город Томск |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А27-18065/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.,
судей: Марченко Н.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с применением средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области на решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18065/2017 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница", г. Юрга (ОГРН 1064230010250, ИНН 4230022366) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) о признании решения комиссии ТФ ОМС КО, выраженного в акте от 15 мая 2017 года, в части использования средств не по целевому назначению в сумме 1 357 860,44 рубля и уплаты штрафа за использования средств не по целевому назначению в сумме 135 786,04 рубля, не законным,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Кравченко И.А., представитель по доверенности от 01.01.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: Звягина А.С., представитель по доверенности от 17.01.2018, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница" (далее - ГБУЗ КО "Юргинская городская больница", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании решения комиссии ТФ ОМС КО, выраженного в акте от 15 мая 2017 года, в части использования средств не по целевому назначению в сумме 1 357 860,44 рубля и уплаты штрафа за использования средств не по целевому назначению в сумме 135 786,04 рубля, незаконным.
Решением от 21.02.2018 (резолютивная часть объявлена 14.02.2018) заявленные требования удовлетворены частично. Решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, выраженное в акте по результатам проверки от 15 мая 2017 года, признано недействительным в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в сумме 823615,40 рублей на оплату услуг по доставке трупов в морг и уплаты штрафа в размере 10% от указанной суммы. Суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница" путем уменьшения обязательств по возврату денежных средств и уплате штрафа, отнесенных оспариваемым актом к средствам нецелевого использования и признанных арбитражным судом незаконными. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель и заинтересованное лицо обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Заявитель в жалобе просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Фонд в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение в обжалуемой заявителем части, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо в жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения требований, принять по делу новый судебный акт, об отказе заявителя в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой Фондом части, без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комиссией Фонда в период с 17.04.2017 года по 16.05.2017 года была проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования заявителем.
15 мая 2017 года комиссией Фонда был составлен Акт по результатам плановой комплексной проверки целевого и эффективного использования средств ОМС в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница" и тематической проверки среднемесячной заработной платы в 2017 году к уровню 2016 года.
На основании п.1 рекомендаций Акта, в соответствии с п.9 ст.39 гл.8 Федерального закона от 29.11.2010 N 32б-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" заявителю было рекомендовано восстановить (возвратить) Фонду средства, использованные в проверяемом периоде не по целевому назначению, а именно: 1). "Транспортные услуги" - оплата услуг по доставке трупов в морг, в сумме 823 615,40 рублей; 2). Оплата образовательных услуг в сумме 293 000 рублей; 3). Оплата монтажа узла тепловой энергии в сумме 79181 рубль и оплата электромонтажных и пусконаладочных работ узла учета тепловой энергии в сумме 32 548 рублей.
Кроме того, заявитель обязан уплатить Фонду штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме 135 786,04 рубля.
07.07.2017 Фондом заявителю направлено требование (претензия) о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа и пени.
Посчитав решение Фонда, изложенное в акте проверки, незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, учреждение в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в отделениях Учреждения, в патолого-анатомическое отделение законодательно отнесена на Учреждение, такие расходы должны финансироваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, поскольку медицинская помощь состоит из перечня медицинских услуг, включающего с себя диагностику заболеваний, в свою очередь составной частью диагностики заболеваний является паталого-анатомическое исследование, в остальной части счел заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о медицинском страховании законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о медицинском страховании территориальные фонды обязательного медицинского страхования и медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона о медицинском страховании территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" органам государственного финансового контроля, осуществляющим контроль за поступлением и расходованием средств федеральных внебюджетных фондов, предоставлено право на основании проведенных проверок выносить предписания по возмещению средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не раскрывает понятие нецелевого использования средств бюджетов внебюджетных фондов.
На основании части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применению по аналогии подлежат нормы статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей понятие нецелевого использования бюджетных средств.
Исходя из статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием получения.
Следовательно, для выявления нецелевого использования бюджетных средств (средств внебюджетных фондов), органу государственного финансового контроля необходимо, во-первых, установить источник и условия финансирования расходов получателя таких средств, а во-вторых, доказать, что цель осуществления расходов не соответствовала условиям получения финансирования.
В соответствии со статьей 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
С учетом изложенного проверка проведена Фондом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Согласно пунктам 1, 9 статьи 3 Закона о медицинском страховании обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Частью 1 статьи 37 Закона об охране здоровья (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Частью 2 статьи 19 Закона об охране здоровья предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 80 Закона об охране здоровья в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
В силу пункта 6 части 3 статьи 80 Закона об охране здоровья при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о медицинском страховании базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Частью 7 статьи 35 Закона о медицинском страховании предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на оплату транспортных услуг.
Таким образом, за счет средств обязательного медицинского страхования подлежат оплате расходы на транспортные услуги, включенные в структуру тарифов на оплату медицинской помощи.
Медицинская помощь и иные услуги медицинских организаций в патолого-анатомических бюро осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Частью 1 статьи 81 Закона об охране здоровья установлено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно пункту 3 статьи 80 Закона об охране здоровья транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала осуществляется при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинскими организациями без взимания платы с граждан.
Исходя из вышеприведенных положений в их совокупности следует, что государством гарантируется бесплатная транспортировка и хранение в морге трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях.
Вместе с тем ни в федеральном законодательстве, ни в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не названы источники финансирования транспортных расходов по транспортировке в патолого-анатомическое бюро (отделение) трупов умерших в медицинских организациях пациентов.
Согласно статье 35 Закона о медицинском страховании базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в частности, расходы на оплату транспортных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о медицинском страховании тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Указанная методика определена в разделе XI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 158н.
Согласно пунктам 155 - 157 Правил обязательного медицинского страхования расчет тарифов может осуществляться на единицу объема медицинской помощи, на медицинскую услугу, за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц.
Тарифы рассчитываются в соответствии с главой XI Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой. Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:
1) расходы в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона о медицинском страховании, в том числе расходы на оплату транспортных услуг;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой;
3) расходы, определенные территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
Частью 2 статьи 30 Закона о медицинском страховании тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона об охране здоровья, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Законом Кемеровской области от 29.12.2014 N 146-ОЗ (ред. от 28.12.2015) утверждена "Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Согласно п.4.4. Территориальной программы тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Основанием для принятия решения послужил вывод Фонда о том, что транспортировка умерших пациентов из стационара в патолого-анатомическое отделение не является видом медицинской помощи и, следовательно, оплата данной услуги не может производиться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Между тем с учетом того, что обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в отделениях Учреждения, в патолого-анатомическое отделение законодательно отнесена на Учреждение, такие расходы должны финансироваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, поскольку медицинская помощь состоит из перечня медицинских услуг, включающего с себя диагностику заболеваний. В свою очередь составной частью диагностики заболеваний является паталого-анатомическое исследование.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что спорные суммы средств обязательного медицинского страхования были использованы Учреждением на цели, прямо предусмотренные законодательством, является верным.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2017 N 301-КГ17-14805.
Отклоняя ссылки Фонда на "Положение о создании и организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в Юргинском городском округе", утвержденное постановлением администрации Юргинского городского округа от 22.08.2014 N 1415, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данным Положением предусмотрена деятельность, связанная с погребением умерших, а не транспортировка тел умерших в морг из Учреждения, в котором больные скончались.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, согласно пунктам 155 - 157 которых расчет тарифов может осуществляться на единицу объема медицинской помощи (1 случай госпитализации, 1 обращение в связи с заболеванием, 1 законченный случай при оплате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме, 1 пациенто-день лечения, 1 вызов скорой медицинской помощи), на медицинскую услугу, за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц. Тарифы рассчитываются в соответствии с 11 главой Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой, в частности, расходы на оплату транспортных услуг, в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, страховых медицинских организаций, изложенными в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 14-6/10/2-5305 - законченным случаем лечения в стационаре является совокупность медицинских услуг в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи по основному заболеванию, предоставленных пациенту в стационаре в регламентируемые сроки в виде диагностической, лечебной, реабилитационной и консультативной медицинской помощи, в случае достижения клинического результата от момента поступления до выбытия (выписка, перевод в другое учреждение или в другое профильное отделение пациента по поводу другого или сопутствующего заболевания), подтвержденного первичной медицинской документацией, и без клинического результата (смерть пациента).
Таким образом, медицинская помощь состоит из перечня медицинских услуг, включающего с себя диагностику заболевания, составной частью которой является патолого-анатомическое исследование.
На основании изложенного, ссылки Фонда на то, что патолого-анатомическое исследование не является медицинской помощью, подлежат отклонению апелляционным судом.
Иное толкование Фондом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
В отношении оплаты образовательных услуг.
В соответствии со ст. 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (утв. Минздравом СССР 12 января 1982 г. и Минвузом СССР 20 января 1982 г.) одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.
Пунктом 3 Положения установлено, что интернатура - продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что срок подготовки в интернатуре 1 год. Начало подготовки 1 августа, окончание 1 июля (для окончивших вечерние отделения - соответственно с 1 апреля до 1 марта).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 сентября 2012 г. N 190н "Об утверждении формы документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование в интернатуре, и технических требований к нему" установлено, что по окончании интернатуры выдается диплом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к законному и обоснованному выводу, что в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС не включены расходы по оплате профессионального образования в интернатуре. Следовательно, расходование средств ОМС на оплату обучения в интернатуре является нецелевым.
Суд апелляционной инстанции считает не основанным на нормах права вывод учреждения о том, что расходы на обучение в интернатуре, ординатуре являются обоснованными, так как врачи Граничева Л.Н. и Будникова О.В. уже имели основное послевузовское профессиональное образование, а их обучение, по сути, является профессиональной переподготовкой.
Кроме того, обучение в интернатуре, ординатуре вносится в трудовую книжку, так как руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на врача-интерна. На врачей-интернов распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. Таким образом, между интерном и работодателем (базовым учреждением здравоохранения) возникают трудовые отношения.
Анализ указанных выше нормативных правовых актов подтверждает, что обучение в интернатуре является послевузовским профессиональным образованием, необходимым для получения специальности и не является профессиональной переподготовкой, которая относится к дополнительному профессиональному образованию.
Нормы действующего законодательства, в том числе осуществляющего правовое регулирование обязательного медицинского страхования не содержат положений, что послевузовское профессиональное образование, в данном случае обучение в интернатуре должно оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования.
В отношении оплата монтажа узла тепловой энергии 79 181,00 руб. и электромонтажных и пусконаладочных работ узла учета тепловой энергии - 32 548,00 руб.
Согласно "Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, к капитальному ремонту относятся: устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, монтажные и пусконаладочные работы. Структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает капитальный ремонт, что отражено в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, в п. 7 письма Минздрава России от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", следовательно, медицинская организация была не вправе использовать средства ОМС для оплаты монтажа узла тепловой энергии, электромонтажных и пусконаладочных работ.
Специалистом Заинтересованного лица Козловой Н.Ф., имеющей специальное образование, в рамках исполнения должностных обязанностей (Приложения N 5, 6) участвовавшей в проверке, проведен анализ локального сметного расчета N 386а к договору подряда N 41 от 05.05.2015 (Приложение N 7), заключенного между ГБУЗ Кемеровской области "Юргинская городская больница" и ООО "СантехЛюкс" на монтаж узла тепловой энергии. Локальный сметный расчет N 386а (далее ЛСР) состоит из четырех разделов: - раздел 1. Узел управления и учета; - раздел 2. Электромонтажные работы; - раздел 3. Пуско-наладочные работы (учет и регулирование); - раздел 4. Материалы с НДС (неучтенные в верхних разделах, норма расхода данных материалов принята по проекту). В разделе 4, среди прочего поименованы: - расходомер эл. магнитный Питерфлоу РС20-12-6 (2 шт.) предназначен для измерений объемного расхода и объема электропроводящих жидкостей (т.е. теплоносителя-воды), протекающих по трубопроводу; - комплект термометров КТПТР-06-35 (1 комплект) - предназначен для измерения значений температур и разности температур в подающем и обратном трубопроводах систем теплоснабжения, используются в составе теплосчетчиков и других приборов учета и контроля тепловой энергии; - тепловычислитель СПТ941.20 (1 шт.) - предназначен для автоматизации учета теплопотребления в открытых и закрытых водяных системах, а также контролирует и архивирует вычисляемые параметры (t*C и т.п.) системы отопления, с помощью модема передаёт данные через сеть интернет; - бокс ЩРн-36з-1 УХЛЗ в сборе (1 шт.) - предназначен для сборки распределительных электрощитов с использованием модульной аппаратуры, для ввода и распределения электроэнергии.
Таким образом, монтаж узла учета тепловой энергии является устройством автоматизированной системы управления отоплением (АСУ), согласно пунктам ЛСР 20,21. Принцип работы АСУ зависит от температуры окружающей среды и температуры внутри помещения. Контроль осуществляют термометры. Данные с датчиков поступают в блок управления, который анализирует множество параметров. Любая АСУ позволяет работать: - в ручном режиме; - в автоматическом режиме; - в режиме удаленного управления.
В соответствии с приложением 1 ВСН 58-88(р) замена при необходимости (оснащение недостающими видами систем инженерного оборудования) и улучшение эксплуатационных показателей систем инженерного оборудования (устройство АСУ) является капитальным ремонтом. В соответствии с приложением 9 ВСН 58-88(р), автоматизация и диспетчеризация теплопунктов указана в перечне дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте.
