город Томск |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А27-19869/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Усаниной Н.А., |
судей |
|
Колупаевой Л.А., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (N07АП-3116/2018) на решение от 15.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) по делу NА27-19869/2017 по заявлению закрытого акционерного общества "Кузбасский пищекомбинат" (654034, г. Новокузнецк, пр. Технический, д. 17, корп. 5, ИНН 4238008042, ОГРН 102420212129753) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (650066, г. Новокузнецк, пр-т Ленина, д. 80А, ИНН 1024200697663, ОГРН 1024200697663) (филиал N 11) о признании недействительным решения от 23.06.2017 N29 доходы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (654041, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д. 35, ИНН 4217424242, ОГРН 1114217002833).
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Кузбасский пищекомбинат" (далее -ЗАО "КПК", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения от 23.06.2017 N 29 доходы, вынесенного Государственным учреждением - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалом N 11 (далее- ГУ- КРОФСС, Фонд) в части уплаты пени в размере 826 762,17 руб.
Решением от 15.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области признано недействительным решение Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 11) от 23.06.2017 N 29 доходы "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части начисления пени в размере 826 762 руб. 17 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неверное толкование судом норм права, установленные статьей 45 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сроки давности привлечения к ответственности применяются лишь при наложении штрафа, для начисления и взыскания пени не имеют значения, поскольку закон предусматривает, что требования об уплате недоимки, пени и штрафов выносится по итогам как камеральных, так и выездных проверок, суд не вправе ссылаться на то, что требование об уплате пени в сумме 826 762, 17 рублей ГУ- КРОФСС обязано было выставить по результатам камеральной проверки отчетности за 2015 год, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований ЗАО "КПК" отказать в полном объеме.
ЗАО "КПК" в представленном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Фонда, третьего лица, при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУ- КРОФСС (филиал N 11) в период с 15.05.2017 по 19.05.2017 проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов ЗАО "Кузбасский пищекомбинат", а также правомерности произведенных расходов страхователем за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах: страхователь ЗАО "КПК" своевременно не уплатил недоимку по страховым взносам, в том числе не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, о чем составлен акт выездной проверки от 23.05.2017 N 37 доходы и принято решение от 23.06.2017 N 29 доходы "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N212-ФЗ в виде штрафа в размере 470,81 руб., обществу доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 354 руб. 02 коп. и пени в размере 858 383,37 руб.
Не согласившись с указанным решением в части доначисления пени в размере 826 762,17 руб. ЗАО "КПК" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд пришел к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого решения возможность взыскания с ЗАО "КПК" пени за период с 01.01.2014 по 16.02.2016 Фондом утрачена; принудительное взыскание пеней за указанный период Фондом не производилось.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
По истечении срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока орган контроля за уплатой страховых взносов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, принимает решение об их взыскании.
По истечении срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока орган контроля за уплатой страховых взносов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, принимает решение об их взыскании.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ (часть 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В этом случае, в силу части 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ.
Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, считается недействительным и исполнению не подлежит (часть 5.3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Положения статьи 19 Закона N 212-ФЗ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 15).
В силу части 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.
Частью 14 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьи 22 закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение нарушения.
Из положений пункта 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) следует, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты, а в случае представления отчетности с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
В силу положений пункта 57 Постановления N 57 требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного (отчетного) периода, направляется органом контроля в адрес плательщика не позднее трех месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что пени в сумме 826 762,
17 руб. начислены Фондом на недоимку в размере 6 836 503,12 руб., образовавшуюся по результатам выездной проверки правильности уплаты страховых взносов за 2011 -2013 годы и доначисленную по решениям ГУ- КРОФСС N 51 доходы, N 31 расходы, N 57 н/с от 29.07.2014, которые оспаривались заявителем в рамках дела NА27-15847/2014, вступившим в законную силу на основании Постановления Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015.
По результатам вышеуказанной проверки требование об уплате пеней по неупла-
ченным своевременно страховым взносам обществу не направлялось.
Как следует из материалов дела и дополнений к отзыву, представленных Фондом, обществом на 16.02.2016 задолженность по страховым взносам у заявителя отсутствовала; недоимка, выявленная за предыдущий проверяемый период, была погашена 26.01.2016.
Принудительное взыскание пеней за период с 01.01.2014 по 16.02.2016 Фондом не производилось.
Отклоняя доводы Фонда о том, что период, за который начислена пеня, относится к проверяемому периоду, и, следовательно, начисление пени на недоимку, выявленную в рамках предыдущей выездной проверки, правомерно, и не могло быть произведено ранее завершения плановой проверки, охватывающей соответствующий период, суд первой инстанции правомерно исходил из положений части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которой плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Также принял во внимание, пояснения Фонда, с учетом вступившего в законную силу судебного акта по делу N А27-15847/2014 задолженность заявителя по вынесенным по результатом проверки 2011-2013 годов составила на 01.01.2014 - 6 836 503,12 руб. с учетом:
- 363 611,23 руб. доначисленных страховых взносов согласно решениюN 51 доходы от 29.07.2014;
-11 742 416,23 руб. расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов сог-
ласно решению N 31 расходы от 29.07.2014;
-задолженности заинтересованного лица перед заявителем в сумме 5 269 524,34 руб.
При этом, из представленных расчетов по форме 4-ФСС, что не оспаривается Фондом, в период с 01.01.2014 до 30.09.2015 заявитель не отражал соответствующие задолженности (363 611,23 руб. и 11 742 416,23 руб.) в отчетности, данная задолженность отражена в отчетности за 12 месяцев 2015 года.
Задолженность, выявленная по результатам проверки 2011 - 2013 год заявителем погашена и согласно форме 4-ФСС за 1 квартал 2016 года задолженность заявителя на конец квартала отсутствует.
Ссылки Фонда на отсутствие оснований для вынесения требования о взыскании недоимки, поскольку указанная задолженность обществом на сдачу отчетности была погашена, страхователь не отражал сумму задолженности, выявленную в результате проверки за 2011-2013 в отчетности 2014 года, несостоятельны, поскольку страхователь оспаривал в судебном порядке решение Фонда (дело N А27-15847/2014) сумма задолженности за 2011-2013 не отражалась им в отчетности за 2014 г.; впоследствии отражена в отчетности за 12 месяцев 2015, отчетом от 25.01.2016.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что соответствующее требование должно быть направлено Фондом по результатам камеральной проверки отчетности заявителя за 1 квартал 2016, является обоснованным.
Довод Фонда о том, что страхователь обжалует не требование об уплате недоимки, пеней и штрафов, вынесенное по результатам выездной проверки 2014 года, а решение от 23.06.2017 N 29, в котором обоснованно начислены пени, поскольку сумма недоимки в период, отраженный в решении (01.01.2014- 15.02.2016) оплачена не была, отклоняется судом апелляционной инстанции, сумма пени в размере 826 762, 17 руб. в требовании от 19.08.2014 не выставлялась; начислена за период с 01.01.2014 (иной период, чем по требованию от 19.08.2014) и за рамками проведенной за 2011-2013 проверки; таким образом, на момент вынесения решения от 23.06.2017 N 29 доходы возможность взыскания с общества причитающейся к уплате суммы пени с учетов, сроков, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ утрачена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, выводы суда не опровергают и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения арбитражного суда, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19869/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А.Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19869/2017
Истец: ЗАО "Кузбасский пищекомбинат"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 11
Третье лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области