город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2018 г. |
дело N А32-33929/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2018 по делу N А32-33929/2017 (судья Левченко О.С.) по заявлению администрации муниципального образования Туапсинский район к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Болдырева Сергея Алексеевича, Бондаревой Александры Викторовны о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании решения учреждения о внесении изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 23:33:0906002:239 с вида разрешенного использования "строительство и эксплуатация двух 40 квартирных жилых домов" на "земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства" полностью незаконным, обязании управления устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 23:33:0906002:239, изменив вид разрешенного использования с "земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства" на "строительство и эксплуатация двух 40 квартирных жилых домов".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием нарушений учреждением норму Закона N 221-ФЗ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола о результатах торгов от 12.09.2008 N 4/23/6 между администрацией и ЗАО "Монолит БК Строй 2003" заключен договор аренды от 26.09.2008 N 3300003771 земельного участка с кадастровым номером N 23:33:0906002:239 общей площадью 3 031 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, в западной части с. Небуг, слева от подъездной дороги, северо-западнее отеля "Молния" в целях строительства и эксплуатации двух 40-квартирных жилых домов сроком на 49 лет.
По договору купли-продажи права аренды от 27.03.2013 N 1Н права и обязанности ЗАО "Монолит БК Строй 2003" по договору переданы Болдыреву С.А.
Решением Туапсинского районного суда от 06.02.2015 признана правомерной площадь земельного участка с кадастровым номером N 23:33:0906002:239 в размере 2 531 кв.м, а также установлено местоположение границ участка в соответствии с межевым планом от 23.12.2014.
На основании вступившего в законную силу вышеназванного судебного акта, между администрацией и Болдыревым С.А. заключено дополнительное соглашение от 01.10.2015 N 1120 к договору аренды от 26.09.2008 N 3300003771 в части изменения площади и границ земельного участка.
По соглашению от 06.12.2016 права и обязанности Болдырева С.А. переданы Бондаревой А.В., о чем внесена соответствующая запись в ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.05.2017 N 23/054/003/2017-4145 видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 23:33:0906002:239 является "земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства".
14.06.2017 администрация обратилась в учреждение с заявлением о восстановлении в ЕГРН сведений о ранее установленном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 23:33:0906002:239 со ссылкой на недопустимость изменения в одностороннем порядке вида разрешенного использования земельного участка, права в отношении которого приобретены на торгах.
В ответ на письмо 26.06.2017 учреждение указало, что о восстановление прежнего вида разрешенного использования в административном порядке невозможно, сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 23:33:0906002:239 были изменены 22.12.2015 на основании заявления о государственном кадастре изменений объекта недвижимости от 17.12.2015 N 23-0-1-54/3001/2015-3938, поданного арендатором участка и представленных документов (доверенность, декларация о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, сведения ИСОГД).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На основании пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению. К основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Согласно пунктам 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действовавшей в спорный период) в ГКН в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений, осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (часть 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N 23:33:0906002:239 предоставлен в аренду по результатам проведения торгов (протокол о результатах торгов от 12.09.2008 N 4/23/6).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которые вступили в силу с 01.03.2015.
Пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка. При этом, как следует из пункта 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный запрет установлен для обеих сторон договора аренды. Таким образом, на момент принятия кадастровой палатой оспариваемого решения действовал апрет на изменение вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных в аренду по результатам торгов. В письме от 26.06.2017 N 08736/01-6 кадастровая палата подтверждает отсутствие оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка по заявлению арендатора.
Порядок использования земель населенных пунктов (поселений) определяется в соответствии с зонированием их территорий. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, по общим правилам земельного и градостроительного законодательства правообладатели земельных участков вправе использовать их в соответствии с любым видом разрешенного использования, а также изменять вид разрешенного использования с учетом требований градостроительных и технических регламентов.
Вместе с тем, законодательством установлены специальные правила изменения разрешенного использования земельного участка при заключении договоров аренды с публичным собственником. Правовое регулирование изменения условий таких договоров определяется с учетом порядка получения земельного участка в аренду, например пункт 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
При разрешении споров по искам арендаторов об изменении разрешенного использования земельных участков, предоставленных без проведения аукциона, в судебной практике сложился подход, согласно которому не допускается изменение разрешенного использования участка (договора аренды), если это ведет к обходу публичных процедур (норм об обязательности торгов). Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка, не связанного со строительством, на вид, предусматривающий строительство капитального объекта, либо изменение вида разрешенного использования участка со строительства нежилого объекта, на жилищное строительство.
Болдырев С.А., приобретая права и обязанности арендатора по договору аренды 26.09.2008 N 3300003771, принял в арендное пользование земельный участок для указанных в договоре целей.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в пункте 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. Из положений статьи 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК Российской Федерации, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Исходя из изложенного, учреждением нарушен порядок внесения изменений в сведения в ЕГРН. Апелляционный суд отклоняя довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушений и указывает на то, что учреждением принято и удовлетворено заявление об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка от лица, не уполномоченного на подачу такого заявления, поскольку в договоре аренды земельного участка и в последующих дополнительных соглашениях к нему, арендодатель не наделял указанным правомочием арендатора.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2018 по делу N А32-33929/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.