г. Владивосток |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А51-11753/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Мокроусовой,
судей К.П. Засорина, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Пасифик интермодал контейнер",
апелляционное производство N 05АП-2883/2018
на решение от 15.03.2018
судьи Д.Н. Кучинского,
по делу N А51-11753/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в интересах Дальневосточной железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к закрытому акционерному обществу "Пасифик Интермодал Контейнер" (ИНН 2536138036, ОГРН 1032501339749)
о взыскании,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Пасифик Интермодал Контейнер" (далее - ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер", ответчик) о взыскании задолженности в размере 181 342 рублей 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.03.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своей позиции заявитель, ссылаясь на положения пункта 2.3 Тарифного руководства, указывает, что платный простой вагонов начинается по истечении двух часов после уведомления о прибытии груза и заканчивается в момент уведомления перевозчика о готовности к уборке вагонов с выставочного пути. Отраженные в ведомостях подачи и уборки вагонов сведения о дате и времени завершения грузовой операции не соответствуют сведениям, содержащимся в представленных истцом в обоснование иска актах общей формы. Памятки приемосдатчика содержат только время подачи вагонов, время их уборки отсутствует, что не позволяет подтвердить время нахождения вагонов на путях ответчика; часть памяток составлена задолго до начала спорного периода простоя вагонов. Отмечает, что в акты общей формы N N 1/2987, 1/3007, 1/3950, 1/3951, 1/6491, 1/6493, 1/6571 включены вагоны, следовавшие в адрес иных грузополучателей, а не ответчика по настоящему делу.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 жалоба ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" принята к производству, ее рассмотрение назначено на 23.05.2018. Определениями от 23.05.2018, от 19.06.2018, от 17.07.2018 рассмотрение жалобы откладывалось до 15.08.2018. Определением суда от 17.07.2018 произведена замена судьи Е.Н. Шалагановой на судью К.П. Засорина, определением от 15.08.2018 произведена замена судьи Н.А. Скрипки на судью Е.Н. Шалаганову, в связи с чем рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы 23.05.2018 в судебном заседании представителем ОАО "РЖД" представлены письменные возражения на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые приобщены к материалам дела.
19.06.2018 в судебном заседании представителем ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" представлены письменные дополнения к апелляционной жалобе и контррасчет платы.
Поскольку указанные дополнения с контррасчетом представлены в обоснование доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд определил приобщить их к материалам дела.
17.07.2018 в судебном заседании представителем ОАО "РЖД" представлены копии памяток приемосдатчика за май, за август 2016 года, заявлено ходатайство об их приобщении к материалам дела.
Поскольку указанные документы представлены в порядке правил статьи 81, абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как документы для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд определил удовлетворить ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
В канцелярию суда от ОАО "РЖД", ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 15.08.2018 судом рассмотрены заявленные сторонами ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей и на основании статей 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует суду в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и письменных дополнений к ней, возражений на жалобу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2015 году между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Пасифик интермодал контейнер" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Пасифик интермодал контейнер" на станции Угольная, по условиям которого осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 38а к ходовому пути N 41 станции Угольная локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
В соответствии с указанным договором осуществляется подача локомотивом перевозчика на участок железнодорожного выставочного пути N 6, принадлежащего владельцу. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка по местам погрузки, выгрузки осуществляется локомотивом владельца.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению (пункт 5 договора).
Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента подачи вагонов на выставочный путь на основании памятки приемосдатчика, до момента получения перевозчиком от владельца уведомления о готовности вагонов к уборке (пункты 8, 9 договора).
Пунктом 17 данного договора стороны согласовали, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения их у владельца, либо за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца, по условиям Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользования вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта", с учетом коэффициента индексации; а также плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за задержку вагонов в пути следования, в том числе, на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, а также за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользования вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" в размере 50 % от плат, приведенных в таблице 9 Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации.
Согласно актам общей формы и расчетов ОАО "РЖД" в период с 18.04.2016 по 04.08.2016 на железнодорожную станцию Угольная ДВС ж.д. прибывали вагоны в адрес ЗАО "Пасифик интермодал контейнер". Перевозчик уведомлял грузополучателя о предстоящей подаче вагонов, что зафиксировано в выписках из книги ГУ-2.
На станции Угольная ДВС ж.д. прибывшие вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости путей необщего пользования в связи с невыполнением грузополучателем норм на выгрузку вагонов, что подтверждается памятками приемосдатчика, ввиду чего в соответствии с требованиями Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, оформлены акты общей формы (на начало и окончание). В данных актах указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, а также причина задержки - нарушение технологических норм переработки вагонов в связи с нарушением срока оборота.
Ответчик от подписи в актах общей формы отказался, в связи с не согласием указанных причин задержки. Накопительные ведомости ответчиком также не подписаны.
Руководствуясь статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12", ОАО "РЖД" начислило ответчику плату за время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, задержанных на станции Угольная ДВС ж.д., на сумму 181 342 рублей 40 копеек и предъявило накопительную ведомость для оплаты.
Ввиду неисполнения обязанности по внесению платы истцом в адрес ответчика направлена претензия N 58 от 25.06.2016 с просьбой произвести оплату задолженности.
Уклонение ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" от внесения платы на общую сумму 181 342 рублей 40 копеек, составляющих плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях необщего пользования в период с 18.04.2016 по 04.08.2016, послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением.
Установив соответствие начисленной ОАО "РЖД" на общую сумму 181 342 рублей 40 копеек платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях необщего пользования требованиям статьи 39 УЖТ РФ, Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12", суд первой инстанции удовлетворил иск, взыскав с ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" в пользу истца 181 342 рублей 40 копеек указанной платы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В пункте 17 договора стороны достигли соглашения о взимании платы за время задержки вагонов, принадлежащих/не принадлежащих перевозчику, в том числе вследствие невозможности их подачи, по причине зависящей от владельца путей необщего пользования (статьи 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
На основании статьи 39 УЖТ РФ за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
За нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава(далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая).
