г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А56-88203/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Йалла Н.В. по доверенности от 16.03.2018
от заинтересованного лица: Евлампиев А.В. по доверенности от 29.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4378/2018) МП "Всеволожское предприятие электрических сетей" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2018 по делу N А56-88203/2017 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению МП "Всеволожское предприятие электрических сетей"
к УФАС по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей" (ОГРН 1024700557353, адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Межевая, д. 6-А; далее - заявитель, Предприятие, МП "ВПЭС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 23.10.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 121-05-Ш/17, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.01.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Предприятию отказал.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что Предприятие четырежды привлечено к административной ответственности за нарушение пункта 18 Правил технологического присоединения по одному и тому же договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление Туманова А.С. (вх. N 7625 от 22.08.2017), представляющего интересы гр. Лоханько В.Л., с информацией о нарушении МП "ВПЭС" пунктов 90, 88 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Как видно из материалов дела, между гражданином Лоханько В.Л. и МП "ВПЭС" 18.07.2016 заключен договор N ОД-16/Д-216 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащему гр. Лоханько В.Л. земельному участку по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Рахья, ул. Строителей, кадастровый квартал N 104, участок N 6, кадастровый номер: 47:07:0903004:59.
Гражданин Лоханько В.Л. 06.07.2017 уведомил (вх. N 17/П-618 от 06.07.2017) МП "ВПЭС" о выполнении по договору N ОД-16/Д-216 технических условий со своей стороны.
МП "ВПЭС" обязано в рамках соблюдения требований пункта 90 Правил N 861 осуществить мероприятия по проверке выполнения гражданином Лоханько В.Л. технических условий не позднее 16.07.2017.
26.07.2017 МП "ВПЭС" на основании уведомления (вх. N 17/П-618 от 06.07.2017) гражданина Лоханько В.Л. вышло на осмотр.
МП "ВПЭС" превышен срок выхода на осмотр по проверке выполнения гр. Лоханько В.Л. технических условий на 10 дней, что является нарушением пункта 90 Правил N 861.
По результатам осмотра выполнения гр. Лоханько В.Л. технических условий, МП "ВПЭС" выдало гражданину Лоханько В.Л. Акт проверки соблюдения Потребителем условий технологического присоединения к электрическим сетям от 26.07.2017, б/н, подписанный сторонами без замечаний.
После мероприятий по проверке выполнения гражданином Лоханько В.Л. технических условий, произведенной МП "ВПЭС" 26.07.2017, сетевая организация не направляла гражданину Лоханько В.Л. каких-либо замечаний, что трактуется как выполнение последним технических условий со своей стороны в полном объеме.
Энергопринмающие устройства объекта гражданина Лоханько В.Л. соответствуют пункту 88 Правил N 861.
МП "ВПЭС" в день проведения осмотра выполнения заявителем технических условий (26.07.2017) акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15 Правил N 861 не составило.
После проведения осмотра выполнения заявителем технических условий (26.07.2017), по результату которого МП "ВПЭС" не выявило у гражданина Лоханько В.Л. замечаний по выполнению технических условий по договору N ОД-16/Д-216 от 18.07.2016, МП "ВПЭС" осуществило повторный осмотр 01.09.2017, по результатам которого направило (01.09.2017 б/н) гражданину Лоханько В.Л. уведомление о том, что в ходе осмотра электроустановки по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Рахья, ул. Строителей, кад.кв N 104, участок N 6, кадастровый N47:07:0903004:59 выявлено невыполнение заявителем требований технических условий по договору NОД-16/Д-216 от 18.07.2016 и установлены следующие замечания:
- ответвление воздушной лини 0,4кВ, смонтированное заявителем, выполнено с нарушениями пункта 2.3.5 ПТЭЭП (утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6) и пункта 6.6.5.3, пп.2 СП 76.13330.2016 "СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 955/пр), а именно, крепление провода выполнено без использования натяжного зажима.
По факту выявленных нарушений в отношении МП "ВПЭС" должностным лицом Ленинградского УФАС России 04.10.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 128 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 23.10.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 121-05-Ш/17 МП "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по вышеуказанной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Предприятию административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Предприятия к административной ответственности, не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения Предприятия от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 90 Правил N 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанных со стороны сетевой организации акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в нарушение вышеуказанных требований МП "ВПЭС" превышен срок выхода на осмотр по проверке выполнения гражданином Лоханько В.Л. технических условий на 10 дней, а также в день проведения осмотра выполнения заявителем технических условий (26.07.2017) не составлен акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15 Правил (пункт 88, 90 Правил N 861).
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Пунктом 16 Правил N 861 определены существенные условия, которые должен содержать договор технологического присоединения, в том числе: перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а"); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (подпункт "б").
Пунктом 18 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (подпункт "д").
Таким образом, срок выполнения работ по договору технологического присоединения включает в себя срок на проверку выполнения потребителем технических условий и допуск к эксплуатации прибора учета, установленного в процессе технологического присоединения.
Апелляционным судом установлено, что в нарушение пункта 82(1) Правил N 861 заявителем не осуществлен допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии гр. Лоханько В.Л. Управление пришло к выводу о том, что указанные действия Общества нарушают порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами N 861, в связи с чем постановлением по делу N 123-05-Ш/17 МП "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 18 Правил.
Из указанного постановления следует, что Управлением вменено МП "ВПЭС" выявленное в ходе той же проверки нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 82(1) Правил N 861) в отношении одного и того же потребителя, по тому же договору присоединения и за тот же период.
Между тем, по факту нарушения пунктов 82(1), 88, 90, 16 в связи с невыдачей гр.Лоханько В.Л. в ходе проверки выполнения технических условий акта о выполнении технических условий, недопуском прибора учета в эксплуатацию и не выдачей акта допуска прибора учета в эксплуатацию одновременно с актом о выполнении технических условий; не выдачей одновременно с актом о выполнении технических условий 2-х экземпляров ранее полученных от гарантирующего поставщика (ООО "РКС-энерго") подписанных проектов договоров энергоснабжения, МП "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ четырьмя отдельными постановлениями N 121-05-Ш/17, 123-05-Ш/17, N 124-05-Ш/17, N 125-05-Ш/17 за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выявленные УФАС в ходе той же проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил.
Согласно пункту 18 д) Правил N 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 861 проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.
В отношении заявителей, чьи технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), проверка выполнения технических условий осуществляется в соответствии с пунктами 82 - 90 Правил N 861.
Согласно пункту 90 Правил N 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
В соответствии с пунктом 82(1) Правил N 861 одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с пунктом 88 Правил присоединения сетевая организация вместе с актом о выполнении технических условий обязана предоставить заявителю ранее полученные от гарантирующего поставщика 2 экземпляра подписанного гарантирующим поставщиком проекта договора энергоснабжения.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что пункт 18 "д" Правил N 861 также включает в себя пункты 16, 90, 82(1), 88 Правил технологического присоединения.
Как указывалось ранее, судом апелляционной инстанции установлено, что по факту нарушения Предприятием в нарушение пункта 82(1) Правил N 861 заявителем не осуществлен допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии гр. Лоханько В.Л., в связи с чем в рамках административного дела N 123-05-Ш/17 МП "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 18 Правил. Как следует из данного постановления, Управлением вменялось Предприятию выявленное в ходе той же проверки нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 82(1) Правил N 861) в отношении одного и того же потребителя, по тому же договору присоединения и за тот же период.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу N А56-88657/2017, в удовлетворении заявления об оспаривании постановления УФАС от 23.10.2017 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении N 123-05-Ш/17 Предприятию отказано.
При изложенных обстоятельствах, с доводом апелляционной жалобы о том, что постановлением от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении N 121-05-Ш/17 Предприятие повторно привлечено к административной ответственности за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, установленного Правилами технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям в отношении одного и того же потребителя и по одному Договору присоединения, следует согласиться.
Поскольку одним из основополагающих принципов административного права является принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ), апелляционный суд усматривает наличие обстоятельства, исключающего привлечение Предприятия к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение порядка технологического присоединения.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба Предприятия - удовлетворению, постановление Управления от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении N 121-05-Ш/17 о привлечении МП "Всеволожское предприятие электрических сетей" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 января 2018 года по делу N А56-88203/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении N 121-05-Ш/17 о привлечении Муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.