город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2018 г. |
дело N А32-35460/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Шумейкина А.В.: лично Шумейкин А.В., представитель Рудометова М.П. по доверенности от 20.01.2018, паспорт;
от Вьюгова А.А.: представитель Абрамян С.К. по доверенности от 19.01.2018, паспорт;
от администрации муниципального образования г. Новороссийск : представитель Мокин И.Я. по доверенности от 27.12.2017, удостоверение; после перерыва представитель в судебное заседание не явился;
от Михайленкова В.Н.: лично Михайленков В.Н., паспорт;
от Чарпикян С.М.: лично Чарпикян С.М.,
остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу председателя простых товариществ N 2, 8А,18, 20, 31, 34, 101, 102, 105 Вьюгова Александра Анатольевича, председателя простых товариществ N 6, 14, 14/1, 15, 15/1, 15А, 19, 22, 22/1, 25, 25/1, 32, 108 Чарпикян Саркиса Мануковича, председателя простых товариществ N5,7, 10, 11, 13, 17, 27, 28, 30, 103, 106 Михайленкова Владимира Николаевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.10.2017 по делу N А32-35460/2017 (судья Купреев Д.В.)
по заявлению председателя простых товариществ N 2, 8А,18, 20, 31, 34, 101, 102, 105 Вьюгова Александра Анатольевича, председателя простых товариществ N 6, 14, 14/1, 15, 15/1, 15А, 19, 22, 22/1, 25, 25/1, 32, 108 Чарпикян Саркиса Мануковича председателя простых товариществ N 5,7, 10, 11, 13, 17, 27, 28, 30, 103, 106 Михайленкова Владимира Николаевича
к заинтересованным лицам администрации муниципального образования г.Новороссийск и Управлению транспорта и связи муниципального образования г.Новороссийск о признании действий незаконным, недействительным приказа, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
председатель простых товариществ N N 2, 8А, 18, 20, 21, 31, 34, 101, 102, 105 Вьюгов А.А., председатель простых товариществ NN 5, 7, 10, 11, 13, 17, 27, 28, 30, 103, 106 Михайленков В.Н. и председатель простых товариществ NN 6, 14, 14/1, 15, 15/1, 15А, 19, 22, 22/1, 25, 25/1, 32 Чарпикян С.М. обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконными действий Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск, выразившихся в отмене городских автобусных маршрутов с 01.08.2017;
- о признании недействительным приказа Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск от 04.08.2017 N 25 о проведении открытого конкурса N 2/2017 на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск по нерегулируемым тарифам;
- о признании незаконными действий Администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск, выразившихся в организации и утверждении новых маршрутов N N 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 108 регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск, в связи с несоответствием маршрутов требованиям безопасности и готовности к регулярным перевозкам пассажиров автобусами;
- о признании незаконными действий Администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск, выразившихся в проведении открытого конкурса N 2/2017 на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам NN 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 108 регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск по нерегулируемым тарифам, в связи с несоответствием маршрутов требованиям безопасности и готовности к регулярным перевозкам пассажиров автобусами;
- об обязании Администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск отменить новые маршруты N N 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 108 регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск и не проводить конкурсы на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам NN 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 108 регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск, в связи с несоответствием маршрутов требованиям безопасности и готовности к регулярным перевозкам пассажиров автобусами;
- об обязании Администрации муниципального образования город Новороссийск по действующим договорам на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, заключенным по результатам конкурса до 01.07.2016, выдать заявителям свидетельства и новые карты маршрута без проведения конкурса (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 24.10.2017 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, председатели простых товариществ Вьюгов А.А., Михайленков В.Н., Чарпикян С.М. обжаловали его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявители просят отменить решение суда, ссылаясь на то, что действия администрации по утверждению новых маршрутов не соответствуют требования безопасности и готовности к регулярным перевозкам пассажиров автобусами; суду не представлено доказательств того, что путь следования (схема движения) транспортных средств выбран по предполагаемым и желательным направлениям перемещения пассажиров с учетом обращений населения муниципального образования город Новороссийск; как и доказательств того, что большинство автомобильных дорог, задействованных в новых маршрутах, также задействованы в отменяемых маршрутах. В жалобе также указано, что заявители будут вынуждены участвовать в конкурсе на право осуществления перевозок по новым муниципальным маршрутам, на которых состояние дорог и их обустройство не соответствуют требованиям безопасности движения.
