в порядке приказного производства (пункт 24 Постановления N 62).
Таким образом, заявленное требование о выдаче судебного приказа должно быть надлежащим образом обосновано, для того, чтобы арбитражный суд при решении вопроса о выдаче судебного приказа мог установить бесспорность требования взыскателя, которая является основной предпосылкой осуществления приказного производства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для привлечения Учреждения к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июнь 2017 года в отношении двух застрахованных лиц.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что 11.07.2017 страхователем в Пенсионный фонд представлен отчет по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2017 года на 365 застрахованных лиц.
18.07.2017 ОГБУЗ "Шегарская районная больница" представлен отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2017 года, которым страхователь дополнил сведения на двух застрахованных лиц.
По мнению Пенсионного фонда, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения в отношении всех застрахованных лиц как по форме СЗВ-М (исходная), так и по форме СЗВ-М (дополняющая) должны быть представлены не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, первоначально сведения по форме СЗВ-М в 2017 году предоставляются страхователями за отчетный месяц - июнь 2017 года - не позднее 17.07.2017 (с учетом выходных).
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, при рассмотрении споров, связанных с привлечением страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, следует учитывать, что в соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В этой связи, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Из материалов дела усматривается, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения посредством направления формы СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2017 года, до выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Пояснений относительно того, что ошибки были обнаружены органом контроля, Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив приложенные к заявлению документы, установив, что ОГБУЗ "Шегарская районная больница" 11.07.2017 представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2017 на триста шестьдесят пять человек, а 18.07.2017 представило дополняющий отчет по форме СЗВ-М за июнь 2017 на двух застрахованных лиц, заявителем не опровергнута возможность наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 39 Инструкции N 766н, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правомерность применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не может считаться бесспорной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для признания доказательств, представленных заявителем, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с должника финансовой санкции, т.к. суду необходимо выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие правовое значение для данной категории споров, что исключает возможность применения норм о приказном производстве.
Выводы суда первой инстанции не противоречат разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 3,10,26 Постановления N 62.
Доводы об отсутствии у суда оснований для вынесения определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа ввиду наличия спора о праве, отклоняются апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае Учреждением переданы необходимые корректирующие (дополняющие) сведения за отчетный период (июнь 2017) до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения Пенсионным фондом решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносов, в связи с чем правомерность применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, вызывает сомнение, и свидетельствует о наличии спора о праве.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда об отсутствии оснований для признания доказательств, представленных взыскателем, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с должника (ОГБУЗ "Шегарская районная больница") указанной финансовой санкции, так как суду необходимо выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие правовое значение для подобного рода споров.
Ссылка ГУ - УПФР в Томском районе Томской области на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2017 N 306-КГ17-15826 по делу N А65-11043/2017 признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку в рамках указанного дела рассмотрены иные обстоятельства, а именно: не установлено, что страхователем представлялись дополняющие сведения по форме СЗВ-М.
С учетом изложенного, на основании нормы пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал Пенсионному фонду в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения от 06.04.2018 Арбитражного суда Томской области об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А67-2840/2018.
Суд первой инстанции со ссылкой на пункт 21 Постановления N 62 разъяснил заявителю, что Пенсионный фонд вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями с рассмотрением их по общим правилам искового производства, с учетом особенностей, установленных АПК РФ, для отдельных категорий дел.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку Пенсионный фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 06.04.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2840/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2840/2018
Истец: Госдарственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное)
Ответчик: ОГБУ здравоохранения "Шегарская районная больница"