г. Москва |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А40-210212/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2018
по делу N А40-210212/17, принятое судьей Лаптевым В.А. (шифр судьи: 45-1845)
по исковому заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 20 РАЙОНА "СОКОЛИНАЯ ГОРА" (ОГРН 1057748480899)
к ответчику ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1037739510423)
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Путинцев П.Э. по доверенности от 24.08.2017;
от ответчика: Блистанова А.А. по доверенности от 25.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 20 РАЙОНА "СОКОЛИНАЯ ГОРА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ о взыскании основного долга в размере 2.851.631 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2018 исковые требования удовлетворены в размере 851.631 руб. 58 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2018 исправлена опечатка, допущенная при изготовлении судебного, и указано о взыскании денежных средств за счет казны города Москвы.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 14.05.2018, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2018 подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора" (далее - истец), в качестве управляющей компании выполняет работы по техническому обслуживанию и оказанию коммунальных услуг в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Борисовская д. 2/31, ул. Борисовская д. 7, ул. Зверинецкая д. 22, ул. Зверинецкая д. 34, Измайловское шоссе д. 57, Измайловское шоссе д. 62, ул. Лечебная д. 5, ул. Лечебная д. 19, Окружной проезд д. 11 корп. 5, Окружной проезд д. 11 корп. 6, Окружной проезд д. 23, ул. Ткацкая д. 43, ул. Ткацкая д. 45, ул. Ткацкая д. 49, ул. Фортунатовская д. 11, ул. Фортунатовская д. 12, ул. Фортунатовская д. 16, ул. Фортунатовская д. 26, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А, в которых Департамент городского имущества города Москвы является собственником части помещений.
Указанные помещения являются собственностью города Москвы.
С учетом положений ст. 155, 158, 161 ЖК РФ, ст. 210, 249, 322 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан участвовать в уплате издержек по сохранению и содержанию имущества соразмерно со своей долей в общем имуществе, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности по коммунальным платежам.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца установил, что расчет произведен с учетом Постановление Правительства Москвы за N 748-ПП от 26.11.2013 г. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Выполненные работы и оказанные Истцом в августе 2014 г. - декабре 2014 года услуги по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Москва, ул. Борисовская д. 2/31, ул. Борисовская д. 7, ул. Зверинецкая д. 22, ул. Зверинецкая д. 34, Измайловское шоссе д. 57, Измайловское шоссе д. 62, ул. Лечебная д. 5, ул. Лечебная д. 19, Окружной проезд д. 11 корп. 5, Окружной проезд д. 11 корп. 6, Окружной проезд д. 23, ул. Ткацкая д. 43, ул. Ткацкая д. 45, ул. Ткацкая д. 49, ул. Фортунатовская д. 11, ул. Фортунатовская д. 12, ул. Фортунатовская д. 16, ул. Фортунатовская д. 26, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А приняты и подтверждены Государственным казенным учреждением города Москвы "Инженерная служба района Соколиная гора" в сумме 2 851 631 руб. 58 коп.
Обязанность Департамента городского имущества города Москвы перед ОАО "РЭУ N 20 района "Соколиная гора" по оплате стоимости, потребленных коммунальных услуг, возникла с августа 2014 и по состоянию на ноябрь 2017 г. за период август 2014 г. - декабрь 2014 года составляет 2 851 631 руб. 58 коп., из них: техническое обслуживание - 1 216 003 руб. 96 коп., отопление - 1 635 627 руб. 62 коп.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" Департамент имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых и жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-1Ш и Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент имущества города Москвы (Департамент городского имущества города Москвы) выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, соответственно, в силу ст. 210 Гражданского Кодекса РФ бремя содержания принадлежащего имущества лежит на Департаменте имущества города Москвы.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 13.11.2014 г. N 664 полномочным собственником является только Департамент городского имущества города Москвы, на который возложены полномочия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, касающиеся жилых помещений города Москвы.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-ПП и Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте городского существа города Москвы" Департамент имущества города Москвы (Департамент городского имущества города Москвы) выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, соответственно, в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего имущества лежит на Департаменте имущества города Москвы.
В силу положений п. 1 ст. 125 Гражданского Кодекса РФ Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу п. 1, 3, 35 Положения о Департаменте, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о пропуске истцом срока исковой давности подлежат отклонению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 199 (п. 2) Гражданского Кодекса РФ срок исковой давности применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" заявление стороны в споре о применении срока исковой давности, является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.
Между тем, ответчик заявления суду о пропуске истцом срока исковой давности на взыскание задолженности за период август - октябрь 2014 года не заявил и отзыва по делу Арбитражный суд первой инстанции не представил.
