г. Москва |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А40-231814/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Центравтомагистраль"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2018 по делу N А40-231814/17, принятое судьей В.Д. Поздняковым (93-2068),
по заявлению ФКУ "Центравтомагистраль" (ОГРН: 1027700048551)
к Центральному МУГАДН (ОГРН 5177746032789)
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Шершнев К.Ю. по дов. от 07.05.2018; |
от ответчика: |
Сафонов В.А. по дов. от 12.04.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (заявитель, ФКУ "Центравтомагистраль") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Центрального межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ответчик, Центральный МУГАДН, административный орган) от 01.11.2017 N 011117/17/183 об устранении выявленных нарушений.
Решением от 19.02.2018 Арбитражный суд города в удовлетворении заявления ФКУ "Центравтомагистраль" отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФКУ "Центравтомагистраль" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на незаконность проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Центральным МУГАДН в период с 25.10.2017 г. по 31.10.2017 г. на основании распоряжения от 24.10.2017 N 10-1/10-89 о проведении обследования автомобильной дороги общего пользования А-103 "Щелковское шоссе" с 16 км по 55 км: 66 км, проведена проверка, и выявлены ряд нарушений.
В целях осуществления надзора за техническим состоянием автомобильной дороги общего пользования федерального значения Щелковского шоссе сотрудниками Центрального МУГАДН 31.10.2017 в соответствии с распоряжением Врио начальника Управления Центрального МУГАДН N 10-1/10-89 от 24.10.2017 осуществлен осмотр Щелковского шоссе.
Результаты обследования (осмотра) автомобильной дороги А-103 "Щелковское шоссе" с км 15+983 по км 55 зафиксированы 31.10.2017, при этом акт проверки административным органом не составлялся.
В примечании к указанному документу указано, что оценка осуществлялась в соответствии с перечнем стандартов обеспечивающих исполнение TP ТС 014/2011.
По результатам осмотра составлен соответствующий акт с привязкой фотографий по местам выявленных недостатков, в адрес владельца Щелковского шоссе ФКУ Центравтомагистраль направлены предписания для устранения выявленных недостатков.
По результатам проведенных мероприятий ФКУ "Центравтомагистраль" выдано предписание от 01.11.2017 N 011117/17/183 об устранении выявленного нарушения.
ФКУ "Центравтомагистраль", полагая выданное предписание незаконным обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 "О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (с изменениями на 13 января 2016 года) установлено, что органом ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Суд правомерно установил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Сотрудниками ЦМУГАДН проведены лишь контрольные мероприятия в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Щелковское шоссе", по результатам которых составлен акт обследования (осмотра). Предметом контрольного мероприятия не определена именно деятельность ФКУ "Центравтомагистраль", проводились мероприятия по контролю за сохранностью и содержанием, а не проверка в понимании Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с Положением о федеральном государственном транспортном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236) при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе их осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, в том числе требований к обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, к соблюдению порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, техническим требований и условий размещения объектов временного и капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, а также объектов дорожного сервиса и иных объектов, размещаемых в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения, требований в отношении присоединения объектов дорожного сервиса, объектов другого функционального значения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также в отношении введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Таким образом, административный орган, при выявлении признаков административного правонарушения, проведении административного расследования, рассмотрении и принятии решения по делу осуществлял обязанности возложенные Правительством Российской Федерации в рамках надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (с изменениями и дополнениями) - автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Автомобильная дорога Щелковское шоссе находится в оперативном подчинении ФКУ "Центравтомагистраль".
Представители ФКУ "Центравтомагистраль" приглашались для участия в осмотре Щелковского шоссе, о чем имеется соответствующее обращение Центрального МУГАДН от 24.10.2017 N 6/01-0. Однако ФКУ "Центравтомагистраль" отказались участвовать в осмотре (письмо от 26.10.2017 N 31-4/9761).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Законодателем установлено требование об обязательном применении требований технических регламентов, в том числе требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".
В соответствии со ст. 15 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" - Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
В настоящем случае нарушение обязательных требований к безопасности дорожного движения нашло свое объективное подтверждение. Утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 287, технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (TP ТС 014/2011) вступил в силу 15.02.2015.
С вступлением в силу его требования являются обязательными для исполнения при проектировании (в том числе изысканиях), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них на территории государств - членов Таможенного союза.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р "Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации" утвержден перечень документов по стандартизации с их обязательным применением.
По результатам осмотра ФКУ "Центравтомагистраль" предоставлена возможность устранить выявленные нарушения в содержании Щелковского шоссе, и тем самым выполнить свои прямые обязанности.
Учитывая данные обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Центральное МУГАДН правомерно выдало заявителю предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Довод подателя апелляционной жалобы, что в соответствии с государственным контрактом от 29.10.2012 N 199/12-СД, заключенным с ООО "ДорЭнергоСтрой" подрядчик в лице общества принимает на себя обязанности по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-103 "Щелковское шоссе", тем самым снимая ответственность с ФКУ "Центравтомагистраль" несостоятельный по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (с изменениями и дополнениями) - автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с пунктом 3.2. Устава ФКУ "Центравтомагистраль", утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24 августа 20015 года N 801, предметом деятельности ФКУ "Центравтомагистраль" является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружения на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления. Кроме того, в соответствии с п.6.4 Устава при осуществлении прав владения, пользования и распоряжения недвижимым и движимым имуществом Учреждения обязано обеспечивать сохранность и использование имущества, включая земельные участки, по назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом по мере старения; осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
Таким образом лицом, ответственным за содержание указанной дороги общего пользования, является ФКУ "Центравтомагистраль", и заключение государственного контракта с иным лицом на выполнение работ по содержанию указанной автодороги не освобождает заявителя от обязанности по содержанию автомомбильных дорог, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, а является лишь способом осуществления возложенных на Учреждение обязанностей.
При этом, в предписании N 011117/17/183 от 01.11.2017, вынесенном Центральным МУГАДН в отношении ФКУ "Центравтомагистраль" указано на необходимость именно организации работ по устранению выявленных нарушений требований технического регламента таможенного союза, а не проведение самим заявителем работ.
Представители ФКУ "Центравтомагистраль" приглашались для участие в осмотре Щелковского шоссе для оценки работы подрядных организаций по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-103 "Щелковское шоссе", о чем имеется соответствующее обращение Центрального МУГАДН от 24.10.2017 N 6/01-0. Однако ФКУ "Центравтомагистраль" отказались участвовать в осмотре (письмо от 26.10.2017 N31-4/9761).
Факт приглашения представителей ФКУ "Центравтомагистраль" для осмотра дороги не является доказательством проверки юридического лица.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2018 по делу N А40-231814/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231814/2017
Истец: ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства, ФКУ "Центравтомагистраль"
Ответчик: Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Центральное МУГАДН