Представители заявителей в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы. Просят решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представителем администрации в судебном заседании заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела схем маршрутов (со сравнительным наложением схем старых и новых маршрутов).
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд протокольным определением приобщил к материалам дела схемы маршрутов для более полного исследования обстоятельств дела и доводов сторон.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.05.2018 до 09 час. 55 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между заявителями (простые товарищества) и Администрацией муниципального образования город Новороссийск по результатам конкурса в период до 01.07.2016 были заключены договоры на право осуществления регулярных пассажирских перевозок.
09 января 2017 года Управлением транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск издан приказ N 15 об утверждении нового реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.09.2016 N 7555, подпунктом 3 пункта 12 Федерального закона от 17.07.2016 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа" Управление транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск направило перевозчикам г. Новороссийска уведомления об отмене городских автобусных маршрутов с 01.08.2017.
04 августа 2017 года Управлением транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск издан приказ N 25 о проведении открытого конкурса N 2/2017 на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образования город Новороссийск по нерегулируемым тарифам.
Считая незаконными действия администрации по отмене существующих маршрутов, утверждению новых маршрутов и проведению конкурса на осуществление перевозок по новым маршрутам, председатели простых товариществ обратились в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Новороссийск на 2017-2019 годы утвержден постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2017 N 1725.
Указанный нормативный акт опубликован в печатном средстве массовой информации "Официальный Новороссийск" (выпуск N 13 от 08.03.2017 - л.д. 3-4 том 5).
Документ планирования, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2017 N 1725, является действующим. Указанный нормативный правовой акт не был признан недействующим в установленном порядке.
Согласно пункту 2 Документа планирования первым этапом мероприятий, направленных на развитие регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Новороссийск, является определение муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Новороссийск, по которым планируется отмена маршрутов.
Приложением N 1 к Документу планирования определен "Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Новороссийск (вид транспорта - автобус), по которым планируется отмена маршрута".
Таким образом, с учетом положений приведенного нормативного акта отмена маршрутов является одним из мероприятий по оптимизации маршрутной сети муниципального образования город Новороссийск, направленной в том числе на исключение дублирования маршрутов и превышения нормативного значения пропускной способности улично-дорожной сети.
На основании Закона N 220-ФЗ постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.09.2016 N 7555 утвержден "Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Новороссийск" (далее - Порядок установления и отмены от 14.09.2016 N 7555).
В соответствии с пунктом 12 Порядка установления и отмены от 14.09.2016 N 7555, основанием для отмены муниципального маршрута являются, в том числе, мероприятия, предусмотренные в документе планирования регулярных перевозок.
Согласно пункту 17 Порядка N 7555 решение об установлении, изменении либо отмене муниципального маршрута оформляется в форме приказа уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения.
09 января 2017 года Управлением транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск издан приказ N 15 об утверждении нового реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Администрацией муниципального образования город Новороссийск и Управлением транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск 23 января 2017 года вынесен приказ N 17 "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск", согласно которому маршруты регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск N N 1, 2, 5, 6, 7, 8, 8А,10, 11, 13, 14, 15, 15А, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 27В, 28, 30, 31, 32, 34, 38, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108 отменены.
В приказе указано, что в части отмены маршрутов он вступает в силу с 01.08.2017, но не ранее даты начала осуществления перевозок по новым муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск по нерегулируемым тарифам в соответствующих направлениях (л.д. 11-12 том 4).
Во исполнение части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ администрацией в адрес перевозчиков в январе 2017 года были направлены соответствующие уведомления об отмене действующих маршрутов регулярных пассажирских перевозок с 01.08.2017 (л.д. 70-113 том 4).
Обращаясь в арбитражный суд, заявители просили признать незаконными действия Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск, выразившихся в отмене городских автобусных маршрутов с 01.08.2017.
Из пояснений представителей заявителей следует, что оспариваемые действия администрации по отмене маршрутов выражены в приказе от 23.01.2017 N 17.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных ст.ст. 198-201 АПК РФ оснований для отмены требований заявителей.