При этих условиях у Арбитражного суда города Москвы не было оснований для применения п. 2 ст. 199 Гражданского Кодекса РФ и отказе истцу во взыскании с ответчика задолженности по мотиву пропуска срока исковой давности.
Необоснованным является также утверждение в апелляционной жалобе о том, что Департамент городского имущества города Москвы не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанности по содержанию нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, находящихся в собственности города Москвы, возложена на Префектуры административных округов города Москвы, а следовательно и оплата их содержания.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-ПП и Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 15.06.2012 г. N 272-ПП "О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" установлено, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет возмещение расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) в отношении нераспределенных жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в общежитиях), находящихся в собственности города Москвы, или жилых помещений переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы, возмещение которых не производилось до вступления в силу настоящего постановления (т.е. до 01.01.2013 г.).
В силу Постановления Правительства Москвы от 13.11.2014 г. N 664 полномочным собственником является только Департамент городского имущества города Москвы, на который возложены полномочия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, касающиеся также жилых помещений города Москвы.
Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу п.1, 33.3, 35 Положения о Департаменте, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
В силу положений п. 1 ст. 125 Гражданского Кодекса РФ Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации" интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент городского имущества города Москвы, в отношении жилых помещений -отраслевой орган исполнительной власти города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан участвовать в уплате издержек по сохранению и содержанию имущества соразмерно со своей долей в общем имуществе.
В данном случае Департамент городского имущества города Москвы осуществлял правомочия собственника, принадлежащих городу Москва помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Борисовская д. 2/31, ул. Борисовская д. 7, ул. Зверинецкая д. 22, ул. Зверинецкая д. 34, Измайловское шоссе д. 57, Измайловское шоссе д. 62, ул. Лечебная д. 5, ул. Лечебная д. 19, Окружной проезд д. 11 корп. 5, Окружной проезд д. 11 корп. 6, Окружной проезд д. 23, ул. Ткацкая д. 43, ул. Ткацкая д. 45, ул. Ткацкая д. 49, ул. Фортунатовская д. 11, ул. Фортунатовская д. 12, ул. Фортунатовская д. 16, ул. Фортунатовская д. 26, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А, в которых Департамент городского имущества города Москвы является собственником части помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного Кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения,
При расчете сумм, подлежащих уплате за коммунальные и эксплуатационные услуги, применялось Постановление Правительства Москвы за N 748-ПП от 26.11.2013 г. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Выполненные работы и оказанные Истцом в августе 2014 г. - декабре 2014 года услуги по многоквартирным домам приняты и подтверждены Государственным казенным учреждением города Москвы "Инженерная служба района Соколиная гора" в сумме 2 851 631 руб. 58 коп.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 13.11.2014 г. N 664 полномочным собственником является только Департамент городского имущества города Москвы, на который возложены полномочия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, касающиеся жилых помещений города Москвы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 603 размер платы за тепловую энергию в жилом и нежилом помещении производится по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению.
Затраты по обеспечению водоснабжением и теплоснабжением оплачены Истцом специализированным организациям с учетом сведений по расходам этих организаций и также приняты ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО".
Сумма исковых требований подтверждена документами, представленными суду.
Суд апелляционной инстанции установил, что при принятии судебного акта суд первой инстанции рассмотрел требования о взыскании задолженности в размере 2.851.631 руб. 58 коп., однако в резолютивной части оспариваемого судебного акта указал о взыскании задолженности в размере 851.631 руб. 58 коп. без указания о взыскании денежных средств за счет казны города Москвы.
По ходатайству истца суд апелляционной инстанции отложил судебное заседание для рассмотрения судом первой инстанции ходатайства об исправлении опечатки, однако суд первой инстанции указанную опечатку не устранил, что является основанием для изменения судебного акта судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным требования истца о взыскании с ответчика основного долга в размере 2.851.631 руб. 58 коп.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2018 по делу N А40-210212/17 изменить и изложить в следующей редакции.
Взыскать с ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1037739510423) за счет казны города Москвы в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 20 РАЙОНА "СОКОЛИНАЯ ГОРА" (ОГРН 1057748480899) основной долг в размере 2.851.631 руб. 58 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 37.258 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210212/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2018 г. N Ф05-11330/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЭУ N20 р-на "Соколиная гора", ООО РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N20 РАЙОНА СОКОЛИНАЯ ГОРА
Ответчик: ДГИ Москвы, Департамент городского имущества города Москвы