г. Пермь |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А50-39879/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" (ОГРН 1135903004533, ИНН 5903108580) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939) - Макарова О.А., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2018;
от третьего лица Тетериной Надежды Николаевны - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 февраля 2018 года
по делу N А50-39879/2017,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
третье лицо: Тетерина Надежда Николаевна
об оспаривании предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" (далее - заявитель, ООО "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) от 17.08.2017 N 1869л.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тетерина Надежда Николаевна.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 февраля 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 29.01.2018) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что ООО "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" использовало для расчета платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года нормативы, утвержденные по состоянию на 01.11.2016 Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края N СЭД-35-01-12-93 от 30.03.2016. Кроме того, для расчета площади помещения, находящегося под первым этажом многоквартирного дома по ул. Желябова, 11 в г. Перми, площадь которого отсутствует в техническом паспорте, применен приказ Минэкономразвития N 90 от 01.03.2016. Считает, что заявителем правомерно использована для расчета платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года площадь помещения под первым этажом, определенная по площади первого этажа жилого дома.
Административным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу. Явившийся в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо Тетерина Надежда Николаевна отзыв на жалобу не представила.
Заявитель, третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим обращением от 18.05.2017 N СЭД-45-15-10-5535 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края на основании распоряжения от 18.07.2017 N 1869л проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" лицензионных требований в части определения размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества за период с января по апрель 2017 года в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 11.
В ходе проверки установлено, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, ООО "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" в январе, феврале 2017 года предъявлен размер платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме в размере, превышающем размер, рассчитанный исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, а также при расчете размера расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества за январь 2017 года, применена неверная площадь помещений, входящих в состав общего имущества по электроснабжению, что является нарушением требований п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Результаты проверки отражены в акте от 17.08.2017 N 1869л и послужили основанием для выдачи обществу предписания N 1869л, которым Инспекция возложила на ООО "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" обязанность в срок до 25.12.2017:
- произвести изменение размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества за январь, февраль 2017 года, исходя из норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в соответствии с действующим законодательством;
- произвести изменение размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества за январь 2017 года, исходя из площади помещений, входящих в состав общего имущества по электроснабжению, в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии необходимой совокупности оснований для признания предписания недействительным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не установил.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль, в связи с чем оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции.
В ч. 1. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
Согласно подп. "а" п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
На основании ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Исходя из положений ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения указанных расходов, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) законодателем изменен подход к определению размера платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из совокупного толкования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правил N 491 с 1 января 2017 при способе управления управление управляющей организацией, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив в многоквартирном доме при наличии технической возможности в плату за содержание жилого помещения подлежат включению, в том числе расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354, пункт 29 Правил N 491).
При этом в силу п. 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 40 данных Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в период с 1 января 2017 г. до 1 июля 2017 г. при определении размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в спорный период был утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края N СЭД-35-01-12-93 от 30.03.2016 (утратил силу с 01.06.2017) и был определен в количестве кВтч в месяц за 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, которая определялась как суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
В силу п. 24 Правил N 491 сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Согласно п. 3.33 Инструкции N 37 подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях.
Учитывая изложенное, относимость того или иного имущества к общедомовому определяется техническими характеристиками элементов дома. Общую площадь, входящих в состав общего имущества помещений в многоквартирном доме, надлежит определять на основании данных, содержащихся в техническом паспорте.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно техническому паспорту дома N 11 по ул. Желябова (экспликации к поэтажному плану здания (строения)) общая площадь здания (с лоджиями, балконами, шкафами, коридорами и лест. кл.) составляет 136 507 кв. м, в том числе общая площадь коридоров общего пользования, мусорокамеры и лестниц (лестничных клеток), составляет 1848, 7 кв. м. (473,2+ 27,6 + 1347,9).
Следовательно, при расчете размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 11 по ул. Желябова в г. Перми в спорный период, подлежал применению показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 1848, 7 кв. м.
Между тем, из представленных по делу доказательств следует, что ООО Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" в январе и феврале 2017 года при расчете размера платы за электрическую энергию применена площадь помещений, входящих в состав общего имущества, которая составляет 4103, 56 кв. м. в нее входит: площадь машинного отделения - 150,6 кв. м, площадь подвала - 1 862,26 кв. м и площадь мест общего пользования - 2 090,7 кв. м.
При этом следует отметить, что показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, применяемый заявителем, не основан на данных, содержащихся в техническом паспорте.
Доказательств наличия указанных дополнительных площадей общего имущества, а также сведений о порядке и способе определения обществом размеров этих площадей заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая наличие в материалах дела единственного допустимого доказательства, подтверждающего размеры площадей общего имущества в многоквартирном доме - 1848, 7 кв. м (технический паспорт домовладения), оснований для увеличения площади мест общего пользования для расчета размера платы за электроэнергию при содержании общего имущества в многоквартирном доме у заявителя не имелось.
Проанализировав расчеты и пояснения к ним, представленные заявителем по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества в указанном многоквартирном доме в спорный период должен производиться из обшей площади 1848 кв.м, которая включает уборочную площадь коридоров 473,2 кв.м, площадь мусорокамеры 27,6 кв.м и площадь лестничных клеток 1347,9 кв.м, указанные в техническом паспорте, а также с применением установленного норматива, а не по фактическому объему потребленного ресурса.
Доводы заявителя об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекция обоснованно предписала обществу произвести изменение размера платы за электрическую энергию из норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды и исходя из площади помещений, входящих в состав общего имущества в соответствии с действующим законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Довод жалобы, что для расчета площади помещения, находящегося под первым этажом многоквартирного дома по ул. Желябова, 11 в г. Перми, площадь которого отсутствует в техническом паспорте, применен приказ Минэкономразвития N 90 от 01.03.2016, несостоятелен.
Данный приказ содержит требования, применяемые для целей государственного кадастрового учета при определении площади жилых и нежилых зданий, сооружений, основной характеристикой которых является площадь или площадь застройки, жилых и нежилых помещений.
Согласно ч.5 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
В силу пп. "а" п.4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением обязательных стандартов, в том числе прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
В силу п.27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Содержащаяся в техническом паспорте информация должна иметь актуальный характер, поскольку она необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе предоставляемые для общедомовых нужд. Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы за ресурсы и услуги, поставляемые на общедомовые нужды, содержится и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы документы в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что предписание инспекции от 17.08.2017 N 1869л соответствует действующему законодательству и, являясь законным, не нарушает права и законные интересы заявителя; оснований для признания оспариваемого предписания инспекции недействительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 февраля 2018 года по делу N А50-39879/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е. Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.