В силу пункта 1 части 16 статьи 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" решение о закрытии (отмене) маршрута регулярного сообщения может быть принято в случае, если количество пассажиров, следующих из начального в конечный остановочный пункт, менее 25 процентов от вместимости транспортного средства.
Заявители указывают, что в нарушение требований ст. 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ администрацией и управлением транспорта в материалы дела не представлены технико-экономическое обоснование целесообразности изменения маршрутной сети, опросы населения.
Частью 4 статьи 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ предусмотрены условия, при которых уполномоченным органом принимается решение об открытии, закрытии, изменении маршрутов регулярного сообщения, а также изменении маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения:
1) потребности населения в перевозках, подтвержденной обследованием пассажиропотока, данными автовокзалов (автостанций), с учетом технико-экономического обоснования целесообразности их открытия, закрытия или изменения (в том числе при введении в эксплуатацию новых жилых зон и массивов или их сносе, изменении дорожной и градостроительной ситуации, создании либо ликвидации крупных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и иных социально значимых и культурных объектов), возможности обеспечения безопасных условий перевозки;
2) обоснованных предложений органов местного самоуправления, перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки на этих маршрутах и (или) подавших заявки на право осуществления пассажирских перевозок.
Частью 6 статьи 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ предусмотрено, что при открытии нового маршрута регулярного сообщения ожидаемый пассажиропоток устанавливается путем анкетного обследования, опроса населения, прогнозирования и ориентировочного расчета. Путь следования (схема движения) транспортных средств выбирается по предполагаемым и желательным направлениям перемещения пассажиров в соответствии с требованиями безопасности движения и дорожными условиями. Новые маршруты регулярного сообщения могут быть организованы, если состояние дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности движения.
Частью 16 статьи 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ установлены основания отмены (закрытия) маршрута регулярного сообщения:
1) если количество пассажиров, следующих из начального в конечный остановочный пункт, менее 25 процентов от вместимости транспортного средства;
2) при отсутствии возможности обеспечить безопасность движения на данном маршруте;
3) при получении от государственных или судебных органов соответствующего предписания (решения) о закрытии маршрута.
Судом апелляционной инстанции установлено, что администрацией были соблюдены как предусмотренные законом условия для отмены ранее действовавших маршрутов, так и утверждения новой маршрутной сети (открытия новых маршрутов).
Из материалов дела следует, что ранее действовавшие маршруты были отменены администрацией с учетом выявления условий, предусмотренных частями 4, 16 статьи 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ.
В целях изучения пассажиропотока администрацией с предпринимателем Оплачко Г.В. был заключен договор от 26.10.2016 на оказание услуг изучения пассажиропотока с использованием учетной системы "Электронный проездной".
Согласно выписке из ЕГРИП к дополнительным видам деятельности индивидуального предпринимателя Оплачко Г.В. (ИНН 231122574680) относится деятельность по обработке данных (код ОКВЭД 63.1)
По результатам сбора и обработки информации о пассажиропотоке в муниципальном образовании город Новороссийск, проведенного на основании договора на оказание услуг изучения пассажиропотока с использованием учетной системы "Электронный проездной" от 26.10.2016, управлением транспорта проведен анализ данных пассажиропотока и установлено, что на отменяемых маршрутах количество пассажиров, следующих из начального в конечный остановочный пункт, составляет менее 25% от вместимости транспортного средства (л.д. 15-126 том 5, л.д. 12-152 том 6, тома 7-10).
Сбор информации о количестве пассажиров, проезжающих на маршруте, проводился с использованием принадлежащих исполнителю электронных мобильных терминалов, позволяющих осуществлять учет количества пассажиров, в том числе входящих и выходящих пассажиров на остановочных пунктах, а также с использованием мобильных терминалов спутниковой навигации (ГЛОНАСС/GPS) осуществляющих фиксирование времени и местонахождения, в том числе маршрута.
Сбор информации о пассажиропотоке проводился в присутствии работника перевозчика, в том числе водителя на соответствующем транспортном средстве (л.д. 21-61 том 5).
Анализ обследования пассажиропотока на маршрутах регулярного сообщения в муниципальном образовании город Новороссийск (технико-экономическое обоснование) утвержден заместителем главы муниципального образования и и.о. начальника управления транспорта и связи 16.01.2017 (л.д. 65 том 5).
