город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2018 г. |
дело N А53-39144/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс": представитель не явился, извещен,
от Астраханской таможни: представитель не явился, извещен,
от Южной оперативной таможни: представитель по доверенности от 11.01.2018 Сердюкова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2018 по делу N А53-39144/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс",
заинтересованные лица: Астраханская таможня; Южная оперативная таможня, принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Астраханской таможни от 08.08.2017 по делам об административных правонарушениях N 10311000-418/2017, N 10311000-416/2017, N 10311000-417/2017, N 10311000-410/2017, N 10311000-411/2017, N 10311000-412/2017, N 10311000-413/2017, N10311000-415/2017, N 10311000-405/2017, N 10311000-406/2017, N 10311000-407/2017, N 10311000-408/2017, N 10311000-409/2017, N 10311000-399/2017, N10311000-401/2017, N 10311000-402/2017, N 10311000-403/2017, N 10311000-404/2017 N 10311000-392/2017 N 10311000-393/2017, N 10311000-394/2017, N10311000-395/2017, N 10311000-396/2017, N 10311000-387/2017, N 10311000-389/2017, N 10311000-390/2017, N 10311000-391/2017, N 10311000-406/2017, N10311000-382/2017, N 10311000-383/2017, N 10311000-384/2017, N 10311000-385/2017, N 10311000-386/2017 о привлечении к административной ответственности по статье 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о признании незаконными и отмене решений Южной оперативной таможни от 23.11.2017 NN 10314000/188ю/648А, 646Б, 647А, 641 А, 642А, 643А, 644А, 645А, 636А, 637А, 638Б, 639А, 640А, 631 А, 632А, 633Б, 634А, 635А, 626А, 627Б, 628А, 629А, 630А, 622А, 623А, 624А,625А, 617Б, 618А, 619А, 620Б, 621А.
Решением суда от 19.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что товары ввозились обществом по поручениям принципалов, и на них лежит обязанность по своевременному перечислению денежных средств на уплату таможенных платежей за ввезенные товары. Следовательно, в действиях общества отсутствует вина как обязательный элемент состава правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Южная оперативная таможня просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Южной оперативной таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" и Астраханская таможня, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/100217/ОБ000437 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежий", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-66 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары не позднее десятого числа месяца, следующего, за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
10.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/100217/ОБ000436 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-126 от 02.12.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения, то есть до 10.03.2017.
10.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/100217/ОБ000435 о подаче таможенному органу декларации на товар - "баклажаны свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-66 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000434 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви, томаты, баклажаны свежие", поступившего в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-90 от 03.11.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000432 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-56 от 05.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000431 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежий", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-66 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000430 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви, томаты, баклажаны, перец свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-66 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего, за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000429 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежий", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-160 от 09.01.2017 из Исламской Республики Иран и представление необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000428 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-160 от 09.01.2017 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000427 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-72 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000426 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежий", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-69 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000425 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-56 от 05.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000424 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего, за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000423 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-90 от 03.11.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000422 о подаче таможенному органу декларации на товар - "томаты свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-90 от 03.11.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000421 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп свежий", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-126 от 02.12.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000420 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-66 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
09.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/090217/ОБ000418 о подаче таможенному органу декларации на товар - "салат-айсберг свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-64 от 20.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
08.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/080217/ОБ000415 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-119 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
08.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/080217/ОБ000414 о подаче таможенному органу декларации на товар - "капуста свежая", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-80 от 01.11.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего, за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
08.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/080217/ОБ000413 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-66 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
08.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/080217/ОБ000412 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
08.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/080217/ОБ000411 о подаче таможенному органу декларации на товар - "томаты, киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-117 от 24.11.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
08.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/080217/ОБ000410 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-126 от 02.12.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
08.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/080217/ОБ000409 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-56 от 05.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
07.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/070217/ОБ000408 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-153 от 22.12.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
07.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/070217/ОБ000406 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-66 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего, за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
07.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/070217/ОБ000405 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-69 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
07.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/070217/ОБ000404 о подаче таможенному органу декларации на товар - "капуста свежая", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-69 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
07.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/070217/ОБ000403 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-72 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
07.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/070217/ОБ000402 о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-86 от 03.11.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
06.02.2017 общество на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило обязательство N 10311100/060217/ОБ000401 о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-69 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, то есть до 10.03.2017.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" декларации на товары (далее по тексту - ДТ) по обязательствам подало на Советский таможенный пост Астраханской таможни с нарушением срока, указанного в обязательствах, электронная декларация поступила на компьютерный сервер таможенного поста после завершения рабочего дня, то есть, в нерабочее время таможенного органа.
