г. Владимир |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А43-44054/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.05.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кирилловой Е.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2018 по делу N А43-44054/2017, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению Калашникова Андрея Львовича о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области - Колодяжная А.С. по доверенности от 01.06.2017.
Калашников Андрей Львович, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Калашников Андрей Львович 26.06.2017 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее - регистрирующий орган, Инспекция) с заявлениями по форме NР34001 о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как об учредителе (участнике) юридического лица и как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Заветлужское СМУ" (ОГРН 1165275017555, ИНН 5262337956).
В ответ на заявления Инспекция направила Калашникову А.Л. письмо от 05.07.2017 N 03-24/014309, которым сообщила об оставлении без обработки поданных заявлений и необходимости представления документов, подтверждающих недостоверность сведений о физическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Полагая, что регистрирующим органом допущено незаконное бездействие по нерассмотрению указанных заявлений, Калашников А.Л. обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия регистрирующего органа и обязании устранить нарушение его прав и законных интересов.
Решением от 19.02.2018 Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным оспоренное бездействие регистрирующего органа, обязал устранить нарушение прав и законных интересов путем принятия решения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просила отменить решение суда.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что действия Калашникова А.Л. направлены на уклонение от погашения задолженности перед кредиторами по денежным обязательствам, то есть являются злоупотреблением правом.
По мнению регистрирующего органа, заявление по форме N Р34001 не предполагает вынесение решения по статьям 11 или 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным.
Калашников А.Л. в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения и рассмотреть дело в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Калашникова А.Л.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральная налоговая служба как уполномоченный орган Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) осуществляет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация сведений, вносимых в единые государственные реестры, производится в порядке и на основаниях, установленных этим Законом.
Согласно пункту "а" части 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством, в том числе, изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждена форма NР34001 заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, а также основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N129-ФЗ мероприятий.
Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений (пункт 4 приложения N 1 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@).
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности) (часть 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Аналогичное требование предусмотрено пунктом 18 приложения N 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Кроме того, в соответствии с указанной нормой в случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
По результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, основанием для проведения которой являлось соответственно возражение относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет заинтересованное лицо, представившее (направившее) указанные возражение, заявление, о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление (пункт 19 приложения N 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@).
Пунктом 9 приложения N 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@) установлено, что проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, на основании полученного регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ осуществляется способами, предусмотренными подпунктами "а" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. Такая проверка осуществляется в срок не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения указанного заявления. В случае проведения такой проверки способами, предусмотренными подпунктами "б", "в", "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, указанный срок проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, может быть увеличен до двух месяцев.
Подпунктом 3 пункта 5 приложения N 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ установлено, что указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случае если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
Частью 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу часть 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, пунктов 18, 19 приложения N 1 приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ в случае установления в результате проверки недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений, и в случае непредставления таких сведений вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ, в том числе, к ним относятся, непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (подпункты "а", "б", "г").
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 26.06.2017 Калашников А.Л. представил в регистрирующий орган два заявления по форме N Р34001 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ как об учредителе (участнике) юридического лица и как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Заветлужское СМУ" (ОГРН 1165275017555, ИНН 5262337956).
Между тем, в нарушение требований части 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, подпункта 3 пункта 5 приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ Инспекцией до настоящего времени не принято решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации по заявлениям Калашникова А.Л.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, составленное регистрирующим органом письмо от 05.07.2017 N 0234/014309 не свидетельствует о соблюдении приведенных требований Закона N 129-ФЗ и приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой результат рассмотрения заявлений Калашникова А.Л. по форме N Р34001 как "оставление без обработки".
В рассматриваемом случае регистрирующим органом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации по заявлениям Калашникова А.Л., которое повлекло нарушение прав и законных интересов Калашникова А.Л. по своевременному и правильному рассмотрению поданных им в регистрирующий орган заявлений.
При этом доводы Инспекции о том, что действия Калашникова А.Л. направлены на уклонение от погашения задолженности перед кредиторами по денежным обязательствам, то есть имеет место злоупотребление правом, не являются основанием для нерассмотрения заявлений Калашникова А.Л., не свидетельствует об отсутствии обязанности у регистрирующего органа соблюдать положения действующего законодательства.
С учетом изложенного апелляционная жалоба регистрирующего органа удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2018 по делу N А43-44054/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Е.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.