Управление транспорта и связи администрации как специально уполномоченный орган местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения вправе проводить как обследование пассажиропотока, так и анализ полученных данных обследования пассажиропотока с целью разработки мероприятий по оптимизации транспортного обслуживания населения.
По результатам сбора и обработки информации о пассажиропотоке в муниципальном образовании город Новороссийск управлением транспорта и связи администрации проведен анализ обследования пассажиропотока (копия имеется в материалах дела) и установлено, что на отменяемых маршрутах количество пассажиров, следующих из начального в конечный остановочный пункт, составляет менее 25 процентов от вместимости транспортного средства.
Таким образом, отмена маршрутов произведена по предусмотренным законом основаниям (ч. 16 ст. 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ).
При таких обстоятельствах, действия Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск, выразившихся в отмене городских автобусных маршрутов с 01.08.2017 приказом от 23.01.2017 N 17, соответствуют закону.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ маршрут считается отмененным со дня исключения сведений о данном маршруте соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее - реестр маршрутов).
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указывая на отсутствие технико-экономического обоснования необходимости открытия новых маршрутов, а также иные пороки при исследовании пассажиропотока, в том числе проведение исследования без учета сезонности работы транспорта (увеличение пассажиропотока в период посещения города туристами - май-сентябрь), заявители в то же время в нарушение ст. 65 АПК РФ не представили доказательств, опровергающих выявленные управлением обстоятельства, влекущие отмену маршрутов (п. 1 ч. 16 ст. 4.2 Закона Краснодарского края N 193-КЗ).
С учетом приведенных обстоятельств (об отмене маршрутов по основанию, установленному п. 1 ч. 16 ст. 4.2 Закона N 193-КЗ), судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы заявителей о том, что приказ N 17 издан ранее утверждения Документа планирования.
Кроме того, согласно пункту 4 постановления N 1725, которым утвержден документ планирования, действие настоящего постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 года.
Суд первой инстанции также указал, что с учетом положений Приказа N 17 от 23.01.2017, в настоящее время перевозка по новым муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск не осуществляется, в связи с чем, приказ не нарушает прав заявителей.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что заявителями не обосновано обращение в суд с заявлением об оспаривании приказа от 23.01.2017 с нарушением трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Материалами дела подтверждается, что приказ был опубликован в январе 2017 года на сайте администрации в сети интернет.
Кроме того, как указано, уведомления об отмене маршрутов были направлены перевозчикам в январе 2017 года.
С настоящим заявлением перевозчики обратились в арбитражный суд в августе 2017 года.
Пропуск установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на оспаривание действий администрации (управления) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом также отклоняются доводы заявителей о том, что отмена маршрутов нарушает их права как лиц, с которыми договоры заключен до июля 2016 года и соответственно претендующих в силу статьи 39 Закона N 220-ФЗ на продление договорных отношений без проведения конкурса.
В силу части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Перевозчики осуществляют перевозку пассажиров на основании договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения (далее - договор), заключенных в период 2012 по 2013 год (включительно). Указанные договоры заключены сроком на 5 лет.
Таким образом, учитывая, что на основании документа планирования и результатов исследования пассажиропотока администрацией было принято решение об отмене маршрутов, в силу ч. 5 ст. 39 Закона N 220-ФЗ новые карты маршрута и свидетельства об осуществлении перевозок не могут быть выданы перевозчиками на период после отмены маршрутов.
Как указано, в настоящее время по новым маршрутам перевозки не осуществляются, заявители осуществляют перевозки по старым маршрутам, которые будут действовать соответственно до отмены прежних маршрутов (л.д. 11-12 том 4).
Таким образом, заявителями не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов оспариваемыми действиями по отмене маршрутов.
Кроме того, администрацией суду представлена позиция о ничтожности части договоров перевозки.
На момент проведения конкурсных процедур действовало постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 30.09.2011 N 4648 "Об утверждении положения об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск и о признании утратившим силу постановления главы администрации муниципального образования город Новороссийск от 29 ноября 2010 года N 4590" (далее - Порядок проведения конкурса).
Согласно пункту 4.2.2 Порядка проведения конкурса при проведении конкурса устанавливаются следующие обязательные требования к перевозчикам, в том числе наличие у перевозчика лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и лицензионных карточек установленного образца, оформленных на каждое транспортное средство, претендующее на участие в конкурсе.
