г. Москва |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А40-87381/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Курочкина И.А., протокол судебного заседания ведет секретарь судебного заседания Кузнецова Н.В.) апелляционную жалобу АО "Барит"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2017 по делу N А40-87381/17, принятое судьей И.Н. Уточкиным (92-640),
по заявлению АО "Барит"
к Роснедрам
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Щелкунова И.И. по дов. от 21.08.2017. |
УСТАНОВИЛ:
АО "Барит" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (заинтересованное лицо, Роснедра) о признании незаконным решения, оформленного протоколом от 14.02.2017 N 20/17-стп, об отказе в согласовании проектной документации "Дополнение к "Рабочему проекту по освоению Толчеинского месторождения баритов, техническое перевооружение с целью увеличения производительности по добыче баритовой руды до 300 тыс. тонн в год и продления срока отработки запасов барита".
Решением от 23.11.2017 суд отказал в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Суд посчитал, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда АО "Барит" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо с доводами заявителя не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Роснедр в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО "Барит", извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство общества о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителя заинтересованного лица, считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Барит" является пользователем недр по Лицензии на пользование недрами серии АБН N 00658 вид ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча баритовых руд Толчеинского месторождения открытым способом в Боградском районе Республики Хакасия.
Дата окончания действия лицензии 31.12.2025.
Разработка Толчеинского месторождения баритовых руд осуществляется на основании проектной документации "Рабочий проект по освоению Толчеинского месторождения баритов" (АО "Сибцветметниипроект", 1995 год), которая не проходила рассмотрение и согласование ЦКР-ТПИ Роснедр.
АО "Барит" обратилось в Федеральное агентство по недропользованию с заявлением от 01.08.2016 N 12600/31 и представило на рассмотрение и согласование в ЦКР-ТПИ Роснедр проектную документацию "Дополнение к Рабочему проекту по освоению Толчеинского месторождения баритов, техническое перевооружение с целью увеличения производительности по добыче баритовой руды до 300 тыс. тонн в год и продления срока отработки запасов баритов".
Центральной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) протоколом от 16.08.2016 N 164/16-стп на основании абз. а, в п. 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118) (Положение), отказано в согласовании проектной документации "Дополнение к Рабочему проекту по освоению Толчеинского месторождения баритов, техническое перевооружение с целью увеличения производительности по добыче баритовой руды до 300 тыс. тонн в год и продления срока отработки запасов баритов".
В соответствии с Протоколом от 16.08.2016 N 164/16-стп проектная документация не соответствовала: требованиям, установленным абз. в, а п. 12 Положения; структуре, оформлению, составу и содержанию, определенным Требованиями к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2010 N 218, зарегистрирован в Минюсте России 10.08.2010 N 18104) (Требования); название проектной документации, указанное в техническом задании на проектирование не соответствовало названию проектной документации, указанному в заявлении; требованиям, установленным п. 24 Положения.
АО "Барит" рекомендовано разработать и представить на согласование в установленном порядке технический проект разработки Толчеинского месторождения баритов с учетом устранения замечаний, а именно: оформить проектную документацию в соответствии с требованиями Положения и Требований.
АО "Барит" повторно обратилось в Федеральное агентство по недропользованию с заявлением от 26.01.2017 N 1321/31 и представило на рассмотрение и согласование проектную документацию "Дополнение к "Рабочему проекту по освоению Толчеинского месторождения баритов, техническое перевооружение с целью увеличения производительности по добыче баритовой руды до 300 тыс. тонн в год и продления срока отработки запасов барита".
Результаты рассмотрения Комиссией проектной документации, предоставленной АО "Барит", оформлены протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 14.02.2017 N 20/17-стп.
При повторном рассмотрении проектной документации заявителя, Комиссией установлено несоответствие Дополнения требованиям Положения и Требований.
Обществу рекомендовано устранить замечания, представленные в пп. 3.1-3.5 Протокола от 14.02.2017 N 20/17-стп, разработать проектную документацию в соответствии с существующим законодательством и нормативно-правовыми актами и представить на согласование в установленном порядке с учетом следующих рекомендаций:
* структуру, оформление, состав и содержание проектной документации выполнить в соответствии с требованиями приложения к Требованиям;
* актуализировать проектные решения по состоянию на период времени рассмотрения в ЦКР-ТПИ Роснедр, в т. ч. выполнить расчет промышленных запасов и эксплуатационных потерь полезного ископаемого в составе проектной документации от балансовых запасов, числящихся на учете предприятия по состоянию на вышеуказанный период, подтвердить принятые к проектированию балансовые запасы соответствующей формой статистической отчетности N 5-гр;
* представить обоснованные варианты проектных решений (в отношении технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемы, степени извлечения барита из недр, и порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых);
- определить в составе проектной документации понятие выемочной единицы и представить детальный расчет нормативов потерь полезного ископаемого по каждой выемочной единице в соответствии с нормативными документами по определению, нормированию и учету потерь для данного вида полезного ископаемого (минеральные сырья);
- представить в составе проекта графические материалы (схемы) с указанием мест образования проектных потерь для применяемой системы разработки;
- привести в соответствие численные значения эксплуатационных запасов в календарном плане добычных работ, а также отразить ежегодный уровень добычи баритовых руд по каждой вовлекаемой в отработку выемочной единице (уступу);
- выполнить оценку экономической эффективности инвестиций с учетом специфики оценки эффективности инвестиций для проектов, реализуемых на действующих предприятиях в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК 477).
