г. Москва |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А40-233458/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей С.Л. Захарова, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.М. Бегзи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Калининградской области, Министерства финансов Калининградской области, Министерства по культуре и туризму Калининградской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2018 по делу N А40-233458/17, принятое судьей М.Н. Кастальской (153-1510),
по заявлению 1) Правительства Калининградской области, 2) Министерства финансов Калининградской области, 3) Министерства по культуре и туризму Калининградской области
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица 1) Федеральное агентство по туризму, 2) Федеральное казначейство
о признании недействительным приказа
при участии:
от заявителей: |
1. Готовчик А.Л. по дов. от 28.12.2017; 2. Хроленко О.С. по дов. от 06.02.2018; 3. Кучушев К.А. по дов. от 26.03.2018; |
от ответчика: |
Мустаева В.Я. по дов. от 25.07.2016; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Биджиев А.Б. по дов. от 22.09.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, Министерство по культуре и туризму Калининградской области (заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации (заинтересованное лицо, Минфин России) от 17.10.2017 N 938 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Определением от 07.02.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по туризму и Федеральное казначейство.
Решением от 02.03.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, Министерство по культуре и туризму Калининградской области обратились с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд. Просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное казначейство с доводами заявителей не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное агентство по туризму в отзыве на апелляционную жалобу фактически оставило вопрос на рассмотрение суда.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители заинтересованного лица и третьего лица (Федерального казначейства) в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель Федерального агентства по туризму, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.10.2017 Минфин России вынес приказ N 938 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Приказом от 17.10.2017 N 938 Федеральному казначейству предписано исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Калининградской области (Министерства по культуре и туризму Калининградской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Калининградской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Калининградской области, в сумме 103663131,74 руб.
Полагая приказ от 17.10.2017 недействительным, Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, Министерство по культуре и туризму Калининградской области обратились в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
Полномочия Минфина России на принятие оспариваемого приказа следуют из норм ст. 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329).
В соответствии с п. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу п. 1 ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно норме п. 5 ст. 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных данным Кодексом бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Нормами ст. 306.8 БК РФ установлено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Указанная мера также предусмотрена п. 2 ст. 306.2 БК РФ.
В соответствии с нормами ст.ст. 306.2 и 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
Пунктом 2 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (утв. приказом Минфина России от 11.08.2014 N 74н, зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2014 N 34538) предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
В настоящем случае как достоверно установлено судом на основании материалов дела, поводом к изданию приказа Минфина России от 17.10.2017 N 938 послужили результаты внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Федерального казначейства по Калининградской области в отношении Министерства по культуре и туризму Калининградской области (правопреемник Министерства по туризму Калининградской области, постановление Правительства Калининградской области от 16.02.2017 N 58), оформленные Актом проверки от 14.08.2017, и Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 14.09.2017 N 07-04-04/09-1784, оформленное Федеральным казначейством на основании указанного акта проверки.
Выездная проверка проведена Управлением в период с 10.08.2017 по 14.08.2017 по вопросам недостижения значений показателей результативности использования средств федерального бюджета в 2015 году, предоставленных бюджету Калининградской области в форме субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 (Программа N 644), и несвоевременного возврата из бюджета Калининградской области в федеральный бюджет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, неиспользованных на дату первого отчета о расходовании субсидий, а также по вопросу неисполнения государственным органом исполнительной власти Калининградской области требования Федерального агентства по туризму о возврате неиспользованных средств субсидии в федеральный бюджет, основанного на предписании Федерального казначейства, выданного Федеральному агентству по туризму для исполнения требований бюджетного законодательства.
Проверкой в действиях Министерства по культуре и туризму Калининградской области выявлены бюджетные нарушения, ставшие следствием ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти Калининградской области федеральной целевой Программы N 644 и требований бюджетного законодательства.
Целевыми индикаторами и показателями Программы N 644, в том числе являются площадь номерного фонда коллективных средств размещения и количество койко-мест в коллективных средствах размещения (паспорт Программы N 644).
Государственным заказчиком - координатором Программы N 644 является Федеральное агентство по туризму.
