город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2018 г. |
дело N А53-19128/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Ильиной, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарём с\з Харуновой И.Н.,
при участии:
от истца: представителя Верещагина В.Н. по доверенности от 20.04.17,
от ответчика: представителя Полетаевой О.Г. по доверенности от 12.03.18
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СУ-100" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2017 по делу N А53-19128/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "СУ-100" к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СУ-100" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - ответчик) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязав ответчика производить начисление истцу платы за потребленный газ с 01.04.17г. на основании показаний прибора учета APATOR METRIX AMG 16Т (зав. N 00195859) до 22.06.17г., а именно: до момента 100% ограничения поставки газа согласно заявления потребителя (в соответствии с уточнёнными в порядке ст. 49 АПК РФ и принятыми судом требованиями, т.2, л.д. 6-7, 89-90).
Решением от 21.11.17г. суд отказал в иске, сославшись на то, что у ответчика имелись предусмотренные п.п. 3.4, 4.11, 4.14 договора поставки газа для перехода с 01.04.17г. на расчетный метод определения объема потребленного истцом газа, поскольку установленные ответчиком 11.04.17 при проверке узла учёта газа (УУГ) ответчика свидетельствуют о его неисправности и необходимости его реконструкции. Также у ответчика отсутствует возможность произвести начисления по показаниям прибора учёта (ПУ), поскольку в нарушение условий п.4.11 Договора истец в спорный период не передавал поставщику газа сведения о показаниях узла учета газа, что не отрицалось представителем истца в судебном заседании.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба с дополнениями к ней мотивирована отсутствием у ответчика оснований для перехода с 01.04.17г. на расчетный метод определения объема потребленного истцом газа, поскольку УУГ AMG 16Т истца исправен, полностью соответствует проекту: "Замена узла учета газа в нежилом помещении по адресу: ул. Менделеева, 127 в г.Таганроге", заказ 2010-574 ГСВ и требования ГОСТ Р 8.741-2011 к УУГ AMG 16Т истца не применимы, поскольку договор поставки газа был заключён до его введения в действие.
УУГ истца - диафрагменный счетчик газа AMG16T исходя из его технических характеристик, обеспечивает исполнение требования ГОСТ Р8.741-2011, а именно: он обеспечивает измерение параметров потока газа: объем газа в рабочих и стандартных условиях; среднечасовую и среднесуточную температуру газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа. Этот счётчик может быть по заказу дооборудован низкочастотным датчиком импульсов (геркон), который обеспечивает в соответствии с положениями п.7.6.2 ГОСТ Р8.741-2011 документирование измерений, измерение потока газа, обеспечивает распечатку и архивирование параметров потока газа. Однако ответчик таких требвоаний истцу по вопросу оборудования счетчика газа устройством для дистанционной передачи информации не предъявлял, в связи с чем у истца отсутствовала такая обязанность.
При проверке 27.05.16 УУГ AMG 16Т сотрудниками ответчика также было указано на его несоответствие п.7.6.2 ГОСТ Р.8.741-2011 и п.1.2 "Правил учета газа", но при этом он был допущен к применении как коммерческий до окончания межповерочного интервала. По состоянию на 11.04.17 межповерочный интервал не истёк.
В соответствии с положениями абз. 2 п. 4.11 Договора поставки газа N 43-3-09650/10 (с учетом внесенных изменений и дополнений) претензии ответчика к истцу по вопросу не соответствия УУГ требования п. 7.6.2 ГОСТ Р8.741-2011 не правомерны.
Непредставление паспорта на счетчик газа не указано в Договоре поставки газа, как на основание на перевод предприятия на расчет потребленного газа согласно максимальной потребленной мощности. Данный паспорт на AMG 16Т (зав. N 00195859) был в последствии предоставлен истцом ответчику.
Истцом ответчику также был предоставлен согласованный с ООО "Газпроммежрегионгаз" проект, в котором счетчик газа AMG 16Т указан как выбранное и согласованное для использования средство измерения.
Согласования сроков реконструкции УУГ истцом с ответчиком не проводилось, поскольку в Акте от 27.05.16 представителем ответчика указано, что УУГ AMG 16Т допускается к применению как коммерческий УУГ до окончания срока межповерочного интервала (т.е., до 2020 года) и впоследствии от ответчика не поступало уведомлений о необходимости проведения реконструкции.
В Акте от 11.04.17 отсутствует заключение о допуске или не допуске УУГ к применению с замечаниями или без таковых, что позволяет истцу считать его исправным и использовать в качестве коммерческого УУГ.
Истец не получал от ответчика каких-либо уведомлений о переводе на расчет объема потребленного газа по проектной мощности, за исключением претензии от 15.06.17 года N 09-01-14-3995-222 об оплате задолженности и претензии от 12.07.17 года N 09-01-12-4754-52 об оплате задолженности. При этом, данный расчёт задолженности произведён ответчиком некорректно.
В Акте от 11.04.17 ответчиком неверно указана проектная мощность газопотребляющего оборудования, подключенного к узлу учета - 14,15 куб.м./ч., поскольку, согласно Дополнительного соглашения к Договору поставки газа проектная мощность определена в объеме - 16,02 куб.м./ч. Диапазон измерений УУГ AMG 16Т составляет от 0,16 куб.м. в час до 25 куб.м. в час, т.е., он обеспечивает измерение объема потребленного газа в соответствии с подключенной мощностью потребителей.
Суд необоснованно согласился с доводом ответчика о том, что типоразмер установленного у истца УУГ рассчитан на мощность газоиспользующего оборудования, указанного в договоре, а именно: на 4 газовых котла, поскольку согласно предоставленного ответчиком дополнительного соглашения у истца согласно проекта подключено 5 газовых котлов. Установка дополнительного газоиспользующего оборудования не влечет несоответствие типоразмера узла учета газа и мощности фактически установленного газоиспользующего оборудования, поскольку газовая горелка была подключена взамен одного из котлов.
Неправомерен довод ответчика о невозможности произвести начисления с апреля 2017 года по показаниям прибора учета, основанный на том, что истец в спорный период не передавал ответчику сведения о показаниях прибора учета газа. Такие сведения истцом ответчику передавались: ответчику было направлено "Срочное донесение о потреблении газа за апрель 2017 года" на 24.04.17. Далее 22.06.17 ответчиком по заявлению истца был составлен Акт об ограничении поставки газа покупателю и 19.10.17 ответчиком был составлен Акт N 25085658 демонтажа пломб со средств измерений узла учета расхода газа Потребителя. В названных Актах указаны конечные показания прибора учета расхода газа на момент демонтажа пломб. С учётом этого, по расчётам истца, учитывая тот факт, что потребление газа было полностью прекращено, расход газа за период с 24.04.17 по 22.06.17 возможно определить расчётным путём как разницу между объёмом потребления на 22.06.17 и на 01.04.17.
В отзыве на апелляционную жалобу с дополнениями к нему ответчик просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения ввиду законности принятого решения и оспариваемых действий.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 15:46 МСК 10.05.18 до 14:40 СК 17.05.18г., о чём на сайте суда в сети Интернет размещено извещение. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель истца настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведённые в апелляционной жалобе с дополнениями к ней доводы.
Представитель ответчика возражала против отмены решения суда, сославшись на приведённые в отзыве на апелляционную жалобу с дополнениями к нему доводы.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ответчиком (поставщик) и истцом (покупатель) был заключен договор (в редакции дополнительного договора поставки газа N 43-3-09650/10-ДП от 22.12.09г.) поставки газа N 43-3-09650/05 (договор поставки газа), согласно пункту 2.1. которого поставщик принял на себя обязательство в период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года поставлять до границы газотранспортной системы (далее - ГТС) Трансгаза (далее-Трансгаз), включая газораспределительную станцию (далее - ГРС), с газопроводами газораспределительной организации (далее - ГРО) или покупателя, а покупатель получать (выбирать) газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ) и оплачивать стоимость газа и снабженческо - сбытовые услуги (ПССУ) (т.1, л.д. 16-21).
Дополнительным соглашением к договору поставки газа N 43-3-09650/10 от 01.11.10 в связи с переименованием ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" в ООО "Газпром межрегионгаз Ростов -на -Дону" внесены изменения в части изменения наименования поставщика (т.1, л.д. 22).
Дополнительными соглашениями к договору поставки газа N 43-3-09650/10 от 29 сентября 2010 года N 1/11, от 19 октября 2011 года N 1/12, от 19 октября 2011 года N 1/13, от 29 ноября 2013 года N 1/14, от 27 августа 2014 года N 1/15, от 29 июля 2015 года N 1/16 и от 10 августа 2016 года N 1/17 сторонами был продлен срок действия данного Договора и в настоящее время согласно Дополнительного соглашения от 10 августа 2016 года N 1/17 срок действия Договора продлен до 31 декабря 2017 года (т.1, л.д. 23-30).
В соответствии с п. п. 4.1. Договора поставки газа, учет газа производится Поставщиком.
Количество газа, поставленного поставщиком покупателю, определяется по узлам учета газа (далее УУГ) Поставщика, установленным на распределительных газопроводах.
При неисправности или отсутствии УУГ Поставщика, а также несоответствии их требованиям действующих стандартов, количество поставляемого газа определяется по УУГ ГРО. При отсутствии или неисправности УУГ ГРО количество поставляемого газа определяется по УУГ Покупателя.
Неисправностью УУГ является несоответствие его, либо любой из его составляющих частей, метрологическим или техническим требованиям к средствам измерений, несоблюдение требований к условиям эксплуатации средств измерений, отсутствие действующих поверительных клейм.
В соответствии с приложением N 2 к договорам, у истца установлено газоиспользующее оборудование-котлы газовые КС-ГВ-2 шт, котел Fondital-1 шт, узел учета газа-АМ G16 Т заводской номер 00195859 (т.1, л.д. 33-36).
В соответствии с п. п. 4.2. Договора поставки газа определение количества газа (объема) производится по УУГ в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96.
За единицу объема принимается 1 куб. м газа, приведенный к стандартным условиям: температуры 20°С, давление 760 мм ртутного столба, что соответствует 101,325 кПа (п. 4.3. Договора поставки газа).
Из пункта 4.14. договора поставки газа следует, что количество газа поставляемого Поставщиком Покупателю определяется по проектной мощности газоиспользующего оборудования исходя из 24 часов его работы в сутки при следующих условиях:
с момента предыдущей поверки приборов учета работниками Поставщика или ГРО в случаях:
- отсутствия или неисправности УУГ у Покупателя;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных Поставщиком и/или ГРО на УУГ, байпасной линии УУГ;
- недопуска представителей Поставщика или ГРО для проверки приборов учета газа.
с момента истечения срока поверки
- при наличии неповеренных средств измерений в составе УУГ, в том числе сужающего устройства (СУ) и вычислителя (корректора).
11 апреля 2017 года представителями ООО "Газпром межрегионгаз Ростов -на -Дону" был составлен Акт проверки средств измерений УУГ AMG 16Т Покупателя, согласно которого были отмечены следующие недостатки:
- УУГ не соответствует требованиям пункта 7.6.2. ГОСТ Р 8.741-2011, не обеспечивает измерение, распечатку и архивирование параметров потока газа;
-место установки счетчика не соответствует требованиям завода-изготовителя;
-отсутствует проект газификации, согласованный в части выбора СИ с ООО "Газпром межрегионгаз Ростов -на -Дону", ГОСТ Р54961-2012, пункт 6.1.4.
-типоразмер счетчика выбран неверно, МИ3088-2008, пункт 9.3.4. -отсутствует паспорт на счетчик.
-установленное газоиспользующее оборудование не соответствует договору поставки газа (т.1. л.д. 31).
В связи с этим ответчик, полагая, что УУГ истца не отвечает требованиям действующего законодательства, начиная с 01.04.2017 г. производит расчет объема поданного истцу газа исходя из проектной мощности газопотребляющих установок и 24 часового режима их использования.
По мнению истца, его контрольно-измерительный прибор учета расхода газа соответствует предъявляемым требованиям в области обеспечения единства измерений и правил учета газа, в связи с чем действия ответчика являются неправомерными, в спорном периоде оплате подлежит объем поданного газа, зафиксированный УУГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым в данном деле иском о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязав ответчика производить начисление истцу платы за потребленный газ с 01.04.17г. на основании показаний прибора учета APATOR METRIX AMG 16Т, зав. N 00195859 (далее - AMG 16Т), до 22.06.17г., а именно: до момента 100% ограничения поставки газа согласно заявления потребителя
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит достаточных оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении иска ввиду того, что суд первой инстанции при принятии решения правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1.6 Правил учета газа, утвержденных Постановлением Минэнерго от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа), средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу п.21 Правил учёта газа, поставка и отбор газа без учета его объема не допускается.
В силу п.1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с п.26 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162 (далее - Правила поставки газа), каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
Как следует из материалов дела, 11.04.17 г. ответчик как поставщик газа осуществил проверку УУГ ответчика, в результате которой ответчик пришёл к выводу о том, что УУГ AM G16T истца как покупателя газа не соответствует актуальным требованиям действующей нормативно-технической документации для узлов учёта газа, а именно: УУГ не соответствует требованиям пункта 7.6.2. ГОСТ Р 8.741-2011 - не соответствует договору поставки газа не обеспечивает регистрацию количественных показателей газа, не осуществляет измерение, хранение и отображение информации о температуре, давлении, объёме газа, необходимой для приведения объема газа к стандартным условиям, согласно требованиям ГОСТ 2939-63; место установки УУГ не соответствует требованиям завода-изготовителя; отсутствует проект газификации, согласованный в части выбора СИ с ответчиком, ГОСТ Р54961-2012, пункт 6.1.4.; типоразмер счетчика выбран неверно, МИ3088-2008, пункт 9.3.4.; отсутствует паспорт на счетчик.
Данный Акт был вручен ответчиком представителю истца, о чем свидетельствует отметка последнего со входящим номером и датой, однако от подписания акта истец отказался.
В соответствии с п.1.2, 3.7 Правил учета газа, при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением. Количественные и качественные показатели природного газа при приеме-передаче для транспортировки, а также в процессе распределения измеряются на линии раздела объектов газоснабжения и (или) распределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Из п.7.6.1 ГОСТ Р 8.741-2011 следует, что архивирование, форму представления результатов измерений, сроки хранения отчетных документов определяют заинтересованные стороны.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил учета газа, измерение и учет количества газа производятся по методикам измерений, аттестованным в установленном порядке.
Согласно п. 7.6 ГОСТ Р 8.741-2011, на узле учета газа должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа. Объем газа при рабочих условиях, измеренный с помощью преобразователей объемного расхода приводят к стандартным условиям, используя измерения плотности газа, либо температуры и давления газа. Отчетные документы, полученные с узла учета газа, должны содержать следующие параметры потока и состояния газа за отчетный период: время измерения, объем газа в рабочих и стандартных условиях, среднесуточную и среднечасовую температуру газа, среднесуточное и среднечасовое давление газа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о неисправности узла учета газа, под которой в соответствии с п.4.1 Правил поставки газа понимается несоответствие узла учета газа, его составных частей метрологическим или техническим требованиям, несоблюдение требований к условиям эксплуатации средств измерений, отсутствие действующих поверительных клейм. Установленное у потребителя средство измерения не позволяет осуществлять надлежащий учет потребляемого газа, следовательно, не может быть принято в эксплуатацию в качестве коммерческого.
Согласно п.23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Невозможность осуществления узлом учета газа регистрации количественных показателей газа влечет невозможность исполнения покупателем договорных обязательств, предусмотренных п.4.11 Договора, в соответствии с которым не позднее первого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, покупатель обязан предоставить территориальному представителю поставщика газа на бумажных носителях параметры расхода газа (распечатка с УУГ), полученного за отчетный период. Покупатель несет ответственность за своевременность и достоверность передачи информации.
Судом первой инстанции также установлено, что при проверке от 11.04.17 г. представителем поставщика газа установлено, что покупателем используется газопотребляющее оборудование (инфракрасная горелка), сведения о которой не внесены в договор и о наличии и использовании которой поставщик газа не был поставлен в известность. Указанное не отрицал представитель истца в судебном заседании.
В соответствии с п.3.4 Договора поставки газа покупателю разрешается использовать только те газоиспользующие установки, которые указаны в договоре поставки газа.
Покупатель обязан в течение трех рабочих дней после окончания работ по установке (демонтажу) газоиспользующего оборудования, довести до сведения поставщика газа данные о наименовании, количестве, мощности по газу и другие сведения об установленных (демонтируемых) установках, в том числе в случае отсутствия на объектах газопотребления Покупателя такого оборудования при заключении договора.
Все изменения в составе измерительного и газопотребляющего оборудования узла учета газа должны быть отражены в проектно-технической документации и внесены в
Договор. В противном случае поставщик оставляет за собой право производить расчет объемов израсходованного газа по мощности всего фактически установленного газоиспользующего оборудования.
При этом суд первой инстанции согласился с доводом ответчика о том, что типоразмер установленного у истца узла учета газа рассчитан на мощность газоиспользующего оборудования, указанного в договоре (4 газовых котла). Установка дополнительного газоиспользующего оборудования влечет несоответствие типоразмера узла учета газа и мощности фактически установленного газоиспользующего оборудования, что сказывается на достоверности показаний узла учета газа.
Учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что несоответствие типоразмера узла учета газа мощности газоиспользующего оборудования является нарушением метрологических требований, изложенных в п.9.3.4 МИ 3082 - 2007, следовательно, также подпадает под понятие неисправности узла учета газа.
В соответствии с п.3.9 Правил учета газа, п.23 Правил поставки газа и п.4.14 Договора при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Таким образом, поставщиком газа правомерно применен расчетный метод определения объема потребленного газа, поскольку установленные 11.04.2017 г. обстоятельства свидетельствуют о неисправности узла учета газа и необходимости его реконструкции.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у ответчика возможность произвести начисления по показаниям ПУ, поскольку в нарушение условий п.4.11 Договора истец в спорный период не передавал поставщику газа сведения о показаниях узла учета газа, что не отрицалось представителем истца в судебном заседании.
Дополнительно оценив обстоятельства дела, апелляционный суд поддерживает приведённые выводы суда первой инстанции.
Как подтверждено материалами дела, спорный прибор учёта был выведен из учёта и учет объема потребляемого газа стал производиться исходя из проектной мощности газопотребляющего объекта ввиду того, что 11.04.2017 г. в ходе проверки представителем поставщика газа установлено, что узел учета газа AM G16T покупателя не соответствует актуальным требованиям действующей нормативно-технической документации для узлов учёта газа, а именно: не обеспечивает регистрацию количественных показателей газа, не осуществляет измерение, хранение и отображение информации о температуре, давлении, объёме газа, необходимой для приведения объема газа к стандартным условиям, согласно требованиям ГОСТ 2939-63.
Данные обстоятельства правомерно были квалифицированы ответчиком в качестве неисправности прибора учёта газа, поскольку их выявление является нарушением п. 1.2, 3.7 Правил учета газа, п. 7.6 ГОСТ Р 8.741-2011, а также п.4.11 Договора, из которых следует, что:
- при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением. Количественные и качественные показатели природного газа при приеме-передаче для транспортировки, а также в процессе распределения измеряются на линии раздела объектов газоснабжения и (или) распределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;
* архивирование, форму представления результатов измерений, сроки хранения отчетных документов определяют заинтересованные стороны; на узле учета газа должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа. Объем газа при рабочих условиях, измеренный с помощью преобразователей объемного расхода приводят к стандартным условиям, используя измерения плотности газа, либо температуры и давления газа. Отчетные документы, полученные с узла учета газа, должны содержать следующие параметры потока и состояния газа за отчетный период: время измерения, объем газа в рабочих и стандартных условиях, среднесуточную и среднечасовую температуру газа, среднесуточное и среднечасовое давление газа;
* покупатель обязан предоставить территориальному представителю поставщика газа параметры расхода газа на бумажных носителях (распечатка с УУГ).
Вышеприведённые нарушения были отражены в полном объёме в акте проверки от 11.04.17, копия которого передана ответчиком истцу.
Несоответствие узла учета газа, его составных частей метрологическим или техническим требованиям, несоблюдение требований к условиям эксплуатации средств измерений, отсутствие действующих поверительных клейм в соответствии с п.4.1 Договора квалифицируется, как его неисправность.
С учётом этого апелляционный суд отклоняет как неосновательный довод истца о незаконности действий ответчика по выводу спорного УУГ из расчётов, основанный на его исправности, а также довод истца об отсутствии документа, в котором ответчик изложил бы своё заключение о не допуске УУГ к применению, и о неизвещении ответчиком о переводе на расчет объема потребленного газа.
Вывод УУГ из расчётов и переход на расчётный способ определения объёма газа произведён ответчиком в связи с обстоятельствами, зафиксированными в акте проверки от 11.04.17, поскольку законодательство в области поставки и учета газа не обязывает поставщика газа констатировать неисправность самостоятельным актом. В соответствии с п.28 Правил поставки газа объемы приема-передачи газа отражаются в соответствующих актах. При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ. Количество газа, определенное по проектной мощности после признания узла учета газа неисправным, отражено в сводных актах о количестве поданного-принятого газа за апрель, май 2017 г. Указанные акты истцом не подписаны, особое мнение к ним не выражено. С учётом этого оснований для вывода о ненадлежащем извещении ответчиком истца о выводе из расчётов спорного УУГ у апелляционного суда не имеется.
Апелляционный суд также отклоняет доводы истца о некорректности расчёта ответчиком задолженности истца за период потребления газа после перехода на расчётный способ определения объёма его потребления, а также о возможности его определения расчётным путём как разницы между объёмом потребления на 22.06.17 и на 01.04.17.
Вопрос о корректности расчёта ответчиком задолженности истца за период потребления газа после перехода на расчётный способ определения объёма его потребления предметом данного спора не является.
Согласно уточнённым требованиям, истец просит суд о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязав ответчика производить начисление истцу платы за потребленный газ с 01.04.17г. до 22.06.17г. на основании показаний прибора спорного УУГ AMG.
Кроме того, в соответствии с п.4.11 Договора не позднее первого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, Покупатель обязан предоставить территориальному представителю Поставщика на бумажных носителях отчет о параметрах расхода газа и нештатных ситуациях за отчетный период. В противном случае на основании п.4.4 Договора поставщик газа вправе применить расчетный метод определения объема потребленного газа.
В спорный период (апрель - июнь 2017 года) истец передал ответчику сведения о показаниях УУГ только по состоянию на 22.04.17. Впоследствии узел учета газа покупателя был демонтирован. Следовательно, произвести начисления по показаниям узла учета газа фактически невозможно.