13.03.2017 (следующий рабочий день) на Советском таможенном посту Астраханской таможни осуществлена регистрация деклараций на товары по вышеуказанным обязательствам.
Между тем, на дату подачи ДТ таможенные платежи обществом уплачены не были, таможенный орган на декларациях не сделал отметки о выпуске товара.
В связи с неуплатой таможенных платежей в установленный срок таможней в отношении общества возбуждены дела об административных правонарушениях.
20.04.2017 генеральному директору общества Галайда Ю.С. вручено уведомление от 19.04.2017 N 40-16/369 о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении.
По факту выявленных нарушений начальником отделения административных расследований Советского таможенного поста Астраханской таможни Шишловым А.В. в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного общества составлено 32 протокола об административных правонарушениях по статье 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29.06.2017 вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дел назначено на 11.07.2017. Указанные определения вручены представителю обществу, что подтверждается уведомлениями о вручении.
11.07.2017 вынесены определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дел назначено на 08.08.2017. 19.07.2017 генеральному директору общества Галайда Ю.С. вручено уведомление о дате, времени и месте рассмотрения указанных дел об административных правонарушениях.
08.08.2017 исполняющим обязанности заместителя начальника Астраханской таможни Петиным В.В. в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного общества вынесены постановления по делам об административных правонарушениях N 10311000-418/2017, N 10311000-416/2017, N 10311000-417/2017, N 10311000-410/2017, N 10311000-411/2017, N 10311000-412/2017, N 10311000-413/2017, N 10311000-415/2017, N 10311000-405/2017, N10311000-406/2017, N 10311000-407/2017, N 10311000-408/2017, N 10311000-409/2017, N 10311000-399/2017, N 10311000-401/2017, N 10311000-402/2017, N10311000-403/2017, N 10311000-404/2017 N 10311000-392/2017 N 10311000-393/2017, N 10311000-394/2017, N 10311000-395/2017, N 10311000-396/2017, N10311000-387/2017, N 10311000-389/2017, N 10311000-390/2017, N 10311000-391/2017, N 10311000-382/2017, N 10311000-383/2017, N 10311000-384/2017, N10311000-385/2017, N 10311000-386/2017, согласно которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 руб. по каждому из постановлений.
В Южную оперативную таможню поступили жалобы общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" на вышеуказанные постановления, согласно которым заявитель просил постановления отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решениями Южной оперативной таможни от 23.11.2017 N N 10314000/188ю/646Б, 10314000/188ю/638Б, 10314000/188ю/633Б, 10314000/188ю/627Б, 10314000/188ю/620Б 10314000/188ю/617Б постановления NN 10311000-416/2017, 10311000-407/2017, 10311000-402/2017, 10311000-393/2017, 10311000-385/2017, 10311000-382/2017 изменены в части неуплаченных обществом таможенных платежей. В остальной части постановления оставлены без изменения.
Не согласившись с указанными постановлениями и решениями административных органов, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, при реальной возможности их уплаты в установленные сроки.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является плательщик таможенных платежей, то есть декларант либо лицо, на которое таможенным законодательством возложена ответственность за неуплату таможенных платежей.
Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01.07.2010 до 31.12.2017 осуществлялось в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
Материалами дела подтверждается, что выпуск товаров был осуществлен до подачи таможенных деклараций на основании статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, поскольку обществом были соблюдены все условия, необходимые для применения указанной таможенной процедуры, в том числе, представлены обязательства подачи им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары.
В силу пункта 5 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с названным Кодексом. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.
В частности, решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494 утверждена Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, пунктами 2 и 3 которой определено, что таможенная декларация в виде электронного документа (далее - ЭТД) предоставляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. При совершении таможенных операций с использованием ЭТД, в том числе при выпуске товаров до подачи ЭТД в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза (далее - документы), представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 206 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 N 98 утверждена Инструкция о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, в соответствии с нормами которой дата и время подачи ДТ фиксируются таможенным органом в журнале регистрации деклараций на товары в письменном и (или) электронном виде с использованием информационных технологий. В случае если ДТ подана в виде электронного документа, таможенный орган информирует декларанта или таможенного представителя о дате и времени подачи ДТ в электронном виде с использованием информационных технологий (пункт 3).
При подаче ДТ таможенный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации ДТ, предусмотренных пунктом 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза.
После проведения указанной проверки таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации ДТ в срок не более 2 часов с момента подачи ДТ.
В случае если ДТ подана таможенному органу или поступила в виде электронного документа в информационную систему таможенного органа менее чем за 1 час до окончания времени его работы, регистрация или отказ в регистрации такой ДТ производится не позднее 2 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа (пункт 4).
