г. Пермь |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А50-37425/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны (ОГРН 304592035700141, ИНН 592000768164) - Погодина С.А., паспорт, Медянская Р.А., паспорт, доверенность от 27.10.2015;
от заинтересованного лица Администрации Чайковского городского поселения (ОГРН 1055906309491, ИНН 5920023456) - Голышева О.С., паспорт, доверенность от 23.04.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 января 2018 года
по делу N А50-37425/2017,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны
к Администрации Чайковского городского поселения
о признании незаконными решений, действий, акта обследования,
установил:
Индивидуальный предприниматель Погодина Светлана Анатольевна (далее - заявитель, ИП Погодина С.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) требований - л.д.99 том 2) о признании незаконными требования Администрации Чайковского городского поселения, изложенные в письмах от 26.07.2017 N 11-02-46-27 и от 29.09.2017 N 02-46-27, действия администрации по утверждению планов-графиков от 09.12.2016 и от 30.06.2017 демонтажа незаконно размещенных движимых объектов - павильона "Континент": "ЗОО доктор", "24 продукты", включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 11.08.2011 N 976, акта обследования нестационарных торговых объектов от 22.03.2016.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 января 2018 года (резолютивная часть объявлена 16 января 2018 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ИП Погодина С.А. обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании предприниматель и его представитель настаивали на требованиях и доводах апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит решение суда оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержала изложенную в отзыве позицию, указав на законность и обоснованность обжалуемого заявителем судебного акта.
Суд на основании ст.ст.66, 68 АПК РФ при отсутствии возражений участвующих в деле лиц приобщил к материалам дела представленный заявителем протокол Администрации Чайковского городского поселения N 1 от 29.03.2016, на который в своих возражениях ссылалось заинтересованное лицо.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо установление совокупности следующих условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно подп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу ст. 39.36 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
К спорным правоотношениям подлежит применению Постановление Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок). В настоящее время с 16.12.2017 действует Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N966-п.
В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-П "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов" такая схема разрабатывается с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории муниципальных образований Пермского края, в том числе с учетом генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки (в том числе с учетом установленных градостроительных регламентов), документации по планировке территорий; необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В разделе IV Порядка содержатся положения, регламентирующие порядок внесения изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В п. 4.1 Порядка содержатся основания для внесения в схему изменений и дополнений, в п. 4.2 Порядка указано, что проект о внесении изменений и дополнений в схему разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления. Предложения о внесении изменений и дополнений в схему направляются в уполномоченный орган местного самоуправления, который в течение 30 дней со дня поступления предложений рассматривает их на предмет соответствия Порядку и принимает одно из следующих решений: разработать проект о внесении изменений и(или) дополнений в схему - в случае, если представленные предложения соответствуют Порядку; отказать в принятии предложений с направлением письменного мотивированного ответа - в случае, если предложения не соответствуют Порядку (п. 4.4 Порядка).
Согласно п. 4.5 Порядка разработанный проект о внесении изменений и(или) дополнений в схему подлежит согласованию, направлению для уведомления в соответствующие органы, утверждению и опубликованию в порядке, установленном для разработки и утверждения проекта схемы согласно разделу III Порядка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 11.08.2011 заинтересованное лицо постановлением N 976 утвердило Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского поселения, а также схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского поселения (л.д.63-67 том 2).
В разделе "Схема размещения нестационарных торговых объектов Основной район под учетными номерами 5 и 6 включены соответственно павильон площадью 40,0 кв.м с адресным ориентиром г. Чайковский, ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная" и павильон площадью 40,0 кв.м с адресным ориентиром г.Чайковский, ул.Вокзальная, остановка "Контейнерная".
Схема утверждена на 5 лет.
По указанным адресным ориентирам для осуществления эксплуатации торговых павильонов ИП Погодиной С.А. были заключены с Администрацией Чайковского муниципального района договоры аренды земельного участка от 30.08.2012 N 55-466 (л.д.74-82 том 1) и N 55-465 (л.д.83-89 том 1).
По заявлению ИП Погодиной С.А. от 18.06.2015 (л.д.90-91 том 1) письмом заинтересованного лица от 20.08.2015 (исх. 02-37-356вх) договор аренды земельного участка от 30.08.2012 N 55-466 возобновлен на неопределенный срок (л.д.18 том 1), по договору аренды земельного участка от 30.08.2012 N 55-465 заявление оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения предпринимателя к прокурору (л.д.92-96 том 1). Сверка расчетов по оплате за пользование земельными участками ИП Погодиной С.А. произведена по состоянию на 31.07.2017 (л.д.111-119 том 1).
Несмотря на то, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, не требующей оформления земельных правоотношений, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что между заявителем и заинтересованным лицом были пролонгированы арендные правоотношения на неопределенный срок, земельный участок под объектами сформирован и поставлен на кадастровый учет как земли населенных пунктов с видов разрешенного использования земельные участки объектов торговли (л.д.97-110 том 1).
22.03.2016 рабочей группой по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов проведено обследование нестационарных торговых объектов (акт от 22.03.2016 N 1), в том числе павильона Континент: "ЗОО доктор", "24 часа" (л.д.32-36 том 1).
29.03.2016 рабочая группа по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского поселения по результатам обследования нестационарных торговых объектов (акт от 22.03.2016 N 1) приняла решение об исключении из Схемы НТО павильона Континент: "ЗОО доктор", "24 часа" и организации работы по сносу, при этом указано на незаконную постройку в столбце "решение рабочей группы), в столбце "наличие в схеме/административные правонарушения" указано " имеется/торговля алкогольной продукции в ночное время".
31.10.2016 заинтересованное лицо постановлением N 2164 утвердило схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского поселения на 10 лет, распространив ее действие с 01 января 2017 года (л.д.40-63 том 1).
В схеме не предусмотрено размещение спорных нестационарных торговых объектов на остановке "Контейнерная".
09.12.2016 и.о.главы городского поселения - главы администрации Чайковского городского поселения утвержден План-график демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории Чайковского городского поселения, которым предусмотрен демонтаж павильона Континент: "ЗОО доктор", "24 часа" по ул.Вокзальная остановка "Контейнерная" в срок до 01.10.2017 (л.д.100 том 2).
30.06.2017 и.о.главы городского поселения - главы администрации Чайковского городского поселения утвержден План-график демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории Чайковского городского поселения, в число которых были включены спорные торговые павильоны с установлением срока до 01.08.2017 подготовки служебной записки в правовой комитет о подготовке документов в суд для демонтажа (л.д.37-39 том 1).
Письмом от 26.07.2017 N 02-46-27 заинтересованным лицом предложено ИП Погодиной С.А. произвести в срок до 01.10.2017 демонтаж торговых павильонов, расположенных на остановке "Контейнерная" по ул.Вокзальная г.Чайковский (л.д.15 том 1).
Письмом ИП Погодина С.А. от 07.09.2017 просила исключить из списка незаконно размещенных движимых объектов торговые павильоны (л.д.14 том 1).
Письмом от 29.09.2017 N 02-46-27исх/вх заинтересованное лицо ответило об отсутствии оснований для исключения объектов из списка незаконно размещенных движимых объектов и вновь предложило в срок до 01.11.2017 произвести демонтаж объектов в добровольном порядке.
Не согласившись с указанными в данных письмах требованиями Администрации Чайковского городского поселения о демонтаже павильона "Континет", действиями Администрации по утверждению планов-графиков от 09.12.2016 и от 30.06.2017 демонтажа незаконно размещенных движимых объектов - павильона "Континент": "ЗОО доктор", "24 продукты", включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 11.08.2011 N 976, акта обследования нестационарных торговых объектов от 22.03.2016, ИП Погодина С.А. обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
По смыслу указанной нормы избранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру нарушения и обеспечить восстановление нарушенного или оспариваемого права.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, в случае если лицо использует спорный земельный участок без установленных законом оснований собственник вправе требовать устранения любых нарушений его прав, в частности, освобождения имущества (земельного участка), занимаемого данным лицом без законных на то оснований.
Порядок выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории Чайковского городского поселения утвержден решением Думы Чайковского городского поселения от 15.09.2016 N 390 (далее Порядок).
Данный нормативно-правовой документ регламентирует порядок выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и на ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности (далее - самовольные (незаконные) объекты - п.1.2).