В состав простых товариществ входят ООО "Автолайн" (ИНН 2315095585), ООО "Автокомтранс" (ИНН 2315125303), ООО "Медтранс" (ИНН 2315108876).
У указанных юридических лиц на момент проведения конкурсных процедур отсутствовали лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (реестр лицензий размещен на официальном сайте МУГАДН по Краснодарскому краю http://ugadn23.ru/docs/reestr).
Согласно части 6 статьи 4.4 Закона Краснодарского края N 193-КЗ досрочное расторжение договора по инициативе специально уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения, с которым заключен договор, возможно в том числе, в случае аннулирования, приостановления действия, истечения срока действия лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, в том числе у одного из перевозчиков из группы перевозчиков, объединившихся для совместного выполнения пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения.
В силу статей 198-201 АПК РФ представление доказательств нарушения оспариваемыми действиями и ненормативными актами прав и законных интересов заявителей по делу является обязательным условием удовлетворения требований, заявляемых в порядке главы 24 АПК РФ.
Перевозчики также оспаривают действия Администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск, выразившиеся в организации и утверждении новых маршрутов N N 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 108 регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск, в связи с несоответствием маршрутов требованиям безопасности и готовности к регулярным перевозкам пассажиров автобусами.
Из материалов дела следует, что новые маршруты были утверждены приказом от 09.01.2017 N 15 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск", приказом от 01.08.2017 N 24, которым в том числе внесены изменения в приказ N 15 и принято решение об установлении муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск.
На основании указанных ненормативных актов, по мнению заявителей, фактически с 01.08.2017 была введена новая маршрутная сеть регулярных автобусных перевозок в городе Новороссийске.
При этом, заявители указывают, что новая маршрутная сеть не отвечает требованиям безопасности перевозок.
В обоснование своей позиции заявители ссылаются на Акт комиссионного обследования о выявленных 178 нарушениях требований безопасности дорожного движения.
Представители Администрации и Управления транспорта не опровергают наличие выявленных нарушений.
При этом, выявленные нарушения в основном сводятся к отсутствию заездных карманов и отсутствию обустроенных остановочных пунктов.
Вместе с тем, как указано ранее, в настоящее время перевозка пассажиров по новым маршрутам не осуществляется.
Представители Администрации пояснили, что на соответствующих территориях ведутся работы по обустройству дороги применительно к требованиям безопасности.
Соответствующие работы должны быть завершены к моменту начала осуществления перевозок пассажиров по соответствующим маршрутам.
Заявители, в свою очередь, в нарушение ст.ст. 65, 67, 68 АПК РФ не представили доказательств того, каким образом утверждение новых маршрутов при наличии необорудованных мест остановок на новых маршрутах и иных нарушений требований безопасности, нарушает их права и законные интересы как заявителей по делу, рассматриваемому в порядке главы 24 АПК РФ.
Как правильно указано судом первой инстанции, в настоящее время заявители осуществляют перевозку по тем же улично-дородным сетям. Отмена торгов в связи с несоответствием автомобильных дорог требованиям безопасности движения приведет к блокировке движения общественного транспорта в г. Новороссийске.
В соответствии с пунктом 10.1 Порядка установления и отмены от 14.09.2016 N 7555 обследование муниципального маршрута обеспечивается управлением транспорта. Указанное обследование управлением транспорта проводилось, в том числе с соответствующими уполномоченными органами.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы заявителей об отсутствии необходимости в отмене ранее действовавших маршрутов и утверждении новой маршрутной сети.
Заявители указывают, что новые маршруты во многом совпадают с ранее действовавшими маршрутами и несколько маршрутов сохранились в прежнем виде.
Судом апелляционной инстанции к материалам дела были приобщены схемы маршрутов в виде сравнительного наложения схем старых и новых маршрутов.
Исследовав представленные схемы, суд установил, что изменение маршрутов связано в части с их продлением, при этом изменения затронули 22 маршрута.
Согласно пояснениям специалистов администрации и управления большая часть маршрутов (в части их совпадения с прежними маршрутами) перенесена на параллельные улицы-дублеры. Это связано, в том числе с непригодностью для перевозок пассажиров дорог, по которым в настоящее время осуществляются перевозки.