В то же время Ростуризм в силу абз. 36 ст. 6, ст. 21 БК РФ и приложения 8 (ведомственная структура расходов федерального бюджета) к Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2015 год" является главным распорядителем средств федерального бюджета, за которым закреплены ассигнования федерального бюджета на предоставление субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" в размере 3784138,5 тыс. рублей. Ростуризм указан в ведомственной структуре расходов федерального бюджета под кодом бюджетной классификации (КБК), начинающимся цифрами "174".
В приложении N 6 к Программе N 644 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".
Пунктом 2 Правил приложения N 6 к Программе N 644 установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований и входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.
В целях реализации Программы N 644 государственный заказчик - координатор Программы утверждает положение и форму соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию Программы, заключаемого Ростуризмом с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 Правил приложения N 6 к Программе N 644).
Субсидии из федерального бюджета предоставляются на условиях (п. 10 Правил приложения N 6 к Программе N 644): наличия проекта, инициированного субъектом Российской Федерации и прошедшего конкурсный отбор; наличия соответствующей требованиям Программы N 644 долгосрочной региональной целевой программы, направленной на создание инвестиционных площадок и условий для привлечения в туристскую отрасль внебюджетных средств на основе государственно- частного партнерства, согласованной в установленном порядке с государственным заказчиком - координатором Программы; заключения соглашения, являющегося обязательством субъекта Российской Федерации по финансированию строительства (реконструкции) объектов, а также по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, в соответствии с целевыми показателями результативности предоставления субсидий, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; а также при наличии в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию в соответствующем финансовом году мероприятий в размерах, предусмотренных соглашением, но не менее 5 процентов необходимого размера бюджетных инвестиций (за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). То есть, в том числе местных бюджетов.
Помимо указанных условий Программой N 644 также предусмотрено наличие заключенных с инвесторами на основе государственно-частного партнерства соглашений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потенциальными инвесторами об участии в реализации проектов в объемах, необходимых для достижения установленных значений показателей результативности предоставления субсидий; наличие бюджетной заявки, поданной главному распорядителю средств федерального бюджета, о размере субсидии на очередной финансовый год, необходимой для выполнения мероприятий субъектом Российской Федерации в рамках реализации Программы.
Пунктом 12 Правил приложения N 6 к Программе N 644 предусмотрен перечень обязательных условий, подлежащих включению в содержание соглашения на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в который, в том числе входят такие условия как: значения показателей результативности предоставления субсидии по годам реализации Программы; обязательство о представлении бюджетной заявки о перечислении субсидии на очередной финансовый год по форме и в сроки, которые утверждаются главным распорядителем средств федерального бюджета; сроки и порядок представления документов и отчетов об исполнении высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии; ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Программой N 644 также предусмотрены критерии оценки эффективности использования субсидий (п. 15 Правил приложения N 6 к Программе N 644), к которым, в том числе отнесено достижение запланированных значений показателей результативности предоставления субсидий в отчетном году, определенное путем сопоставления фактически достигнутых показателей результативности предоставления субсидий с их запланированными значениями (площадь номерного фонда коллективных средств размещения (тыс. кв. метров), количество койко-мест в коллективных средствах размещения (тыс. единиц)).
На основании оценки эффективности использования субсидий возможно принятие решения о приостановлении или пропорциональном сокращении софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы N 644 (п. 16 Правил приложения N 6 к Программе N 644), в частности, при низкой эффективности использования субсидий и не достижении в отчетном финансовом году значений показателей результативности предоставления субсидий, установленных соглашениями, если фактические значения показателей составляют менее 85 процентов установленных на соответствующий год значений, а также при несоблюдении органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии, предусмотренных п. 10 Правил приложения N 6 к Программе N 644, за исключением случаев, когда условия предоставления субсидии были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
Пунктом 18 Правил приложения N 6 к Программе N 644 установлен порядок возврата в федеральный бюджет неиспользованных на 1 января очередного финансового года остатков средств субсидий, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации в предыдущем финансовом году.
Таким образом, Программой N 644 установлены обязательные условия о содержании соглашения на предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, наличия в региональных программах условий о возможности инвестирования и соответствующих соглашений с инвесторами на основе государственно-частного партнерства, об ответственности получателей средств субсидии при недостижении показателей Программы N 644 в отчетном году, об обязательности представления заявок о перечислении субсидии на очередной финансовый год главному распорядителю средств федерального бюджета, а также конкретизированные виды бюджетных нарушений (пункт 16 Правил), при которых наступает сокращение софинансирования за счет средств федерального бюджета.