Согласно п.1.3 Порядка самовольно установленный движимый объект - это движимое имущество (в том числе временные объекты), расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.3 настоящего Порядка, без предусмотренных законодательством, нормативными правовыми актами администрации Чайковского городского поселения правовых оснований и/или с нарушением условий договора аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством (далее - договор аренды), в том числе если размещение временного объекта(ов), не являющегося(ихся) недвижимым имуществом, не предусмотрено соответствующим договором аренды.
Согласно п.1.4 Порядка незаконно размещенный движимый объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.3 настоящего Порядка, право на размещение которого прекратилось.
В силу п.1.5 Порядка в целях его применения к движимым объектам относятся, в том числе нестационарные торговые объекты (временные сооружения, временные конструкции и передвижные сооружения, контейнеры, торговые павильоны, торговые галереи, пункты быстрого питания, мобильные пункты быстрого питания, выносные холодильные оборудования, торговые автоматы (вендинговые автоматы) киоски, ларьки, летние кафе, палатки, павильоны, бахчевые развалы, передвижные сооружения: автомагазины (автоприлавки), изотермические емкости и цистерны, презентационные стойки и другие объекты).
Выявление и учет самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов осуществляется администрацией Чайковского городского поселения (п.2.1 Порядка).
Самовольные (незаконные) объекты в течение пяти рабочих дней после дня составления акта проверки, устанавливающего факт выявления самовольного (незаконного) объекта, подлежат постановке на учет для организации их демонтажа и освобождения территории, занятой такими объектами (п.2.3 Порядка).
Учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется Уполномоченным органом посредством включения сведений о данных объектах в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории Чайковского городского поселения (далее - Реестр) в порядке, установленном администрацией Чайковского городского поселения (п.2.4 Порядка).
В силу п.2.5 Порядка в течение пяти рабочих дней после дня постановки на учет самовольного (незаконного) объекта Уполномоченный орган:
размещает на объекте и официальном сайте объявление с требованием о добровольном демонтаже объекта в срок, установленный пунктом 2.6 настоящего Порядка (п.2.5.1 Порядка);
при установлении владельца самовольного (незаконного) объекта направляет уведомление владельцу с требованием о добровольном демонтаже объекта в срок, установленный пунктом 2.6 настоящего Порядка (п.2.5.2 Порядка).
Заинтересованное лицо, усматривая незаконное размещение нестационарных торговых объектов, принадлежащих ИП Погодиной С.А., в виде павильона Континент, включающего объекты "ЗОО доктор" и "24 часа", по адресному ориентиру г.Чайковский, ул.Вокзальная, остановка "Контейнерная", направил требование о демонтаже данных объектов, основанное на планах-графиках демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории Чайковского городского поселения.
Между тем требование о демонтаже спорных нестационарных торговых объектов, равно как включение данных движимых объектов в планы-графики демонтажа, неразрывно связаны со Схемой размещения нестационарных торговых объектов в Чайковском городском поселении, в которой в соответствии с постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 11.08.2011 N 976 данные объекты были включены в Схему, а в соответствии с постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 31.10.2016 N 2164 данные объекты в Схему включены не были.
В связи с чем в целях обеспечения судебной защиты предполагаемого заявителем нарушенного права арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым проверить законность и обоснованность действий Администрации Чайковского городского поселения, направленных на изменение Схемы размещения нестационарных торговых объектов в Чайковском городском поселении, то есть действий, направленных на исключение из Схемы принадлежащих ИП Погодиной С.А. вышеуказанных нестационарных торговых объектов.
Требование заинтересованного лица о демонтаже принадлежащих заявителю нестационарных торговых объектов безусловно основано на прекращении у заявителя права размещения нестационарных торговых объектов в связи с исключением объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов в Чайковского городском поселении. Соответственно без проверки законности и обоснованности данных действий заинтересованного лица не представляется возможным произвести оценку наличия либо отсутствия правовых оснований для демонтажа данных движимых объектов, а иного основания тому заинтересованным лицом не приведено и из материалов дела не следует. Восстановление нарушенного права в случае признания такового возможно, поскольку выполнение обязанности по устранению нарушения прав оспариваемыми действиями влечет восстановление права на размещение в Схеме нестационарных торговых объектов.
В связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, оспаривание заявителем данных действий заинтересованного лица является надлежащим способом защиты, а соответствующие выводы суда первой инстанции - ошибочными.
В силу ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Конституционный Суд РФ в Определении от 29.01.2015 N 225-О отметил, что положение ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Схема размещения НТО является средством систематизации размещения объектов, основанным на долгосрочных планах развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, соответственно внесение изменений в схему не должно быть способом административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.
