город Томск |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А27-24460/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Полосина А.Л., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Денисовой О.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аптеки Кузбасса" (N 07АП-3360/2018) на решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24460/2017 по иску открытого акционерного общества "Аптеки Кузбасса" (650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 28А, ОГРН 1054205269139, ИНН 4205097745) к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр. Советский, 58, ОГРН 1034205005020, ИНН 4207022150) о взыскании 770 281,04 рублей.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: Попова Т.Ф. по доверенности N 91 от 11.01.2018 (сроком до 31.12.2018), Рытенкова О.Л. по доверенности N 2363 от 14.05.2018 (сроком до 31.12.2018) (после перерыва)
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Аптеки Кузбасса" (далее по тексту - истец, общество, ОАО "Аптеки Кузбасса") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области (далее по тексту - ответчик, Департамент) о взыскании убытков в сумме 770 281,04 руб.
Решением от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению апеллянта, предоставляя гражданам лекарственные средства, истец действовал не в собственных интересах, а руководствовался выписанными льготными рецептами, при этом не имел права отказать больным гражданам, которые имеют рецепт в выдаче жизненно необходимого лекарства; на истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя несения расходов по реализации бюджетных обязательств; Департамент является надлежащим ответчиком по делу.
Ответчик в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу истца не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного иска, Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва на жалобу, заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции считает решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенных открытых аукционов в электронной форме между управлением здравоохранения администрации города Кемерово и ОАО "Аптеки Кузбасса" заключены муниципальный контракт от 04.02.2017 N 2014.23308, предмет контракта - оказание адресной помощи лекарственными средствами гражданам, имеющим право на получение лекарственных средств бесплатно по рецептам врачей за счёт дотации областного бюджета (1554 человека); муниципальный контракт от 03.02.2014 N 2014.19723, предмет контракта - оказание адресной помощи льготным категориям граждан за счет местного бюджета по решению врачебной комиссии поликлиники из собственного ассортимента аптечного учреждения (509 человек); муниципальный контракт от 16.02.2015 N МК-2/2015, предмет контракта - оказание адресной помощи льготным категориям граждан за счет средств субвенции областного бюджета для территории на исполнение постановления N 890 по решению врачебной комиссии ведомственной поликлиники из собственного ассортимента аптечной организации.
Стоимость контрактов соответственно составила 1 056 296 рублей за счет средств бюджета города Кемерово, 687 392 рублей за счет средств бюджета города Кемерово, 441 818 рублей за счет средств бюджета города Кемерово.
Истец, ссылаясь на понесенные им расходы по закупке лекарственных средств, отпущенных гражданам сверх оговоренных муниципальными контрактами, в сумме 770 281,04 рублей, 04.07.2017 направил в адрес ответчика претензию от 29.06.2017 N 220 с просьбой в течение одного месяца с даты получения настоящей претензии произвести оплату денежных средств.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что права общества на самостоятельную закупку лекарственных средств в объемах сверх оговоренных муниципальными контрактами, за пределами лимитов бюджетных ассигнований и объемом бюджетного обязательства, установленного в Законе Кемеровской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", вышеперечисленными муниципальными контрактами не предусмотрено, не соответствует установленному законом порядку закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и не свидетельствует об их приобретении для муниципальных нужд.
Апелляционная инстанция находит указанные выше выводы арбитражного суда ошибочными в силу следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями пунктов 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинно-следственную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
При установлении причинно-следственной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинно-следственной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, для наступления гражданско-правовой ответственности по статье 15 ГК РФ истцом должны быть доказаны: факт причинения ущерба и его размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ).
На основании частей 2, 4, 5 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В рассматриваемом случае истец доказал обоснованность своего требования к ответчику.
Данный вывод апелляционного суда основывается на следующем.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который к таковым в том числе относит организацию обеспечения лекарственными препаратами (пункт 7 части 1 статьи 16 поименованного закона).
В соответствии со статьей 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Разделом I указанной Программы определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Разделом IV Программы "Финансовое обеспечение Программы" предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N 1) и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (Приложение N 2).
