город Омск |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А46-10495/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аристовой Е. В.,
судей Веревкина А. В., Краецкой Е. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лепехиной М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-2558/2018, 08АП-3161/2018) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал", общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" на решение от 12.02.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10495/2017 (судья Колмогорова А. Е.) по иску общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" (ИНН 5507081528, ОГРН 1065507038519) к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) об урегулировании разногласий по договору,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" - представитель Баландин М. Ю. (по доверенности от 10.01.2018 сроком действия 3 года),
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представитель не явился, извещено,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" (далее - ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения N 50026.
Решением от 12.02.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10495/2017 исковые требования удовлетворены частично. Суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора холодного водоснабжения N 50026, следующим образом:
- пункт 18 договора принят в редакции ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1":
"В случае отсутствия у абонента приборов учёта абонент обязан в срок не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, установить приборы учёта холодной воды и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";
- подпункт "г" пункта 17 договора принят в редакции ОАО "ОмскВодоканал": "Стоимость холодной воды, потреблённой при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учёта воды, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию общедомового прибора учёта воды или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении абонентом сведений о показаниях общедомового прибора учёта воды в сроки, установленные настоящим договором, при недопуске абонентом 2 и более раз представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию общедомового прибора учёта воды определяется исходя из нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых в установленном порядке, с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5";
- подпункт "у" пункта 10 договора принят в редакции ОАО "ОмскВодоканал" (отсутствует в договоре);
- подпункт "т" пункта 10 договора изложен в следующей редакции: "В случае отсутствия на многоквартирных домах абонента общедомовых приборов учёта холодной воды не позднее 3 месяцев с момента заключения настоящего договора осуществить оснащение указанных многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта холодной воды в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части требований отказано. Этим же решением с ОАО "ОмскВодоканал" в пользу ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом в части принятия пункта 18 договора в редакции истца, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда в указанной части изменить, изложить спорный пункт договора N 50026 в редакции ОАО "ОмскВодоканал": "В случае отсутствия у абонента приборов учёта абонент обязан в течение 30 дней с момента заключения настоящего договора установить приборы учёта холодной воды и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". В обоснование своих доводов податель жалобы указывает, что суд первой инстанции, приняв пункт 18 в редакции ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1", тем самым поставил обязательства последнего по установке и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учёта в зависимость от принятия собственниками помещений решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения. Ссылаясь на положения части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491), податель жалобы полагает, что независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учёта используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учёта) входит в обязанности управляющей организации.
ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1", обжалуя законность состоявшегося судебного акта, просит в апелляционной жалобе его отменить в части принятия подпункта "г" пункта 17 договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал", принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в данной части в полном объёме. Заявитель жалобы указал, что для установления повышающего коэффициента в соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), недостаточно одного лишь факта отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учёта. Повышающий коэффициент при этом может быть установлен только при наличии обязанности и технической возможности установки прибора учёта. Редакция подпункта "г" пункта 17 договора, предложенная ОАО "ОмскВодоканал", указанных обстоятельств не учитывает и позволяет применять повышающий коэффициент в любом случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учёта. По мнению подателя жалобы, первый абзац подпункта "г" пункта 17 спорного договора в редакции истца в полном объёме соответствует подпункту "ж" пункта 22 Правил N 124; абзац второй подпункта "г" пункта 17 договора в редакции истца соответствует подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и определяет момент, начиная с которого у истца возникает обязанность по установке общедомового прибора учёта воды.
В судебном заседании представитель ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил отказать в удовлетворении жалобы ответчика.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскВодоканал" не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившегося участника процесса.
При рассмотрении жалоб суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что ответчиком решение суда первой инстанции обжалуется только в части несогласия с принятием пункта 18 договора в редакции ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1", а истцом обжалуется в части принятия подпункта "г" пункта 17 договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал", и от сторон не поступили возражения против проверки решения суда первой инстанции в остальной части, суд апелляционной инстанции рассматривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемых частях.
Рассмотрев апелляционные жалобы, материалы дела, заслушав представителя ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1", проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемых частях, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО ""УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" является управляющей организацией многоквартирных домов в городе Омске по адресам: ул. Бульвар Заречный, д. 10, 2Б, ул. Бульвар Зелёный, д. 4, 6, 8, 9А, 10, 10 корпус 1, ул. Ватутина, д. 1, 4, 7А, ул. Крупской, д. 3, 5, 7, 9 корпус 2, ул. Лукашевича, д. 3А, 5, 9, 19А, 25А, ул. Путилова, д. 10, 12, ул. Степанца, д. 12, 10 корпус 1 и корпус 2.
В целях поставки в вышеуказанные многоквартирные дома коммунального ресурса, потребляемого в местах общего пользования, ОАО "ОмскВодоканал" направило в адрес ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" проект договора холодного водоснабжения N 50026.
Не согласившись с предложенной редакцией договора, истец направил подписанный договор с протоколом разногласий к нему.
ОАО "ОмскВодоканал", со своей стороны, направило в ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" протокол согласования разногласий, которым отказало в принятии подпунктов "т" и "у" пункта 10, подпункта "г" пункта 17, пункта 18 договора холодного водоснабжения в редакции ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1".
В отсутствие достижения сторонами согласия относительно спорных условий названного договора, истец предъявил настоящий иск арбитражный в суд.
12.02.2018 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены в части принятия подпункта "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026 в редакции ОАО "ОмскВодоканал".