Суд апелляционной инстанции находит недоказанным наличие правового основания для совершения заинтересованным лицом оспариваемых действий (за исключением составления акта от 22.03.2016), направленных на исключение спорных нестационарных торговых объектов, принадлежащих ИП Погодиной С.А., размещенных по адресному ориентиру г.Чайковский, ул.Вокзальная, остановка "Контейнерная", из Схемы размещения нестационарных торговых объектов в Чайковского городском поселении.
Как указано выше, основанием для принятия решения об исключении из схемы в протоколе от 29.03.2016 N 1 указано "незаконная постройка". Между тем из материалов дела не следует и доказательств незаконного возведения нестационарных торговых объектов заинтересованное лицо не представило. Из постановления Администрации Чайковского городского поселения от 31.10.2016 N 2164 следует, что их размещение на земельном участке осуществлено в связи с включением в Схему размещения нестационарных торговых объектов в Чайковского городском поселении, что исключает самовольный характер возведения строений. В рассматриваемой ситуации может иметь место незаконное размещение нестационарных торговых объектов в случае прекращения права нахождения данных объектов в Схеме.
Указание в протоколе от 22.03.2016 на наличие административных нарушений лишь констатирует их наличие, но не приведено в качестве основания прекращения права.
В оспариваемых требованиях, отраженных в письмах от 26.07.2017 и от 29.09.2017, также не приведено правовое обоснование демонтажа нестационарных торговых объектов.
Между тем, как следует из позиции заинтересованного лица, изложенной в отзыве на заявление, спорные торговые павильоны незаконно размещены на остановочном пункте (л.д.28-30 том 1, л.д.30-31,77 том 2). Аналогичные доводы заинтересованным лицом приведены в отзыве на апелляционную жалобу.
Однако совокупностью представленных в материалы дела доказательств указанные заинтересованным лицом обстоятельства, приведенные в правовое обоснование исключения спорных нестационарных торговых объектов из Схемы НТО, соответственно прекращения права размещения объектов и их демонтаж, не подтверждены.
Согласно п. 2.2.8.6 Порядка схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов в помещениях (на площадях) автопавильонов автобусных остановок, а также в пределах посадочных площадок и площадок ожидания автобусных остановок.
Согласно ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденным распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 г. N ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1).
В соответствии в п.11 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
В пункте 3.24 "ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 269-ст) дано следующее определение: "остановочные пункты маршрутных транспортных средств: Комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров".
Согласно п.5.3.3.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (ред. от 09.12.2013) остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Из материалов дела видно, что на земельном участке по адресному ориентиру г.Чайковский, ул.Вокзальная, остановка "Контейнерная", где расположены спорные нестационарные торговые объекты - торговый павильон "Континент": "ЗОО доктор", "24 часа", не размещены какие-либо сооружения и устройства, предназначенные для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров.
Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Чайковского городского поселения, утвержденный постановлением Администрации Чайковского городского поселения Пермского края от 13.09.2016 N 1707, не содержит остановочный пункт "Контейнерная" (л.д.13-15 том 2).
Согласно информации МКУ "Жилкомэнергосервис", представленной ОГИБДД ОМВД России по Чайковскому району 06.12.2017 N 01-07/1593 с приложением схемы, перед магазином "Континент" в районе здания N 39а по ул. Вокзальная согласно проекту организации дорожного движения на автомобильную дорогу по ул. Вокзальная остановка общественного транспорта отсутствует (л.д.28-29 том 2).
При указанных обстоятельствах ссылка на перечень дорог и автобусных остановок, закрепленных за муниципальным казенным учреждением "Жилкомэнергосервис" на праве оперативного управления, в составе которого поименована остановочная площадка "Контейнерная", ул.Вокзальная, несостоятельна.
Доказательств обустройства остановочной площадки "Контейнерная" по ул.Вокзальная, предназначенной для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров по маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Чайковского городского поселения, заинтересованным лицом не представлено.
