г. Пермь |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А60-63864/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Круст" (ИНН 6630008994, ОГРН1026601768401) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина (ИНН 6662067576, ОГРН 1036604390998) - Силуков М.Н., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2018; Хлутчина Н.М., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2018 года
по делу N А60-63864/2017,
принятое судьей Киселёвым Ю.К.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Круст"
к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Круст" (далее - заявитель, общество, ООО "Круст") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Кольцовской таможни имени В. А. Сорокина (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) от 25.09.2017 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10508010/200917/0016849, а также об обязании таможни возвратить излишне уплаченную сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 138 027 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2018 года (резолютивная часть объявлена 05.02.2018) требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным и на таможенный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём возврата ему излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 138 027 рублей 03 копейки.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что поставленные в адрес ООО "Круст" тактильные наземные навигаторы не относятся к специальным средствам для самообслуживания и ухода за инвалидами, перечисленным в п. 29 приложения N III к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042. При этом указывает, что технические средства для развития у инвалидов навыков ориентации в пространстве, самостоятельного передвижения, повседневного самообслуживания, для тренировки речи, письма и общения, умения различать и сравнивать предметы, освобождаемые от уплаты НДС, содержатся в пункте 38 приложения N III Перечня. Полагает, что на основании ст.ст. 9,10,11.1 Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации инвалидов носят индивидуальный (адресный) характер, в то время как товар, продекларированный по ДТ 10508010/200917/0016849, предназначен для общедоступного пользования. Присутствующие в судебном заседании представители заинтересованного лица доводы и требования жалобы поддержали.
ООО "Круст" с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать.
Судом рассмотрено заявление ООО "Круст" о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 15.08.2017 между ООО "Круст" (Россия) и компанией Jinan Hengsheng New Building Materials Co., Ltd (Китай) заключен контракт N 01-15-08/2017, предметом которого является поставка тактильных навигаторов в ассортименте согласно инвойсу N НS2017CL-04 от 15.08.2017.
20.09.2017 ООО "Круст" во исполнение условий данного контракта ввезло на территорию Российской Федерации товар и представило в таможенный орган декларацию N 10508010/200917/0016849 на товар N 1: специальные средства для самообслуживания для инвалидов - тактильный навигатор (конус) для слабовидящих MDT-01 35х16мм - 15000 шт.; тактильная полоса для слабовидящих MDT-01 278х34мм, 6х22мм -300 шт., представляющие собой стальные изделия конусообразной и прямоугольной формы соответственно, с рифленой поверхностью, используются для размещения на полу для обозначения пути инвалидам по зрению и осуществления незрячими людьми возможности ориентироваться внутри помещения и на улицах, изготовлены из нержавеющей стали способом литья в пресс-формах, с дальнейшей механической доработкой поверхности (шлифовкой проработкой "рисунка"), изготовитель: "Jinan Hengsheng New Building Materials Co.Ltd", товарный знак: отсутствует, количество: 15300 шт., код ТН ВЭД ЕАЭС 7326 90 980 7.
В графе 36 ДТ общество заявило тарифную преференцию в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) "ОООО-ГГ".
Таможенным органом у декларанта запрошены необходимые пояснения по заполнению декларации на товары и проведен фактический таможенный контроль товаров в форме таможенного досмотра.
25.09.2017 таможней на основании представленных обществом документов и по результатам таможенного контроля принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары. Товар N 1, заявленный в ДТ 10508010/200917/0016849, помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой НДС по ставке 18 %, в суммен 138 027 руб. 03 коп..
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих
право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или
частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов.
В ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного Союза определено, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 149 названного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
На основании подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности, технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, в пункте 29 раздела III которого указаны специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения, специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены), специальные средства при нарушениях функции выделения (в том числе уропрезервативы, мочеприемники, мешки для сбора мочи, катетеры, ремни для крепления мешков для сбора мочи, вешалки-крючки для крепления мочеприемников, калоприемники, мешки, пластины и фильтры к калоприемникам, кольца защитные и эластичные полукольца, стержни для стомы, очистители для кожи, нейтрализаторы запаха, анальные тампоны, тампоны для стомы, ирригационные системы и рукава для стомы, пояса крепления калоприемников), в том числе классифицируемые в товарной позиции по коду 7326 ТН ВЭД.
Таким образом, для отнесения спорного товара к товару, указанному в пункте 29 Перечня, необходимо установить факт его отнесения к специальным средствам для обслуживания и ухода за инвалидами.
Из материалов дела следует, что ввезенный обществом по ДТ N 10508010/200917/0016849 товар N 1: тактильный навигатор (конус) для слабовидящих MDT-01 35х16мм, тактильная полоса для слабовидящих MDT-01 278х34мм, 6х22мм - представляют собой стальные изделия конусообразной и прямоугольной формы соответственно, с рифленой поверхностью, используются для размещения на полу для обозначения пути инвалидам по зрению и осуществления незрячими людьми возможности ориентироваться внутри помещения и на улицах, то есть являются специальными средствами для самообслуживания инвалидов.
Указанные тактильные навигаторы в виде тактильного конуса и тактильной полосы позволяют слепым и слабовидящим людям самостоятельно, без помощи посторонних, передвигаться внутри помещений и на улице.
В свою очередь, таможенный орган указывает, что продекларированный по ДТ N 10508010/200917/0016849 товар N 1: тактильный навигатор (конус) для слабовидящих MDT-01 35х16мм и тактильная полоса для слабовидящих MDT-01 278х34мм, 6х22мм не соответствует вышеуказанному описанию, содержащемуся в пункте 29 Перечня медицинских товаров, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
По мнению таможни, технические средства для развития у инвалидов навыков ориентации в пространстве, самостоятельного передвижения, повседневного самообслуживания, для тренировки речи, письма и общения, умения различать и сравнивать предметы, средства для обучения программированию, информатике, правилам личной безопасности содержатся в пункте 38 приложения N III данного Перечня.
Отклоняя доводы таможни в указанной части, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59.13330.2016). Данный свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В п. 3.46 СП 59.13330.2016 определено, что тактильные средства информации представляют собой носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем прикосновения.
Согласно п. 3.47 СП 59.13330.2016 тактильно-контрастные наземные и напольные указатели - это средства информирования и предупреждения, представляющие собой рельефные (тактильные) контрастные полосы определенного рисунка, позволяющие инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путем осязания тростью, стопами ног или используя остаточное зрение. Разделяются по основным типам на предупреждающие, направляющие и поля различного назначения.
В пункте 3.49 СП 59.13330.2016 предусмотрено, что технические средства информирования, ориентирования и сигнализации - это комплекс различных технических средств, обеспечивающих визуальное, тактильное, звуковое и радиоинформирование, ориентирование в пространстве и сигнализацию об опасности для всех категорий инвалидов и других МГН, с указанием возможных направлений движения и мест получения услуг, способствующих обеспечению доступности, безопасности, информативности и комфортности объекта.
Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 553-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования". Настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели, с помощью которых инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населенных пунктах (территория, застройка) и общественных зданиях (внутренние пространства, зоны получения услуг), и устанавливает технические требования, назначение, место расположения и правила применения указателей, размещаемых на дорогах и улицах населенных пунктов в местах, разрешенных ГОСТ Р 52605, и на поверхности напольных покрытий общественных зданий.
Оценив представленные в материалы дела доказательств в их совокупности, а также исходя из вышеуказанных норм права применительно к положениям Свода правил СП 59.13330.2016, ГОСТ Р 52875-2007, суд первой инстанции правомерно указал, что ввезённые ООО "Круст" спорные изделия: тактильный навигатор (конус) для слабовидящих MDT-01 35х16мм и тактильная полоса для слабовидящих MDT-01 278х34мм, 6х22мм применяются для обустройства зданий и сооружений и прилегающей к ним территории, с целью беспрепятственного самостоятельного доступа инвалидов по зрению к зданиям и сооружениям, в том числе к местам обслуживания и безопасной их эксплуатации. При помощи данных тактильных средств информации инвалиды по зрению могут самостоятельно, без чьей либо помощи, посещать социально значимые объекты (больницы, школы, магазины, вокзалы, аэропорты, и пр.), ориентироваться в пространстве как внутри помещений, так и при подходе к ним.
Данные тактильных средств информации указывают инвалидам направление движения, способствующих обеспечению доступности, безопасности, информативности и комфортности объекта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что тактильный навигатор (конус) для слабовидящих MDT-01, тактильная полоса для слабовидящих относятся к специальным средствам для самообслуживания и ухода за инвалидами и не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
В связи с чем Кольцовской таможней имени В.А. Сорокина не доказана правомерность принятого им ненормативного правового акта.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение от 25.09.2017 недействительным.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе таможни, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поскольку решение таможенного органа признано незаконным, суд первой инстанции правомерно обязал таможенный орган осуществить возврат ООО "Круст" излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 138 027 руб. 03 коп..
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2018 года по делу N А60-63864/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е. Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.