Пунктом 4 приведенного постановления на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, законодатель, устанавливая льготное (бесплатно или со скидкой) обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, возложил на субъектов Российской Федерации обязанность осуществлять соответствующее финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку льготное обеспечение лекарственными препаратами относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Льготное обеспечение граждан лекарственными средствами входит в набор социальных услуг. Процедуру получения лекарств регулирует разд. II Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (далее - Порядок N 328).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка N 328, за предоставлением необходимых лекарственных средств гражданин должен обращаться в государственное (муниципальное) лечебно-профилактическое учреждение.
Далее согласно выписанным рецептам аптечная организация осуществляет отпуск необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов питания для детей-инвалидов. В случае их временного отсутствия аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения гражданина его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем ЛС, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (пункт 2.7 Порядка N 328).
Согласно подпункту 3 пункта 34 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 N 1175н, гражданам, имеющим право в соответствии с Перечнем N 1 (федеральным) и Перечнем N 2 (федеральным) на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи.
Согласно подпункту 6 пункта 5 статьи 1 Закона Кемеровской области от 10.12.2007 N 151-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной защиты медицинских, фармацевтических и других работников здравоохранения, а также отдельных категорий граждан" в редакции действовавшей в спорный период государственными полномочиями по льготному лекарственному обеспечению в соответствии со статьей 8 Закона Кемеровской области "О здравоохранении" наделялись органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Закона Кемеровской области от 17.02.2004 N 7-ОЗ "О здравоохранении" в редакции действовавшей в спорный период, право на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно в соответствии с настоящим Законом за счет средств областного бюджета имеют: 1) дети первых трех лет жизни; 2) дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет; 3) лица, страдающие следующими видами заболеваний: детский церебральный паралич; гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия; острая перемежающаяся порфирия; СПИД, ВИЧ-инфекция; онкологические заболевания; гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии; лучевая болезнь; лепра; туберкулез; тяжелая форма бруцеллеза; системные хронические тяжелые заболевания кожи; бронхиальная астма; ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева; инфаркт миокарда (первые шесть месяцев); состояние после операции по протезированию клапанов сердца; диабет; преждевременное половое развитие; миастения; миопатия; мозжечковая атаксия Мари; болезнь Паркинсона; хронические урологические заболевания; сифилис; глаукома, катаракта; болезнь Аддисона; психические заболевания (инвалиды I и II групп); шизофрения и эпилепсия; 4) дети, больные муковисцидозом, лица, страдающие рассеянным склерозом, гипофизарным нанизмом, и лица, перенесшие пересадку органов и тканей, не получившие лекарственные препараты и изделия медицинского назначения за счет средств федерального бюджета (пункт 1).
Право на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении по рецептам врачей со скидкой 50 процентов за счет средств областного бюджета имеют граждане в соответствии с законами Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" и "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" (пункт 2).
Льготное лекарственное обеспечение осуществляется через аптечные организации, а в случаях, установленных действующим законодательством, - через учреждения здравоохранения (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области определяет порядок льготного лекарственного обеспечения и перечень аптечных организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, формирует территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения.
Законом Кемеровской области от 20.12.2011 N 150-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения", действовавшим до 01.01.2017, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий финансовый год и на плановый период (за исключением медицинской помощи, оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения Кемеровской области), а также по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территориях муниципальных образований.
Статьей 2 Закона Кемеровской области от 20.12.2011 N 150-ОЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Согласно пункту 5 статьи 19 Закона Кемеровской области от 20.12.2011 N 150-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местных бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов), в том числе администрации города Кемерово, на обеспечение льготных лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным группам граждан и по категориям заболеваний утверждено Законом Кемеровской области от 16.12.2013 N 126-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Как следует из материалов дела, ОАО "Аптеки Кузбасса" включены в перечень аптечных организаций, уполномоченных осуществлять отпуск лекарственных средств, утвержденного приказом Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 11.02.2009 N 181.
Факт отпуска истцом гражданам на основании рецепта врача бесплатно (со скидкой 50%) лекарственных средств в размере 770 281,04 руб. ответчиком по существу не оспаривается; контррасчет убытков не заявлен.
В свою очередь, позиция Департамента заключается в следующем: он не является надлежащим ответчиком; истец, зная об исполнении сторонами в полном объеме указанных выше муниципальных контрактов, должен был прекратить выдачу лекарственных средств больным гражданам.
Между тем, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А27-10301/2016, имеющим в рассматриваемом случае преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что субвенции на 2014, 2015, выделенные из областного бюджета местному бюджету на реализацию мероприятий "Обеспечение льготными лекарственными средствами и медицинскими изделиями отдельных групп граждан по категориям заболеваний" в г. Кемерово, израсходованы в полном объеме.