В силу пунктов 6 и 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таким образом, таможенное законодательство разграничивает понятия "дата и время подачи декларации" и "дата и время регистрации декларации".
Обществу вменено нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
Пунктом 7 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Приказом ФТС России от 12.12.2011 N 2499 утвержден Порядок фиксирования даты и времени подачи декларации на товары (прошел регистрацию в Минюсте России и опубликован в Российской газете, N 256, 31.12.2001).
В силу прямого указания данного Приказа N 2499 в случае поступления ДТ, подаваемой в электронной форме, в электронную систему таможенных органов вне рабочего времени фиксирование даты и времени подачи такой ДТ осуществляется незамедлительно с момента возобновления работы этого таможенного органа. Фиксирование даты и времени подачи ДТ, подаваемой в письменной и (или) электронной формах, осуществляется с использованием программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - штатные программные средства), с автоматическим присвоением порядковых номеров.
В соответствии с приказом Астраханской таможни от 10.02.2017 N 127 "Об утверждении служебного распорядка" окончание служебного времени должностных лиц Советского таможенного поста в пятницу - 16 часов 15 минут.
При таких обстоятельствах, поскольку 10.03.2017 приходилось на пятницу, таможенные декларации и доказательства уплаты таможенных платежей обществу надлежало представить до 16 часов 15 минут.
Поскольку общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" декларации во исполнение представленных обязательств подало на Советский таможенный пост Астраханской таможни хоть и 10.03.2017, но после завершения рабочего дня, срок их подачи считается пропущенным. Кроме того, как указано выше, на день подачи деклараций таможенные платежи не были уплачены.
Указанные обстоятельства, подтвержденные материалами дела, свидетельствуют о наличии объективной стороны правонарушений, вмененных обществу.
Исследуя вопрос вины, суд апелляционной инстанции учитывает, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс", выступая в качестве декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование, пользуясь специальными упрощениями, не могло не знать режим и порядок взаимодействия с таможенными органами по вопросу своевременности представления таможенных деклараций.
Доказательства наличия объективных причин препятствующих обществу соблюсти требования таможенного законодательства в материалах дела отсутствуют.
Имея возможность для соблюдения установленных требований, общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. К их числу относятся декларирование товара и уплата таможенных платежей (статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Правовое регулирование, при котором на таможенного представителя возложена обязанность за результат проведения таможенных операций, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
При принятии на себя обязательств по подаче таможенной декларации на ввезенные товары общество фактически приняло на себя обязательства выступить декларантом товаров, которое подает таможенному органу декларации на товары и вносит платежи в обозначенные им сроки.
Таким образом, общество, выступая в качестве декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование, не уплатило таможенные платежи в установленные сроки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По этим основаниям судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о том, что на основании агентских договоров от 12.10.2016 N 7736/16-04-17, от 12.12.2016 N 7736-16-04-22, от 08.09.2016 N 7736/16-04-16 именно принципалы обязаны были своевременно перечислять денежные средства на уплату таможенных платежей за ввезенные товары, как уже указано выше, декларантом выступало именно общество. Вступая в таможенные правоотношения, с целью извлечения прибыли, общество приняло на себя в том числе ответственность за несоблюдение таможенного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило в материалы дела доказательства того, что им были приняты все необходимые меры для недопущения вышеуказанных нарушений таможенного законодательства, что данные нарушения совершены им по независящим от него обстоятельствам.
При этом суд отмечает, что общество не лишено права на обращение в суд с иском о взыскании с убытков в регрессном порядке, однако, это не исключает ответственность самого декларанта за допущенное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено. О времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрении материалов административных дел общество было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и самим обществом не оспаривается.
На момент вынесения постановлений срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 51000 руб. с учетом одновременного совершения нескольких аналогичных правонарушений.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В пункте 18.1 вышеуказанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений (в том числе, формальным), предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к возложенным на него законодательством обязанностям.. Кроме того, общество не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Общество не представило в материалы дела доказательства о своем тяжелом финансовом положении, об исключительности случая совершенного им правонарушения, ранее было привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Поскольку характер и содержание вменяемого правонарушения свидетельствует об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Поскольку оспариваемые постановления являются законными и обоснованными, соответственно оспариваемые решения Южной оперативной таможни по жалобам на данные постановления также являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2018 по делу N А53-39144/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39144/2017
Истец: ООО "ЭНЕРГО-ТРАНС"
Ответчик: АСТРАХАНСКАЯ ТАМОЖНЯ, Южная оперативная таможня
Третье лицо: Южная оперативная таможня