Апелляционный суд отклоняет как неосновательные доводы истца о незаконном предъявлении ответчиком к нему требования о соответствии спорного УУГ AMG 16Т требованиям ГОСТ Р 8.741-2011, основанные на том, что данный ГОСТ был введён в действие после заключения договора поставки газа (с 01.07.13.), и на том, что данный ГОСТ утвержден Приказом Госстандарта от 13.12.2011 N 1061-ст "Об утверждении национального стандарта" для добровольного применения.
Согласно разделу 1, ОСТ Р 8.741-2011 устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, цели и принципы стандартизации, требования к документам в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации.
Действительно, приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1061-ст "Об утверждении национального стандарта" национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.741-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений" с датой введения в действие 1 июля 2013 г. утверждён для добровольного применения.
Однако, п.1 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В соответствии с п. 4 ст. 16.1 закона N 184-ФЗ, применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Из толкования приведенных положений с п. 4 ст. 16.1 закона N 184-ФЗ следует, что включение сводов правил в тот или иной перечень обусловлен порядком их применения. Наличие отдельных положений сводов правил в перечне добровольного применения допускает альтернативу применения вместо них предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов.
То есть, положения п. 4 ст. 16.1 закона N 184-ФЗ допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом.
Отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. Соответственно, произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Сходное толкование положений п. 4 ст. 16.1 закона N 184-ФЗ о степени обязательности применения стандартов и (или) сводов правил не признано незаконным ВС РФ в определениях об отказе в передаче дела в Президиум ВС РФ от 03.02.17 г. по делу N А32-47582/2015, от 12.11.5 г. по делу N А73-15085/2014, АС СКО в постановлении от 08.02.18 по делу N А32-23323/201 и в постановлении от 23.06.16 г. по делу N А32-47582/2015, АС ДВО в постановлениях от 26.07.16 г. N Ф03-2797/2016, от 09.02.16 г. N Ф03-6262/2015, от 31.07.15 г. по делу N А73-15085/2014, от 15.12.2014 г. по делу N А04-2951/2014, АС ЗСО в постановлении от 26.11.14 г. по делу N А45-22885/2015, АС ВСО в постановлениях от 09.06.17 г. по делу N А19-11619/2016, от 06.03.17 г. по делу N А10-632/2016, АС УО в постановлении от 15.01.16 г. по делу N А50-8142/2015.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, в случае отсутствия предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, ГОСТ Р 8.741-2011 применяется на обязательной основе, как того требует последнее предложение п. 4 ст. 16.1 закона N 184-ФЗ.
В настоящем деле истец не сослался на наличие иных национальных стандартов Российской Федерации, которыми после введение в действие ГОСТ Р 8.741-2011 регламентируются требования к средствам изменения объёмов потребления природного газа и метлик измерений.
С учётом изложенного апелляционный суд пришёл к выводу о том, что с даты своего введения ГОСТ Р 8.741-2011 подлежит применению и в отношении спорного УУГ истца на обязательной основе.
Также истец полагает, что его УУГ - диафрагменный счетчик газа AMG16T исходя из его технических характеристик, обеспечивает исполнение требования ГОСТ Р8.741-2011, а именно: он обеспечивает измерение параметров потока газа: объем газа в рабочих и стандартных условиях; среднечасовую и среднесуточную температуру газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа. Этот счётчик может быть по заказу дооборудован низкочастотным датчиком импульсов (геркон), который обеспечивает в соответствии с положениями п.7.6.2 ГОСТ Р8.741-2011 документирование измерений, измерение потока газа, обеспечивает распечатку и архивирование параметров потока газа. Однако ответчик таких требований истцу по вопросу оборудования счетчика газа устройством для дистанционной передачи информации не предъявлял, в связи с чем у истца отсутствовала такая обязанность.
Также истец ссылается на то, что в соответствии с положениями абз. 2 п. 4.11 Договора поставки газа N 43-3-09650/10 (с учетом внесенных изменений и дополнений) претензии ответчика к истцу по вопросу не соответствия УУГ требования п. 7.6.2 ГОСТ Р8.741-2011 не правомерны.
