город Томск |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А27-2888/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Усаниной Н.А., судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (N 07АП-2795/2018) на решение от 05.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) по делу N А27-2888/2017 по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров" (г. Ленинск - Кузнецкий, ОГРН 1024201298527, ИНН 4212007870) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (г. Ленинск - Кузнецкий, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области (г.Ленинск - Кузнецкий (ОГРН 1044212012250, ИНН 4212021105) о признании недействительным решения от 26.01.2017 N 89 (о.с.с.в. 212-ФЗ).
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров" (далее - заявитель, Учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о стра-
ховых взносах" N 89 (о.с.с.в. 212-ФЗ) от 26.01.2017 Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 6 (далее - ГУ- КРОФСС, Фонд).
Определением суда от 01.03.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция, третье лицо).
Решением от 05.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требований удовлетворены.
В поданной апелляционной жалобе на состоявшийся по делу судебный акт, Фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, отсутствие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) для признания недействительным решения Фонда, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Инспекция в представленном отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы Фонда, просит решение суда отменить, рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, поступившего отзыва на нее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанций, по результатам проведенном ГУ-КРОФСС (филиал N 6) выездной плановой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ плательщиком страховых взносов в отношении Учреждения 15.12.2016 составлен акт N 6000089 (о.с.с.с.212-ФЗ) и 26.01.2017 принято решение N 89 (о.с.с.в. 212-ФЗ) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в размере 3157, 68 руб.
Этим же решением Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 15 788, 40 руб., а также соответствующие суммы пени 3 860, 29 руб.
Основанием для принятия данного решения послужили выводы Фонда о занижении облагаемой базы для начисления страховых взносов на суммы оплаты дополнительных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами; нарушение порядка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, а именно расчет произведен, исходя из МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, с применением к нему районного коэффициента, что не предусмотрено действующим законодательством.
Учреждение, не согласившись с решением Фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительным оспариваемое решение Фонда в части исчислении Учреждением пособия, исходя из минимального размера оплаты труда на день наступления страхового случая с применением к нему районного коэффициента, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений Федерального Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее- Закон N 255-ФЗ), статьей 129, 139, 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), руководствуясь пунктом 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее- Положение), Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" в Кемеровской области введен коэффициент к заработной плате в размере 1,3, пришел к выводу о правомерном применении страхователем порядка выбора среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, а именно, средний заработок застрахованного за расчетный период сравнивался с минимальным размером оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент.
Доводы Фонда о том, что в соответствии в частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (при отсутствии в расчетном периоде у работника заработка либо его средний заработок за полный календарный месяц меньше МРОТ), с пунктом 11 (1) Положения районный коэффициент следует применять к уже начисленному размеру пособия - на него нужно умножить исчисленную сумму пособия по временной нетрудоспособности, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом, при расчете пособия страхователь сравнивал две величины: средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ с учетом районного коэффициента; средний дневной заработок, исходя из фактически отработанного времени застрахованного лица, в котором также учтен районный коэффициент.
ГУ-КРОФСС при расчете пособия сравнивало средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ без учета районного коэффициента, и средний дневной заработок, рассчитанный исходя из фактически отработанного времени застрахованного лица, в котором учтен районный коэффициент.
При этом, суд правомерно указал, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника.
То есть предполагается, что МРОТ, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Апелляционный суд считает выводы суда соответствующие системному толкованию положений статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктов 2, 11.1 Положения N 375, статей 133, 315, 316 ТК РФ, а доводы Фонда о необоснованном применении Учреждением районного коэффициента к МРОТ основаны на неверном толковании норм трудового законодательства и законодательства о социальном страховании.
Данный подход определен и Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 16.06.2015 N 309-КГ15-6058, от 03.11.2017 N 304-КГ17-15715, от 10.02.2018 N 304-КГ17-20023.
Признавая недействительным решение Фонда в части начисления страховых взносов на оплату дополнительных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты носят социальный характер, не обусловлены выполнением трудовых функций, в связи с чем, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
При этом, суд руководствовался положениями статей 7, 8 Закона N 212-ФЗ, статей 129, 262 ТК РФ, Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ); Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ), правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N1798/10.
Выводы суда в этой части также являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Суд обоснованно указал, что оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, носит характер государственной поддержки, направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Поскольку оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставленных
для ухода за детьми-инвалидами, не относится к вознаграждению за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, суд пришел к верному выводу, что данные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Ссылка Фонда на неприменение к рассматриваемым правоотношениям Постановления Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10, которое касается освобождения спорных выплат от обложения НДФЛ, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку в указанном Постановлении определена правовая природа спорных выплат.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал недействительным оспариваемое решение ГУ-КРОФСС.
В целом доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка; кроме того, не свидетельствуют о нарушениях (неверном толковании судом) норм материального и процессуального права, примененных к спорным правоотношениям сторон.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2888/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2888/2017
Истец: государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6
Третье лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области