При этом, исключительным случаем невыполнения условий Программы N 644 допускается только наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, вопреки ошибочным доводам подателей апелляционной жалобы, при оценке действий государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эффективному (неэффективному) использованию средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, необходимо учитывать положения Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999) (Правила N 999), являющихся общими при распределении и предоставлении всех видов субсидий, определяемых их целевым назначением (п.п. 3 и 4 Правил N 999).
Правила N 999 предусматривают, в том числе, порядок предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и, в этой связи, также должны приниматься во внимание (п. 6 Правил N 999).
Согласно п.п. 16 и 19 Правил N 999, предусмотрен порядок расчета средств субсидий, подлежащих возврату в федеральный бюджет, и основания их возврата, в частности недостижение (по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии) показателей результативности использования субсидий, а также неустранение указанных нарушений до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидий.
Пунктом 22 Правил N 999 предусмотрено применение мер бюджетного принуждения, установленных бюджетным законодательством в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления.
При этом решения о приостановлении перечисления (сокращении объема) субсидии бюджету субъекта Российской Федерации не принимаются в случае, если условия предоставления субсидии были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с абз. 4 ст. 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, условия Правил приложения N 6 к Программе N 644 и Правил N 999 обязательны для всех, в том числе для участников межбюджетных отношений, связанных с предоставлением субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Во исполнение Программы N 644 между Ростуризмом и Правительством Калининградской области заключено Соглашение от 09.04.2015 N 116-15-04-09-01 о предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".
В соответствии с разделом 1 Соглашения от 09.04.2015 N 116-15-04-09-01 Ростуризм обязался предоставить в 2015 году субсидию на осуществление Программы N 644 в размере 449900000 руб., а Калининградская область обязалась принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, и на условиях софинансирования обеспечить осуществление Программы за счет средств бюджета области в размере 116000000 руб., а также за счет средств внебюджетных источников в размере 1506500000 руб., и обеспечить выполнение условий Соглашения.
Приложением N 3 к Соглашению от 09.04.2015 N 116-15-04-09-01 установлен перечень показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета Калининградской области на 2015 год, которые определены следующими значениями: площадь номерного фонда коллективных средств размещения 33,4 тыс. кв.м. и количество койко-мест в коллективных средствах размещения 1,1 тыс. единиц.
Пунктом 2.5 Соглашения от 09.04.2015 N 116-15-04-09-01 установлено, что не использованные на 1 января текущего финансового года остатки средств подлежат возврату в федеральный бюджет исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
При наличии потребности в неиспользованном остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Ростуризма может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели.
Указанное положение Соглашения соответствует п. 18 Правил приложения N 6 к Программе N 644 и абз. 9-10 п. 4 ст. 78.2 БК РФ, а также п. 5 ст. 242 БК РФ.
Такое регулирование введено законодателем в целях надлежащего исполнения операций с бюджетными средствами при закрытии текущего финансового года, результатом которых является зачисление средств неиспользованных по назначению межбюджетных трансфертов на единый счет федерального бюджета для дальнейшего их зачисления (передачи) в бюджет нового финансового года для распределения главным распорядителям по целевым статьям расходов федерального бюджета.
В соответствии с абз. 6 и 7 п. 5 ст. 242 БК РФ в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.12 Соглашения от 09.04.2015 N 116-15-04-09-01 субъект Российской Федерации обязался обеспечить в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, возврат в доход федерального бюджета неиспользованных субсидий в установленном порядке.
Между тем, согласно акту выездной проверки, Калининградская область в лице соответствующих органов исполнительной власти указанные обязательства, а также обязательства по достижению показателей, установленных Соглашением от 09.04.2015 N 116-15-04-09-01, при использовании средств субсидии в 2015 году не выполнила, а неиспользованные средства субсидий в порядке, установленном БК РФ, в федеральный бюджет (главному распорядителю - Ростуризм) не вернула.
Неиспользованные остатки субсидии образовались вследствие недостижения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета, то есть средства субсидии не были использованы в текущем финансовом году в объемах, предусмотренных Соглашением от 09.04.2015 N 116-15-04-09-01.