Представленными сравнительными схемами подтверждается, что вновь утвержденные маршруты продлены, в том числе применительно к сложившейся в настоящее время застройки территории, и соответственно отвечают требованиям востребованности у пассажиров.
Судом апелляционной инстанции 09.04.2018 к материалам дела по ходатайству ответчиков были приобщены копии обращений граждан (посредством электронной почты), из которых следует, что действующие маршруты не отвечают потребностям населения в перевозках по городу.
Заявители в свою очередь, представили копию обращений жителей города в количестве 3661 чел. к губернатору края о несоответствии новой маршрутной сети требованиям безопасности.
Указанное обращение подписано менее чем 10% жителей города.
Кроме того, данное обращение не свидетельствует о незаконности действий администрации и управления.
Представители сторон в судебных заседаниях подтвердили, что частично старая маршрутная сеть совпадает с новой.
Таким образом, утверждение новой маршрутной сети с проведением работ по обеспечению безопасности перевозок до начала работы транспорта на новых маршрутах, отвечает интересам пассажиров и требованиям закона.
Как указано, доказательств нарушения и наличия подлежащих защите прав заявители по настоящему арбитражному делу не представили.
Доводы заявителей о том, что старая маршрутная сеть могла быть изменена без ее отмены, также не принимаются судом, поскольку как указано, большая часть маршрутов была изменена, как по протяженности, так и по ответвлениям направлений и переносу маршрутов на параллельные улицы.
Ссылаясь на отсутствие технико-экономического обоснования необходимости утверждения новой маршрутной сети, заявители не представили доказательств, опровергающих необходимость обновления маршрутной сети, в том числе с учетом сложившейся застройки и потребностей населения.
При таких обстоятельствах, судом не установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения требований в части оспаривания законности действий заинтересованных лиц по утверждению новых маршрутов.
Заявители в отношении обжалования приказа Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск от 04.08.2017 N 25 о проведении открытого конкурса N 2/2017 на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск по нерегулируемым тарифам; и незаконными действия Администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления транспорта и связи муниципального образования город Новороссийск, выразившиеся в организации и проведении открытого конкурса N 2/2017 на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам N 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 34,108 регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск по нерегулируемым тарифам в порядке статьи 49 АПК РФ отказались от данного требования.
С учетом изложенного, судом не установлены основания для удовлетворения заявленных перевозчиками требований.
Оспариваемые ненормативные акты соответствуют закону и не нарушают прав заявителей.
Таким образом, также отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителей в части восстановления их прав применительно к обязанию Администрации муниципального образования город Новороссийск по действующим договорам на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, заключенным по результатам конкурса до 01.07.2016, выдать заявителям свидетельства и новые карты маршрута без проведения конкурса.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок
Как указано ранее, в силу ч. 4 ст. 5 ст. 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в связи с отменой ранее действовавших маршрутов, основания для выдачи свидетельств на осуществление перевозок в период после начала осуществления перевозок по новым маршрутам, без проведения конкурсной процедуры, не предусмотрено.
Частью 9 статьи 4.3 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" установлено, что в случае, если в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярного сообщения свидетельства, карты маршрутов выдаются на меньший срок, а именно на срок до отмены маршрута.
При таких обстоятельствах, в материалы дела не представлено доказательств наличия оснований, предусмотренных статьями 198-201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционных жалобах, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 24.10.2017 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2017 по делу N А32-35460/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35460/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф08-7075/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Вьюгов Александр Анатольевич, Михайленко Владимир Николавевич, Председатель простых товариществ N 5,7,10,11,13.17.27,28,30,103,106 Михайленков В.Н., Председатель простых товариществ N 6,14,14/1,15,15/1,15А,19,22,22/1,25,25/1,32 Черпикян С.М., Председатель простых товариществ N2, 8А, 18,20,21,31,34,101,102,105, Вьюгов А.А., Чарпикян Саркис Манукович
Ответчик: Администрация МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования г.Новороссийск, Управление транспорта и связи МО г. Новороссийск, Управление транспорта и связи муниципального образования г.Новороссийск
Третье лицо: Чарпикян С.М.
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7075/18
21.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20519/17
26.10.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15571/17
24.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35460/17
21.08.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35460/17