В пункте 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о её акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу положений статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведённой в пункте 1 информационного письма от 05.05.1997 N 14, если проект договора направляется стороной, для которой заключение договора обязательно, она обязана после получения от акцептанта протокола разногласий известить последнего о принятии договора в его редакции либо об отклонении указанного протокола. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать спорные вопросы на рассмотрение арбитражного суда. Установленный статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации тридцатидневный срок не должен рассматриваться как срок, ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в арбитражный суд.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Кодекса).
В соответствии с требованиями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечить безопасность эксплуатации и надлежащее техническое состояние находящихся в его ведении энергетических сетей.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приёмом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (статья 7 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 13 и пункта 3 статьи 14 данного Закона, пункта 18 Правил N 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Представленный в материалы дела проект договора регулирует отношения сторон по холодному водоснабжению.
Юридические лица свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В случаях, когда условие договора предусмотрено диспозитивной нормой, стороны могут своим соглашением исключить её применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (статьи 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из искового заявления видно, что спорными являются условия относительно подпунктов "у", "т" пункта 10, подпункт "г" пункта 17 и пункт 18 договора N 50026.
Предметом апелляционного обжалования являются разногласия сторон в части определения условий подпункта "г" пункта 17 и пункта 18 договора холодного водоснабжения N 50026.
Относительно подпункта "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026. Данный пункт в редакции истца: "При наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учёта, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. При этом абонент в соответствии с пп. "с" п. 31 Правил N 354 от 06.05.2011 г. обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Повышающий коэффициент в данном случае применяется по истечении указанного трёхмесячного или иного, указанного в решении общего собрания срока, если общедомовой прибор учёта коммунального ресурса не будет установлен абонентом".
Материалами дела подтверждено, что ОАО "ОмскВодоканал" предложена следующая редакция подпункта "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026: "Стоимость холодной воды, потреблённой при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учёта воды, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию общедомового прибора учёта воды или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении абонентом сведений о показаниях общедомового прибора учёта воды в сроки, установленные настоящим договором, при недопуске абонентом 2 и более раз представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию общедомового прибора учёта воды определяется исходя из нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых в установленном порядке, с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5".
В соответствии с частью 1 статьи 64, статями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно рассматривая дело и оценив представленные в материалы дела доказательства, коллегия суда считает, что подпункт "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026 надлежит принять в редакции истца.
Из пунктов 3, 16 и 18 Правил N 124 следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Действующим жилищным законодательством и нормами Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учёта холодной воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключёнными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
Пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно- техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учёта используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Применительно к определению обязанности управляющей организации обеспечить оборудование домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта сторонам надлежит руководствоваться положениями приведённых выше нормативных актов.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учёта и т.д.).
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
При установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учёта, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5 (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
Суд апелляционной инстанции считает, что подпункт "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026 в редакции, предложенной ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1", соответствует действующему законодательству и не нарушает необходимый баланс интересов сторон договора. Повышающий коэффициент может быть установлен только при наличии и технической возможности установки общедомового прибора учёта. Редакция ответчика подпункта "г" пункта 17 договора указанных обстоятельств не учитывает и позволяет применять повышающий коэффициент 1,5 в любом случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учёта.
При этом абзац второй подпункта "г" пункта 17 договора в предложенной истцом редакции соответствует подпункту "с" пункта 31 Правил N 354, определяет момент, начиная с которого у истца возникает обязанность по установке общедомового прибора учёта воды.
В связи с изложенным, коллегия суда считает, что апелляционная жалоба ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" подлежит удовлетворению.
Пункт 18 договора холодного водоснабжения N 50026 в редакции, предложенной ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1": "В случае отсутствия у абонента приборов учёта абонент обязан в срок не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, установить приборы учёта холодной воды и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Предложенная ОАО "ОмскВодоканал" редакция пункта 18 договора холодного водоснабжения N 50026: "В случае отсутствия у абонента приборов учёта абонент обязан в течение 30 дней с момента заключения настоящего договора установить приборы учёта холодной воды и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность по обеспечению оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта коммунальных ресурсов возложена на собственников помещений.
Оценив доводы апелляционной жалобы ОАО "ОмскВодоканал", коллегия суда отмечает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о принятии вышеуказанного пункта договора в редакции ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1".
При этом коллегия суда отмечает, что данный пункт не устанавливает наличие либо отсутствие обязанности управляющей организации по установке общедомового прибора учёта, а фактически регламентирует срок исполнения ею соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома, что согласуется с содержанием подпункта "с" пункта 31 Правил N 354.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.
В части урегулирования судом первой инстанции разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения N 50026, по подпунктам "у", "т" пункта 10 податели апелляционных жалоб возражений не заявили, соответствующих доводов жалобы не содержат.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт.
С учётом результатов рассмотрения апелляционных жалоб, решение от 12.02.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10495/2017 в части принятия подпункта "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026 в редакции ОАО "ОмскВодоканал" подлежит отмене с принятием в указанной части нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ответчика в связи с отказом в её удовлетворении относятся на последнего.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ООО "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1", по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" удовлетворить.
Решение от 12.02.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10495/2017 в части принятия подпункта "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026 в редакции открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" отменить, принять в указанной части новый судебный акт.
Подпункт "г" пункта 17 договора холодного водоснабжения N 50026 принять в следующей редакции: "При наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учёта, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
При этом абонент в соответствии с пп. "с" п. 31 Правил N 354 от 06.05.2011 г. обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Повышающий коэффициент в данном случае применяется по истечении указанного трёхмесячного или иного, указанного в решении общего собрания срока, если общедомовой прибор учёта коммунального ресурса не будет установлен абонентом".
В остальной части решение от 12.02.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10495/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКО 6-ой Микрорайон-1" (ИНН 5507081528, ОГРН 1065507038519) 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления.
Председательствующий |
Е. В. Аристова |
Судьи |
А. В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.