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4.28 главы 4 ТМУ-2005 "Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Кемеровской области" в состав капитального ремонта включаются также работы, выполняемые в связи с производством капитального ремонта, о чем свидетельствует наличие в ЛСР демонтажных-монтажных работ, материальных ресурсов (арматура муфтовая, крепления и прочие приборы).
Таким образом, указанные работы являются капитальным ремонтом.
Согласно пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в структуру тарифа по ОМС включены, в том числе, расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества.
Вместе с тем из содержания части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, в составе платы за помещение в многоквартирном доме плата за содержание помещения (текущий ремонт) и взнос на капитальный ремонт выделяются, как две самостоятельные составляющие, имеющие различное содержание и цели.
Так, в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Аккумулируемые региональным оператором в установленном порядке взносы на капитальный ремонт должны быть направлены на капитальный ремонт многоквартирного дома.
При этом системное толкование положений главы 15 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что аккумулированные региональным оператором взносы на капитальный ремонт направляются на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в порядке очередности.
Иными словами, взнос на капитальный ремонт, уплачиваемый собственником помещения в связи с нахождением такого помещения в конкретном многоквартирном доме, фактически не является целевым платежом на осуществление ремонта именно соответствующего многоквартирного дома и может быть направлен региональным оператором на ремонт иных многоквартирных домов, техническое состояние которых является худшим по сравнению с иными домами.
В то же время плата за содержание жилого помещения в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Изложенное выше позволяет сформулировать однозначный вывод о том, что работы по содержанию имущества, определяемые понятием текущего ремонта, не совпадают с работами по капитальному ремонту, поскольку первые связаны с текущим обеспечением возможности безопасного использования общего имущества в именно в соответствующем многоквартирном доме (его систем, коммуникаций), а вторые - с восстановлением конструктивных элементов и несущих строительных конструкций самого здания, а также сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и, как следствие, о том, что плата за содержание имущества не включает в себя взнос на капитальный ремонт такого имущества.
В то же время структурой тарифа на оказание медицинской помощи по ОМС предусмотрены расходы только на оплату работ и услуг по содержанию имущества, в связи с чем, взносы на капитальный ремонт за помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые для размещения подразделений медицинской организации, не могут уплачиваться такой организацией за счет средств ОМС.
Аналогичное разъяснение сформулировано в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388, уполномоченного на разъяснение порядка правоприменения в сфере обязательного медицинского страхования, и положено в основу выводов Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в определении от 18.01.2016 по делу N А73-16796/2014, вынесенном по результатам рассмотрения схожего правового спора.
Таким образом, исходя из установленных выше обстоятельств и сформулированных выводов, суд апелляционной инстанции считает обоснованной позицию Фонда, правильно поддержанную судом первой инстанции и сводящуюся к тому, что учреждение неправомерно уплачивало взносы на монтаж узла тепловой энергии 79 181,00 руб. и электромонтажных и пусконаладочных работ узла учета тепловой энергии - 32 548,00 руб., поскольку указанные работы являются капитальным ремонтом, а взносы на капитальный ремонт не являются целевыми платежами на содержание соответствующего имущества и не предусмотрены структурой тарифа по ОМС в качестве допустимых расходов.
Оценивая иные доводы жалоб, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по указанным в них причинам.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом результатов рассмотрения дела, в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. излишне уплаченная государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница" при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.
Вопрос о возврате судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области не рассматривается, учитывая, что ТФОМС Кемеровской области освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 32 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах". Вместе с тем в силу положений пункта 3 статьи 333.18 НК РФ, части 9 статьи 75 АПК РФ платежные поручения и квитанции представляются в арбитражный суд только с подлинной отметкой банка об их исполнении. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате государственной пошлины, а также расчетные документы без отметки банка о перечислении государственной пошлины в федеральный бюджет не могут быть приняты в качестве доказательства ее уплаты. Поскольку Фондом в суд апелляционной инстанции представлена лишь копия платежного поручения от 07.03.2018 N 247067, без отметки банка о списании денежных средств, у суда апелляционной инстанции отсутствовала возможность рассмотреть вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Вместе с тем, Фонд не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке с соответствующим заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины с предоставлением всех необходимых документов в подлинном виде.
Руководствуясь статьей 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18065/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - без удовлетворения.
Возвратить государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2018 N 296551.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18065/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2018 г. N Ф04-3788/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области