Это довод обосновывается истцом тем, что абз. 2 п. 4.11 Договора поставки газа N 43-3-09650/10 от 22.12.09 предусмотрено: "По требованию Поставщика в соответствии с согласованным Сторонами порядком ежедневно, не позднее 11-00 московского времени, Покупатель передает диспетчеру Поставщика информацию о суточном (часовом) объеме принятого - поставленного газа. Не позднее первого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, Покупатель обязан предоставить территориальному представителю поставщика на бумажных носителях параметры расхода газа и нештатных ситуациях за отчетный период (распечатка с УУГ). Если распечатка с узла учета не предусмотрена заводом - изготовителем УУГ, Покупатель предоставляет срочное донесение, заверенное печатью и подписью руководителя предприятия (ответственного лица), полученного за отчетный период. Покупатель несет ответственность за своевременность и достоверность передачи информации. Поставщику предоставляется право доступа к УУГ Покупателя, при этом Поставщик вправе за свой счет использовать технические возможности измерительного комплекса УУГ в целях получения сведений о количестве потребленного газа".
Согласно пункту 7.6.1 ГОСТ Р 8.741-2011 архивирование, форму представления результатов измерений, сроки хранения отчетных документов определяют заинтересованные стороны, то есть Поставщик и Покупатель газа, что и было осуществлено сторонами при внесении изменений и дополнений в Договор поставки газа N 43-3-09650/10.
Дополнительно оценив данные доводы истца, апелляционный суд отклоняет их как неосновательные ввиду следующего.
Согласно п. 7.6.21 ГОСТ Р 8.741-2011, отчетные документы должны содержать следующие параметры потока и состояния газа за отчетный период времени:
- время измерений;
- объем газа в рабочих и стандартных условиях;
- среднечасовую и среднесуточную температуру газа;
- среднечасовое и среднесуточное давления газа.
При этом, изучив паспорт спорного УУГ АМ G16 Т заводской номер 00195859 (т.1, л.д. 33-36) апелляционный суд установил, что он оснащен электронным вычислительным устройством ведущим три журнала событий:
1. месячный журнал, содержащий значения индекса объема газа, приведенного к стандартным условиям, по состоянию на конец месяца за последние 20 месяцев;
2. журнал максимального объемного расхода газа, содержащий 5 максимальных значений объемного расхода газа с сохранением даты и времени фиксирования параметра;
3. журнал событий, содержащий 5 последних сигналов с сохранением даты и времени фиксирования события, характера сигнала, текущего статуса, значения индекса объема газа, приведенного к стандартным условиям, на момент появления аварийного сигнала тревоги.
При этом, данное устройство не обеспечивает получение данных о среднечасовых значениях параметров потока и состояния газа, а также не имеет прямого интерфейса для распечатывания (скачивания) архивных данных.
На основании изложенного апелляционный суд признаёт доказанным довод ответчика о том, что УУГ истца не соответствует требованиям п.7.6.2 ГОСТ Р8.741-2011, поскольку не обеспечивает распечатывание данных за отчётный период времени, в том числе сведений о параметрах потока и состояния газа (время измерений, объем газа в рабочих и стандартных условиях, среднечасовую и среднесуточную температуру газа, среднечасовое и среднесуточное давления газа).
При таких обстоятельствах также спорный УУГ не позволяет в полном объёме исполнить требования в том числе п. 4.11 договора абз. 2 которого в том числе предусмотрено, что ответчик, как поставщик вправе за свой счет использовать технические возможности измерительного комплекса УУГ в целях получения сведений о количестве потребленного газа. То есть, ответчик с даты введения в действие ГОСТ Р8.741-2011 вправе получать все им предусмотренные сведения о параметрах потока газа, в том числе архивированноу информацию о среднечасовой и среднесуточной температуре газа, среднечасовом и среднесуточном давлении газа, и также путём распечатывания (скачивания) архивных данных. Однако, как указано выше, спорный УУГ истца таких возможностей ответчику не предоставляет.
Дооборудование УУГ низкочастотным датчиком импульсов (геркон), который обеспечивает в соответствии с положениями п.7.6.2 ГОСТ Р8.741-2011 документирование измерений, измерение потока газа, обеспечивает распечатку и архивирование параметров потока газа, о возможности которой указывает истец, представляет собою изменение спорного УУГ, которое без согласования с ответчиком не предусмотрено.
Также апелляционный суд не находит достаточных оснований для вывода о незаконности действий ответчика по переводу истца после составления акта от 11.04.17 на расчётный способ определения объёма потреблённого газа на том основании, что, как на то ссылается истец, несоответствие спорного УУГ п. 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2011, п. 1.2 Правил учёта газа на дату составления Акта проверки средств измерений узла учёта газа Потребителя от 27.05.16г. (т.1, л.д. 108) для ответчика не послужило основанием для вывода этого узла учёта из расчётов и перехода на расчёт объема потребляемого газа
Ответчик по данному поводу объяснил свои действия тем, что 27.05.16 в Акте им было констатировано несоответствие УУГ истца актуальным требованиям действующей нормативно-технической документации. Поскольку каких-либо других нарушений у истца на 27.05.16 выявлено не было, представитель общества, проводивший проверку, признал возможным допустить УУГ к применению в качестве коммерческого.