Согласно п. 2.2 Протокола от 14.02.2017 N 20/17-стп рассмотрение проектной документации на разработку Толчеинского месторождения баритов в ЦКР-ТПИ Роснедр осуществляется повторно. В представленной проектной документации замечания и рекомендации ЦКР-ТПИ Роснедр выполнены частично.
Полагая решение, изложенное в протоколе от 14.02.2017 N 20/17-стп, незаконным, АО "Барит" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами установлен Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118).
В соответствии с п. 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118) подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно п.п. 5, 6 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (Комиссия).
В соответствии с п. 15 Положения для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.
В силу абз. 1 п. 20 Положения рассмотрение проектной документации осуществляется Комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр.
В соответствии с абз. 3 п. 20 Положения по результатам рассмотрения проектной документации Комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации.
В настоящем случае основанием для отказа в согласовании Дополнения послужило то, что "проектная документация по структуре, оформлению, составу и содержанию не соответствует требованиям, определенным приложением к приказу Минприроды России от 25.06.2010 N 218, а именно не разработаны разделы проектной документации" (п. 3.1 Протокола от 14.02.2017 N 20/17-стп).
Подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с Положением и Требованиями.
Разделом I Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2010 N 218, зарегистрирован в Минюсте России 10.08.2010 N 18104) определены требования к структуре проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых.
В соответствии с п. 25 Положения подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
При таких обстоятельствах Комиссией Роснедр правомерно указано на необходимость устранения в установленном порядке замечаний, а именно на необходимость разработки проектной документации в соответствии с существующим законодательством, а также в соответствии с Требованиями.
В качестве основания для отказа в согласовании Дополнения в п. 3.1 Протокола от 14.02.2017 N 20/17-стп указано, что проектная документация не содержит обоснование принятому варианту разработки месторождения, в том числе в отношении уровня годовой добычи полезного ископаемого, степени извлечения полезного ископаемого из недр и порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых.
В соответствии с абз. а п. 13 Положения в проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных п. 12 Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе:
а) в проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, а также на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых - в отношении: объема работ, сроков и начала завершения работ; порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку; технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр; срока выхода на проектную мощность; порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых.
В связи с тем, что заявителем предлагается изменение уровня добычи, Комиссией правомерно указано на разработку обоснованных вариантов проектных решений, а также разработку иных положений, непосредственно связанных с увеличением уровня годовой добычи.
В п. 3.3 Протокола от 14.02.2017 N 20/17-стп указано на отсутствие информации о фактическом состоянии горных работ, так как расчет промышленных запасов и эксплуатационных потерь полезного ископаемого выполнен от балансовых запасов по состоянию на 01.01.2016; неверно выполненный расчет эксплуатационных запасов месторождения, указанных в календарном пане горных работ; невозможность оценить полноту отработки балансовых запасов лицензионного участка недр.
В соответствии с п. 1 раздела IV Требований проектная документация на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья должна содержать все данные, позволяющие производить анализ проектных решений без личного участия авторов.
Согласно п. 21 Положения основаниями для принятия Комиссией решения об отказе в согласовании проектной документации являются: несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерацией; несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным п.п. 12. 13 Положения.
Следовательно, Комиссией правомерно рекомендовано заявителю актуализировать проектные решения по состоянию на период рассмотрения ЦКР-ТПИ Роснедр, в т.ч. выполнить расчет промышленных запасов и эксплуатационных потерь полезного ископаемого в составе проектной документации от балансовых запасов, числящихся на учете предприятия по состоянию на вышеуказанный период, подтвердить принятые к проектированию балансовые запасы соответствующей формой статистической отчетности N 5-гр.
Судом первой инстанции правомерно указано на следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Условия пользования участком недр, объем, основные виды работ и сроки их проведения установлены Условиями пользования недрами, являющимися Приложением 1 к лицензии серии АБН N 00658 вид ТЭ (Условия пользования недрами), зарегистрированы Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу 21.12.2016.
В соответствии с п. 13.3 Условий пользования недрами пользователь недр обязан привести действующие технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, а также сведения о запасах полезных ископаемых на предоставленных в пользование участках недр в соответствие с действующим законодательством, нормативными актами.
В силу п. 13.3.3 Условий пользования недрами в отношении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых установлена обязанность пользователя недр - утвердить в установленном порядке подготовленные в соответствии с действующими на момент утверждения требованиями технические проекты (технический проект) - в течение 48 месяцев с даты регистрации изменений к лицензии.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации "О недрах" выполнение условий, установленных лицензией, является обязанностью недропользователя.
Таким образом, Условиями пользования недрами прямо установлена обязанность АО "Барит" в приведении технической документации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о недрах.
Изложенное свидетельствует о законности оспариваемого заявителем решения Роснедр.
Соответствующее требованиям нормативных правовых актов в сфере недропользования решение не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Ссылки в апелляционной жалобе на п. 3 разд. 4 Требований необоснованные, исходя из цели представленной заявителем проектной документации (увеличение производительности карьера).
Как следствие не может быть принят и довод апелляционной жалобы о праве общества не разрабатывать все разделы в Дополнении к проекту.
При этом вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, претензии к структуре проектной документации являются далеко не единственной причиной принятия оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2017 по делу N А40-87381/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87381/2017
Истец: АО "БАРИТ"
Ответчик: Роснедра, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
Третье лицо: ДЕНИСОВА Ж.Э.