Остановка принадлежащих АО "Уралоргсинтез", ООО "Чайковский кирпичный завод" служебных транспортных средств, предназначенных для перевозки своих работников, для посадки и высадки их в месте, перед магазином "Континент" (спорные торговые павильоны), не свидетельствует о создании на данном земельном участке в установленном порядке остановочного пункта, его обустройстве, как пункта посадки, высадки и ожидании пассажиров по маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Чайковского городского поселения, тем более маршрут перевозок сотрудников АО "Уралоргсинтез" (л.д.40-50, 69, 81-88 том 2), ООО "Чайковский кирпичный завод" (л.д.92 том 2) не относится к маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
С учетом вышеизложенного представленные в материалы дела выкопировка из карты градостроительного зонирования (л.д.70-71 том 2), распечатки с сайтов Интернета (л.д.72-73 том 2) не подтверждают доводы заинтересованного лица, что спорные нестационарные торговые объекты находятся в зоне действия места (предполагаемой) остановки маршрутных транспортных средств. Указанные в схеме АО "Уралоргсинтез" (л.д.81) маршруты N N 2, 3, 4, 5, 6 (л.д.82-88 том 2) не являются маршрутами регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Принятие Администрацией Чайковского городского поселения Пермского края постановления от 13.12.2017 N 3200 "О внесении изменений в техническую документацию объекта недвижимости" не свидетельствует о правомерности оспариваемых действий, имевших место в иной временной период.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемых действий заинтересованного лица в части требований и утверждения планов-графиков демонтажа спорных нестационарных торговых объектов требованиям Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", препятствующих использованию нестационарных торговых объектов и осуществлению торговой деятельности, соответственно о нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ на заинтересованное лицо подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Производство по делу в части заявленных требований о признании незаконным акта обследования нестационарных торговых объектов от 22.03.2016 подлежит прекращению, поскольку данный акт не обладает признаками ненормативного правового акта, не содержит властно-распорядительных требований, лишь фиксирует обстоятельства по обследованию НТО, не влечет для предпринимателя каких-либо негативных последствий.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заинтересованного лица о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд за защитой нарушенного права, поскольку данный срок исчисляется с момента получения заявителем письма заинтересованного лица от 29.09.2017 об отказе в исключении из списка незаконно размещенных движимых объектов, содержащего оспариваемое требование о демонтаже нестационарного торгового объекта, в пределах срока для добровольного демонтажа. При этом необходимо отметить, что доказательств уведомления Администрацией Чайковского городского поселения ИП Погодину С.А. о совершении действий, затрагивающих права и законные интересы предпринимателя, заинтересованное лицо не представило. При исключении из Схемы НТО движимых объектов заявителя вопрос соблюдения прав собственника объектов применительно к позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 29.01.2015 N 225-О, заинтересованное лицо не рассматривало и не разрешало.
Поскольку решение суда первой инстанции основано на неверном применении норм материального права, судебный акт подлежит отмене.
В порядке ст.110 АПК РФ подлежат распределению судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы, в пользу заявителя с заинтересованного лица подлежит взысканию госпошлина в размере 600 (шестьсот) рублей при подаче заявления и 150 (сто пятьдесят) рублей при подаче апелляционной жалобы, всего 750 (семьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченная госпошлина в сумме 5 400 руб. в силу ст. 104 АПК РФ подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1, 2 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 января 2018 года по делу N А50-37425/2017 отменить.
Производство по делу в части требования о признании незаконным акта обследования нестационарных торговых объектов от 22.03.2016 прекратить.
Признать незаконными требования Администрации Чайковского городского поселения, изложенные в письмах от 26.07.2017 N 11-02-46-27, от 29.09.2017 N 02-46-27, и действия администрации по утверждению планов-графиков демонтажа от 09.12.2016, 30.06.2017 незаконно размещенных движимых объектов павильона "Континент": "ЗОО доктор", "24 продукты", включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 11.08.2011 N 976.
Обязать Администрацию Чайковского городского поселения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Погодиной Светлане Анатольевне (ОГРН 304592035700141, ИНН 592000768164) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче заявления, по платежному поручению N 393 от 26.10.2017 в сумме 5400 (пять тысяч четыреста) рублей.
Взыскать с Администрации Чайковского городского поселения (ОГРН 1055906309491, ИНН 5920023456) в пользу индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны (ОГРН 304592035700141, ИНН592000768164) в возмещение расходов по уплате госпошлины 600 (шестьсот) рублей при подаче заявления и 150 (сто пятьдесят) рублей при подаче апелляционной жалобы, всего 750 (семьсот пятьдесят) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.