г. Санкт-Петербург |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А42-10747/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13213/2018) ФКП "УЗКС Минобороны России" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2018 по делу N А42-10747/2017 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к 182 отделу государственного архитектурно-строительного надзора
об оспаривании постановления
установил:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, Предприятие, ФКП "УЗКС Минобороны России") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к 182 отделу государственного архитектурно-строительного надзора (далее - административный орган, Отдел, ГАСН) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2017 N 182/202/1-1-2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 24.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своих возражений заявитель указывает, что не является ни застройщиком, ни техническим заказчиком объекта, а выполняет функции инженерной организации, кроме того, устав Предприятия не является нормативно-правовым актом, устанавливающим обязанности, предусматривающие вину во вменяемом правонарушении. По мнению заявителя, Предприятие не может быть привлечено к административной ответственности за невыполнение функций, предусмотренных уставом или государственным контрактом, стороной которого оно не является. Податель жалобы обращает внимание, что решение суда по делу N А42-3378/2017 принято в отношении иного объекта, следовательно, не может рассматриваться в качестве отягчающего ответственность обстоятельства, кроме того, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства: отсутствие негативных последствий правонарушения и отсутствие бездействия заявителя при осуществлении строительного контроля, а также принимая во внимание имущественное и финансовое положение организации, заявитель полагает возможным освободить Предприятие от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.10.2017 N 241 и программы проведения проверок Отделом в период с 26.10.2017 по 07.11.2017 проведена выездная проверка соблюдения строительного законодательства при проведении работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство зоны хранения N 1 филиала 571 ТБВ, г. Гаджиево, Мурманской области", шифр объекта 2/46-ХР-1, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов в области строительства, в том числе:
- отсутствует проект производства работ на хранилище N 4 по ГП, согласованный с заказчиком, генеральным подрядчиком и проектной организацией (нарушение требований п. 3.3 СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции");
- в разделе 3 общего журнала работ не указываются используемые при строительстве материалы и изделия, не отражены погодные условия (нарушение требований п. 8.3 РД-11-05-2007);
- входной контроль материалов и изделий не ведется, отсутствует журнал учета входного контроля качества поступающих материалов и изделий (нарушение требований п. 7.1 СП 48.13330.2011, ст. 34 гл. 4 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; п. 3.23 СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции");
- в журнале бетонных работ отсутствуют сведения о фактическом классе прочности бетона, отсутствует подпись лаборанта, протоколы испытаний контрольных образцов бетона на прочность на 7 и 28 суток конструкций ниже отм. *0.000 представлены не в полном объеме (нарушение требований п.п. 3.5, 3.23, 5.18.15 СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции", п. 10 РД-11-05-2007);
- нет документа о качестве используемых материалов по хранилищу N 4 по ГП на аэродромную пленку (нарушение требований п. 6-д РД-11-02-2006, п.п. 4.6, 6.13, 7.1 СП 48.13330.2011).
Результаты проверки оформлены Актом от 07.11.2017 N 202/1 с фототаблицей.
Установив данные нарушения, а также то, что строительство указанного объекта осуществляется Министерством обороны РФ в рамках государственного контракта от 04.08.2015 N ДХ-2/46-ХР-1, которым функции и полномочия государственного заказчика (Министерства обороны РФ) переданы Предприятию, Отделом в отношении Предприятия составлен протокол N 182/202/1-П/1 от 24.11.2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 14.12.2017 N 182/202/1-1-2 Предприятие привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Под объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
При этом в силу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Из пункта 22 статьи 1 ГрК РФ следует, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
В рамках приведенных понятий согласно пунктам 2.5, 2.6, 7.1.1, 7.1.5, 7.1.7, 7.1.15, 7. 17 государственного контракта от 04.08.2015 N ДС-2/46-ХР-1 государственный заказчик (Министерство обороны РФ) в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 контракта, Предприятию. При осуществлении прав и обязанностей по контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, заказчик (Предприятие) действует от имени государственного заказчика. Заказчик (Предприятие) осуществляет контроль за принимаемыми генподрядчиком техническими и инженерными решениями, закладываемыми им в проектную (рабочую) документацию; осуществляет контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ), используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых в строительстве, условиям контракта; рассматривает образцы материалов, оборудования, изделий, приобретаемых генподрядчиком для производства строительно-монтажных работ, паспортов к ним в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения от генподрядчика образцов, в случае необходимости сообщает о своих замечаниях генподрядчику; принимает и проверяет стоимость и качество строительномонтажных работ, выполненных генподрядчиком при наличии исполнительной документации, представляемой генподрядчиком, на предъявляемый к приемке объем работ; осуществляет иные функции государственного заказчика, определенные контрактом и законодательством РФ.
Данные положения государственного контракта согласуются с Уставом заявителя, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р (с изменениями от 29.06.2011 N 1119-р), в соответствии с которым Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Целью деятельности Предприятия является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства, для достижения которой Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет, в том числе обеспечение проектно-сметной и разрешительной документации в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организацию проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства; контроль за исполнением государственных контрактов на выполнение работ по капитальному строительству и капитальному ремонту (пункт 10, подпункты "в", "д" пункта 11 Устава).
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
ФКП "УЗКС Минобороны России" в силу положений ГрК РФ, требований Положения о проведении строительною контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства. утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, обязано осуществлять строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов. Вышеуказанные нарушения были допущены по причине ненадлежащего осуществления ФКП "УЗКС Минобороны России" строительного контроля.
Как определено в части 4 статьи 53 ГрК РФ, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ составляются акты освидетельствования указанных работ.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно пункту 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, также капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение), строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Согласно пункту 3 Положения строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком.
В соответствии с пунктом 12 Положения проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
То обстоятельство, что строительно-монтажные работы ведутся с нарушением требований проектной документации, технических регламентов, пункта 4 статьи 53 ГрК РФ, пункта 6 Положения, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 07.11.2017 N 202/1 (с фототаблицей), и Предприятием по существу не оспорено.
Доказательств невозможности соблюдения вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Предприятие не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Заявляя об отсутствии соответствующих контрольных и распорядительных полномочий, в апелляционной жалобе Предприятие само в качестве смягчающих ответственность обстоятельств голословно ссылается на понуждение генподрядчика к устранению выявленных нарушений.
Таким образом, состав вмененного правонарушения следует признать установленным.
Исходя из объекта посягательства и обстоятельств совершения правонарушения, исключительных оснований для признания его малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не истек.
Наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. назначено в минимальном размере санкции соответствующей нормы. По мнению апелляционного суда, назначенный штраф отвечает требованиям справедливости, соразмерности, степени вины, тяжести правонарушения и целям административного наказания.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального, заявителем в материалы дела не представлено.
Предприятие не учитывает, что заявляя о снижении штрафа в силу имущественного положения, исходя из статей 9, 65, 66 АПК РФ должно обосновать перед судом данный довод документально соответствующими доказательствами (к примеру, бухгалтерским балансом, справками о счетах в банках и остатках средств на них, сведениями о кредиторской и иной задолженности и т.д.), поскольку суд не вправе считать такие обстоятельства имеющими заранее установленную силу.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2018 по делу N А42-10747/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.