При этом реализация данного мероприятия осуществлялось только за счет субвенции областного бюджета, дополнительных финансовых средств из местного бюджета не предусмотрено; дополнительных льгот в рамках переданных органу местного самоуправления полномочий не вводилось.
Как следует из текста искового заявления общества, предъявленная ко взысканию с ответчика сумма является стоимостью лекарственных средств, отпущенных гражданам сверх оговоренных муниципальными контрактами объемов.
Апелляционная инстанция полагает, что в силу указанных выше норм права, в том числе положений Бюджетного кодекса РФ, и обстоятельств дела, отпуск истцом лекарственных средств по рецептам врачей в спорный период являлся необходимым. Предоставляя гражданам лекарственные средства, истец действовал не в собственных интересах, а руководствовался выписанными льготными рецептами и не имел права отказать больным гражданам, которые имеют рецепт в выдаче жизненно необходимого лекарства. На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации бюджетных обязательств.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика пояснили, что общество могло отказать гражданам в выдаче лекарственных средств (препаратов), поскольку знало об исполнении спорных муниципальных контрактов, в связи с чем своими действами способствовало возникновению убытков в заявленном размере.
Между тем, как было указано выше, истец в силу закона, не может отказать в выдаче лекарств на основании рецепта врача; ответчик в рассматриваемом случае не предпринял действий по приостановлению выдачи врачами рецептов указанным выше категориям гражданам; не представил доказательств оказания им необходимой медицинской помощи в ином виде (помещение в стационар, выдача лекарственных средств через иные специализированные коммерческие организации).
В свою очередь, апелляционная инстанция полагает, что отсутствие в бюджете в спорный период необходимых финансовых средств для возмещения коммерческой организации убытков, связанных с предоставлением потребителем бесплатно или по льготным ценам товаров в рамках реализации установленных законом льгот, при наличии безусловной обязанности у субъекта Российской Федерации оказывать гражданам необходимую бесплатную медицинскую помощь путем выдачи необходимых лекарственных средств, не может являться основанием для возложения на коммерческую организацию обязанности по несению расходов бюджета в указанной части.
Поскольку в рассматриваемом случае на стороне истца отсутствует злоупотребление правом (статья 10 Гражданского кодекса РФ), общество фактически несло расходы бюджета в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Ссылка Департамента о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, с учетом вступившего в законную силу судебного акта по делу N А27-10301/2016, а также Положения о Департаменте охраны здоровья населения Кемеровской области, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.03.2017 N 68, отклоняется апелляционной инстанцией как необоснованная.
Таким образом, поскольку факт необходимости (обязательности) отпуска истцом лекарственных средств по рецептам врачей в спорный период установлен материалами дела; при этом ответчик является органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим полномочия в сфере охраны здоровья (статья 5 Закона Кемеровской области от 17.02.2014 N 7-ОЗ), при этом с 01.01.2017 ответчик осуществляет полномочия в сфере охраны здоровья, в том числе организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, с ответчика за счет казны Кемеровской области в пользу общества подлежат взысканию убытки в размере 770 281,04 руб.
Указание судом первой инстанции на нарушение истцом требований Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является неправомерным, поскольку в статье 93 Закона N 44-ФЗ указано на возможность размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случаях, когда проведение предусмотренных законом конкурсных процедур было нецелесообразно в силу значительных временных затрат. К таким случаям могут быть отнесены закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера).
На основании указанной нормы к обстоятельствам, свидетельствующим о невозможности в конкретной ситуации заключить государственный или муниципальный контракт в установленном порядке, относятся случаи, в которых поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения. Поэтому исполнитель не может отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного или муниципального контракта или истечения срока его действия, и у него возникает право требования вознаграждения, которое может быть взыскано в судебном порядке.
В рассматриваемом случае, по мнению суда апелляционной инстанции, указанные обстоятельства материалами дела установлены.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на ответчика.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24460/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области за счет казны Кемеровской области в пользу открытого акционерного общества "Аптеки Кузбасса" убытки в размере 770 281,04 руб., государственную пошлину по первой и апелляционной инстанциям в размере 21 406 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24460/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2018 г. N Ф04-3703/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Аптеки Кузбасса"
Ответчик: Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области