Сумма данного бюджетного нарушения составила 103663131,74 руб., с учетом уменьшения суммы, подлежащей взысканию, до 30 процентов.
Факт совершения бюджетного нарушения подтверждается актом внеплановой выездной проверки от 14.08.2017.
Порядок проведения выездной проверки, оформления акта проверки, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения установлен Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092) (Правила N 1092), в настоящем случае соблюдены. Данное обстоятельство заявителями не опровергнуто.
Кроме того, поскольку акт проверки в порядке, установленном п. 65 Правил N 1092, не оспорен, следовательно, принят заявителями в неизменном виде, соответственно, с выводами о наличии бюджетных нарушений, указанных в акте проверки, заявители были согласны.
В связи с тем, что остатки неиспользованной Калининградской областью субсидии, предоставленной из федерального бюджета в 2015 году, подлежали возврату в федеральный бюджет в 2016 году, размер подлежащей возврату субсидии в соответствии с постановлением N 149 был обоснованно уменьшен решением Правительства Российской Федерации до 30 процентов от рассчитанного размера субсидии, фактически подлежащей возврату, что составило 103663131,74 руб. вместо 345543772,45 руб.
Таким образом, Правительство Российской Федерации учло в своем решении потребность регионов в средствах федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий на указанные цели. При этом неиспользованные (излишние) средства субсидий подлежали возврату в федеральный бюджет в соответствии с вышеуказанными правилами и нормами БК РФ.
Из акта проверки также видно, что возврат средств субсидии из бюджета Калининградской области не был осуществлен в 2016 году вопреки указанным нормам бюджетного законодательства.
Указанные бюджетные нарушения нашли свое отражение в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения от 14.09.2017 N 07-04-04/09-1784, оформленном Федеральным казначейством и направленном в Минфин России в целях издания приказа о применении бюджетных мер принуждения.
Оспариваемый Приказ от 17.10.2017 N 938 содержит ссылку на указанное уведомление.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приказ от 17.10.2017 N 938 издан Минфином России в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям норм бюджетного законодательства.
Соответствующий требованиям нормативных правовых актов приказ не нарушает права и законные интересы заявителей.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к правоотношениям сторон требований п. 23 Приложения N 6 Правил N 644 не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании нормы права.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы об ошибочном расчете суммы средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет.
Как уже было указано, в связи с тем, что остатки неиспользованной Калининградской областью субсидии, предоставленной из федерального бюджета в 2015 году, подлежали возврату в федеральный бюджет в 2016 году, размер подлежащей возврату субсидии в соответствии с постановлением N 149 был обоснованно уменьшен решением Правительства Российской Федерации до 30 процентов от рассчитанного размера субсидии, фактически подлежащей возврату, что составило 103663131,74 руб. вместо 345543772,45 руб.
Таким образом, Правительство Российской Федерации учло в своем решении потребность регионов в средствах федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий на указанные цели. При этом неиспользованные (излишние) средства субсидий подлежали возврату в федеральный бюджет в соответствии с вышеуказанными правилами и нормами БК РФ.
В указанной связи, ссылка подателей апелляционной жалобы на применение коэффициента, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2016 N 1472 является необоснованной.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности квалификации нарушения ст. 306.8 БК РФ необоснованный в силу неверного толкования названной правовой номы, следовательно, не может быть принят судом.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся порядка проведения проверки, опровергаются материалами дела и отклоняются в виду бездоказательности.
В отношении доводов апелляционной жалобы, касающихся нарушений ст. 242 БК РФ, следует отметить неверную оценку заявителями обстоятельств дела. В качестве нарушения заявителям вменено не достижение показателей результативности использования субсидий, что и привело к возникновению остатка средств, подлежащего возврату в федеральный бюджет.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на толковании правовых норм и оценке фактических обстоятельств отличных от суда первой инстанции, не опровергают правильные выводы арбитражного суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2018 по делу N А40-233458/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233458/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2018 г. N Ф05-12871/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство культуры и туризма Калининградской области, Министерство по культуре и туризму Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, Правительство Калининградской области
Ответчик: Министерство финансов РФ, Минфин России
Третье лицо: Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО