14 мая 2018 г. |
Дело N А83-22859/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 мая 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Вахитова Р.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутор К.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2018 (резолютивная часть 26.02.2018) по делу N А83-22859/2017 (судья Колосова А.Г.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма"
к Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым,
при участии третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация города Симферополя Республики Крым,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Административной комиссии Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Комиссия) о признании незаконным и отмене постановления N 5/49 от 19.12.2017 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000, руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2018 в удовлетворении заявления отказано. Вынося указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события и состава в действиях заявителя правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым".
Не согласившись с законностью данного судебного акта, заявитель обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что имеющиеся в материалах дела копии фотофиксации правонарушения не могут являться доказательством события правонарушения и совершения его заявителем, а иные доказательства отсутствуют. Отмечает, что не определена площадь повреждения дорожного покрытия и не доказано, что оно разрушено ввиду действий заявителя, а не третьих лиц. Также указывает на истечение срока привлечения заявителя к административной ответственности.
Определением от 30.03.2018 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 08.05.2018.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили, хотя о дате, месте и времени проведения судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. От ГУП РК "Вода Крыма" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, требования жалобы поддерживает в полном объеме.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству а также размещение текста указанного определения на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом апелляционным судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 14 июля 2017 года Департаментом административно - технического контроля Администрации города Симферополя предприятию выдан Ордер на проведение аварийных земляных работ N 282/25-02/03-16, согласно которому заявителю разрешено проведение работ по адресу: г. Симферополь, ул. Целинная, 47а для производства аварийно-восстановительных работ на сети водоснабжения города. Также, указанным Ордером определено, что по окончании работ в срок до 20 июля 2017 года ГУП РК "Вода Крыма" должно восстановить тротуар - газон - проезжую часть улицы - дворовую территорию - асфальтобетонное покрытие - зону работ механизмов и сдать Департаменту городского хозяйства администрации города Симферополя.
07 ноября 2017 года в 11 часов и 04 декабря 2017 года в 10 часов 05 минут произведена фотосъемка (фотофиксация) по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Целинная, 47а, из которой следует, что по указанному адресу дорожное покрытие не восстановлено. 04.12.2017 в 10 часов 05 минут по указанному адресу повторно была проведена фотофиксация, из которой также усматривается невосстановление дорожного покрытия по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Целинная, 47а.
Усмотрев в действиях Предприятия нарушение требований пункта 8.13.8. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 12.02.2015 N 176, Департаментом Административно-технического контроля Администрации города Симферополя заявителю 04.12.2017 вручено уведомление N 25/01-13/1528 от 04.12.2017 о том, что 05.12.2017 в 15:30 часов состоится составление протокола об административном правонарушении по статье 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым", что подтверждается штампом входящей корреспонденции заявителя.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, каких-либо ходатайств в Комиссию не предоставлял, а также не предоставил доказательств исполнения требований вышеуказанного Ордера.
05 декабря 2017 года начальником отдела благоустройства и санитарного содержания управления по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий департамента административно - технического контроля администрации г. Симферополя РК Редченко В.Я. в отношении ГУП РК "Вода Крыма" составлен протокол об административном правонарушении N 000200, которым установлен факт нарушения Предприятием пункта 8.13.8 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 12 сессии Симферопольского городского совета N176 от 12.02.2015 (далее - Правил) (нарушение статьи 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым"). Протокол составлен в отсутствие представителя ГУП РК "Вода Крыма".
Копия указанного протокола, в котором было указано на то, что 19.12.2017 в 15 часов 00 минут состоится рассмотрение дела об административном правонарушении была получена Предприятием 07.12.2017, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции ГУП РК "Вода Крыма".
19 декабря 2017 года Административной комиссией муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя ГУП РК "Вода Крыма" было вынесено постановление N 5/49, согласно которому ГУП РК "Вода Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 3.11 Закона Республики Крым "О б административных правонарушениях в Республике Крым" от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 руб.
Не согласившись с законностью названного постановления, Предприятие обжаловало его в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2018 в удовлетворении требований отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к верному решению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" N 117-ЗРК/2015 предусмотрено, что нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 8.10 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1, частями 1, 3 статьи 2.2, статьями 3.4, 3.7, 3.8, 3.10 (в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка предоставления муниципальных услуг), 3.11, 3.12, 3.15, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2 настоящего Закона.
Административная комиссия муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым создана в соответствии с Законом Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым".
Таким образом, привлекая заявителя к административной ответственности, Комиссия действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что действия заявителя образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым".
Заявитель не отрицает и материалами дела подтверждается, что согласно Ордеру на проведение аварийных земляных работ N 282/25-02/03-16 от 14.07.2017 ГУП РК "Вода Крыма" были проведены аварийно-восстановительные работы на сети водоснабжения по адресу: г. Симферополь, ул. Целинная, 47а.
Согласно пункту 8.13.8. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 12.02.2015 N 176, все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, следует ликвидировать в полном объеме организациям, получившим разрешение на производство работ, в сроки, согласованные с Администрацией городского округа Симферополь.
В Ордере также было закреплено, что по окончании работ в срок до 20 июля 2017 г. ГУП РК "Вода Крыма" должно восстановить тротуар - газон - проезжую часть улицы - дворовую территорию - асфальтобетонное покрытие - зону работ механизмов и сдать Департаменту городского хозяйства администрации города Симферополя.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательств исполнения требований пункта 8.13.8. Правил заявителем не представлено.
В свою очередь неисполнение указанных требований подтверждается: Ордером на проведение аварийных земляных работ N 282/25-02/03-16 от 14.07.2017 по адресу: г. Симферополь, ул. Целинная, 47а; материалами фотофиксации, проведенной 07.11.2017 в 11 часов 00 минут и 04.12.2017 в 10 часов 05 минут в г. Симферополь, ул. Целинная, 47а, из которой усматривается разрушение дорожного покрытия по адресу: г. Симферополь, ул. Целинная, 47а; протоколом об административном правонарушении от 05.12.2017 N 000200; постановлением N 5/49 от 19.12.2017.
Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП РК "Вода Крыма" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым".
Оспариваемое постановление и протокол об административном правонарушении были составлены в отсутствие представителя ГУП РК "Вода Крыма". Вместе с тем заявитель был надлежаще уведомлен как о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что следует из штампа входящей корреспонденции заявителя на уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N 25/01-13/1528 от 04.12.2017, так и о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 05.12.2018 с указанием на рассмотрение дела об административном правонарушении 19.12.2017 в 15 часов 00 минут был получен заявителем 07.12.2017, что следует из штампа входящей корреспонденции ГУП РК "Вода Крыма" на нем.
То есть права ГУП РК "Вода Крыма" были соблюдены на всех этапах рассмотрения дела об административном правонарушении.
При изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях заявителя объективной стороны вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым".
Вина Предприятия заключается в том, что достоверно зная об обязанности выполнения требований пункта 8.13.8. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, им не было обеспечено их исполнение и не было восстановлено разрушение асфальтобетонного покрытия после проведения аварийных работ по адресу: г. Симферополь, ул. Целинная, 47а согласно ордеру N 282/25-02/03-16 от 14.07.2017.
Довод заявителя о том, что неясно, каким образом административный орган установил, что не восстановлено разрушение асфальтобетонного покрытия площадью 13 кв.м, не влияет на квалификацию вмененного ему правонарушения и не может свидетельствовать об отсутствии вины заявителя, поскольку для квалификации действий по статье 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым достаточно установление самого факта нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления. В данном случае нарушение пункта 8.13.8. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым также не ставится в зависимость от площади разрушения и повреждения дорожного покрытия, поскольку им предписана обязанность восстановить в полном объеме все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что собранные по делу доказательства являются надлежащими и достаточными для установления события и состава в действиях заявителя правонарушения, ответственность за которое установлена статье 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым".
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о пропуске срока привлечения его к ответственности по статье 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым" ввиду следующего.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Апеллянт, со ссылкой на пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, указывает, что поскольку в ордере было указано на необходимость восстановить тротуар - газон - проезжую часть улицы - дворовую территорию - асфальтобетонное покрытие - зону работ механизмов в срок до 20 июля 2017 г., то правонарушение не является длящимся, а срок его привлечения к ответственности за его совершение истек 21.09.2017.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя данный довод, исходит из того, что заявитель привлечен к ответственности за правонарушение, установленное статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым", в которой законодатель не установил конкретные сроки, несоблюдение которых будет составлять объективную сторону правонарушения. Таким образом, исходя из положений названной статьи нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, является длящимся правонарушением. Поскольку первоначально оно было выявлено 07.11.2017 (первичная фотофиксация правонарушения), то по состоянию на 19.12.2018 срок привлечения ГУП РК "Вода Крыма" к административной ответственности по статье 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым" не истек.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для признания исследуемого административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9. КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положения пункта 18 указанного выше постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
КоАП РФ не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае исключительные обстоятельства, находящиеся за рамками общих условий осуществления хозяйственной деятельности, свидетельствующие о наличии по данному делу предусмотренных статьей 2.9. КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом апелляционной инстанции не установлены.
Согласно части 1 статьи 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Как следует из оспариваемого постановления, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере, установленном санкцией статьи 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушения в Республике Крым - 5 000,00 руб. Суд апелляционной инстанции считает, что, учитывая характер совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, не влечет необоснованное ограничение прав лица, привлеченного к ответственности, и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности постановления Комиссии N 5/49 от 19.12.2017.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Судом апелляционной инстанции не выявлено процессуальных нарушений, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности в соответствии с вмененной квалификацией, права и интересы привлекаемого лица в полной мере соблюдены на всех стадиях административного производства.
На основании изложенного, суд первой инстанции законно отказал ГУП РК "Вода Крыма" в удовлетворении его заявления о признании незаконным и отмене постановления Комиссии N 5/49 от 19.12.2017. Оснований для отмены законного решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 марта 2018 года по делу N А83-22859/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-22859/2017
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