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В силу части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Таким образом, названными нормами прямо предусмотрена платность использования инфраструктуры железнодорожного транспорта при размещении на ней любых объектов железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности в течение всего времени ожидания погрузки и по причинам, не зависящим от перевозчика.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозочный процесс - это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
В рассматриваемом случае, вагоны, в отношении которых начислена спорная плата, находились в перевозочном процессе на путях необщего пользования в ожидании приема станции назначения.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖТ РФ).
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12" (далее - Приказ ФСТ России от 29.04.2015N 127-т/1) установлены ставки для определения платы за использование инфраструктуры перевозчика, которыми истец руководствовался при расчете цены иска.
Следовательно, плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта является регулируемой и устанавливаемой уполномоченными государственными органами и не обусловлена условиями подписанного между сторонами договора.
Согласно разъяснениям, приведенным в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, законодателем сделано исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Соответственно, плата "за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).
При этом в силу статьи 119 УЖТ РФ для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (пункт 4.5 Правил N 26).
При этом в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта, перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Пунктом 3.1 Правил N 45 предусмотрено, что акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения определенных обстоятельств, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В силу пункта 3.2.2 Правил N 45 для взимания с грузоотправителя, владельца пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Согласно пункту 3.4 Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В частности, в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта.
Таким образом, документом, подтверждающим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, является акт общей формы. Памятки приемосдатчика подтверждают занятость фронтов выгрузки.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
В обоснование заявленного требования истцом представлены акты общей формы, накопительные ведомости, выкопировки из книги ГУ-2, памятки приемосдатчика, в связи с занятостью пути необщего пользования ответчика ранее поданными вагонами.
Факт простоя вагонов на путях необщего пользования в связи с занятостью пути необщего пользования ответчика ранее поданными вагонами в связи с нарушением им технологического процесса документально подтвержден. При этом представленные в обоснование факта простоя вагонов по вине ответчика акты общей формы со стороны ответчика не подписаны, от подписи актов представитель ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
На основании актов общей формы оформлены накопительные ведомости, от подписания которых представитель ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" также отказался.
Положенные в основание иска акты общей формы соответствуют требованиям Правил N 45, возражения на них не заявлены.
Иное из материалов дела не следует, ответчиком в порядке статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено и апелляционным судом не установлено.
Поскольку правомерность начисления ОАО "РЖД" платы ответчика за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях необщего пользования в спорный период, подтверждена представленными в дело доказательствами, суд первой инстанции правомерно взыскал с ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" 181 342 рублей 40 копеек задолженности.
Согласно пункту 2.3 Приказа ФТС N 127-т/1 при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Со ссылкой на указанные положения Приказа ФТС N 127-т/1 апеллянт отмечает непредставление ОАО "РЖД" доказательств обоснованности определения окончания оплачиваемого времени простоя вагонов на путях общего пользования. Между тем, учитывая, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик также не представил доказательств окончания такого времени путем подтверждения времени передачи уведомлений перевозчика о готовности вагонов к уборке с выставочных железнодорожных путей общего пользования (тогда как согласно пункту 9 заключенного сторонами договора на ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер" возложена обязанность по подаче таких уведомлений), апелляционным судом соответствующий довод отклонен.
В подтверждение факта нарушения ОАО "РЖД" технологического срока оборота вагонов ответчиком в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов за спорный период. Вместе с тем, указанные ведомости, помимо прочего, содержат сведения также о нарушении самим ответчиком технологических норм выгрузки вагонов.
Отклоняя довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для защиты нарушенного права, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая, в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
В силу пункта 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, груза, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Как разъяснено в пункте 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов к грузополучателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления исков.
На основании статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Следовательно, акт общей формы является документом, удостоверяющим обстоятельства возникновения ответственности, на основании которого начисляются сборы, платы и штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации; основанием для начисления штрафа является факт простоя спорных вагонов, имевший место в соответствующую дату и зафиксированный актом общей формы.
Как видно из актов общей формы и расчетов ОАО "РЖД" самым ранним днем начала простоя вагонов является 18.04.2016, а датой окончания такого простоя - 04.08.2016.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 Постановления Пленума от 29.09.2015 N 43).
Таким образом, период, в течение которого стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Обязательное соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с указанием срока рассмотрения претензии 30 дней, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Как разъяснено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015, срок исковой давности по требованию надлежит исчислять со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии, то есть со дня составления актов общей формы, фиксирующих окончание простоя вагонов на путях общего пользования.
Материалами дела подтверждается факт направления истцом ответчику претензии N 58 от 25.08.2016 с целью соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, что приостановило течение срока исковой давности на 30 дней.
В рассматриваемом случае, срок исковой давности по требованию ОАО "РЖД" истекал 18.05.2017 включительно.
Учитывая, что иск предъявлен в суд 18.05.2017 и зарегистрирован тем же числом согласно штампу входящей документации канцелярии Арбитражного суда Приморского края, то срок исковой давности по требованию не пропущен.
Исходя из приведенных обстоятельств, апелляционный суд считает досудебный порядок урегулирования спора надлежаще соблюденным. Иной подход, по сути, создает препятствия для реализации истцом права на судебную защиту.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба ЗАО "Пасифик интермодал контейнер" в нарушение требований, предусмотренных статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержит.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.03.2018 по делу N А51-11753/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Мокроусова |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11753/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ЗАО "ПАСИФИК ИНТЕРМОДАЛ КОНТЕЙНЕР"