При проведении проверки 11.04.17 ответчиком помимо ранее выявленных 27.05.16 нарушений был обнаружен факт самовольной замены истцом газового котла на инфракрасную горелку.
Довод истца о том, что произведенная им замена газового котла на инфракрасную горелку, выявленная ответчиком 11.04.17, квалифицированная истцом как установка дополнительного газоиспользующего оборудования, не влечет несоответствие типоразмера узла учета газа и мощности фактически установленного газоиспользующего оборудования, поскольку газовая горелка была подключена взамен одного из котлов, отклоняется апелляционным судом как неосновательный.
Данная замена являлась самовольной, не согласовывалась с ответчиком, в связи с чем ответчик правомерно реализовал предоставленное ему договором право на переход к расчётному способу определения объёма газопотребления истца.
В соответствии с п.3.4 Договора поставки газа покупателю разрешается использовать только те газоиспользующие установки, которые указаны в договоре поставки газа. Покупатель обязан в течение трех рабочих дней после окончания работ по установке (демонтажу) газоиспользующего оборудования, довести до сведения поставщика газа данные о наименовании, количестве, мощности по газу и другие сведения об установленных (демонтируемых) установках, в том числе в случае отсутствия на объектах газопотребления Покупателя такого оборудования при заключении договора. Все изменения в составе измерительного и газопотребляющего оборудования узла учета газа должны быть отражены в проектно-технической документации и внесены в Договор. В противном случае поставщик оставляет за собой право производить расчет объемов израсходованного газа по мощности всего фактически установленного газоиспользующего оборудования.
Изменения в составе газоиспользующего оборудования влекут несоответствие типоразмера узла учета газа мощности указанного газоиспользующего оборудования.
В связи с указанным нарушением 11.04.17 ответчик сделал заключение о непригодности спорного УУГ к применению в качестве коммерческого.
Апелляционный суд, оценив приведённые истцом основания вывода спорного УУГ из расчётов 11.04.17 и допуска его к учёту 27.05.16, признаёт их обоснованными. В ходе проверки 11.04.17 дополнительно к выявленному 27.05.16 нарушению (УУГ не соответствует требованиям пункта 7.6.2. ГОСТ Р 8.741-2011) ответчиком были выявлены дополнительные нарушения со стороны истца.
Так, место установки счетчика газа (на улице) не соответствует требованиям завода изготовителя, нарушены разрешенные температурные диапазоны использования данного счетчика газа п. 7.2.3 ГОСТ Р 8.741-2011.
На момент проверки 11.04.17 отсутствовал проект газификации, согласованный в части выбора средств измерений с истцом п. 6.1.4 ГОСТ Р 54961-2012.
Типоразмер счетчика выбран неверно п. 9.3.4. МИ 3082-2007. Согласно п. 9.2.2.6 МИ 3082-2007 Диафрагментарные счетчики рекомендуются для учета газа низкого давления с расходом газа не более 65 мЗ/ч. При выборе типоразмера счетчика, если максимальное значение расхода газа на узле учета превышает 16мЗ/ч (типоразмер G16 и более), то счетчик должен быть снабжен электронным корректором, который должен обеспечивать регистрацию импульсов, поступающих от счетчика, измерять температуру газа и вычислять объем газа, приведенный к стандартным условиям. При этом применяют условно-постоянные значения давления и коэофициента сжимаемости газа.
Отсутствовал оригинальный паспорт счетчика газа.
Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта под! ежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
В соответствии с п.4 Приказа Минпромторга России от 02.07.2015 N 1315 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке", утверждено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки, а в случае утраты свидетельства о поверке и (или) паспорта (формуляра) на СИ выдается дубликат свидетельства о поверке с отметкой "Дубликат" в одном экземпляре.
В случае отсутствия оригиналов документов подтверждающих поверку счетчика газа AM G16T, данный счетчик газа не допускается к применению в качестве коммерческого узла учета газа, расчет за потребленный газ необходимо производить по мощности всего неопломбированного газопотребляющего оборудования в соответствии с п. 3.9 "Правил учета газа" утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961.
Последующее устранение части нарушений, на которые ссылается истец представление паспорта на счетчик газа и согласованного с ООО "Газпроммежрегионгаз" проекта), равно как отсутствие дополнительных указаний ответчика о реконструкции, и указание в Акте от 11.04.17 неверной проектной мощность газопотребляющего оборудования, подключенного к УУГ (согласно доводам истца), совокупности прочих достаточных оснований для вывода спорного УУГ из расчётов ответчиком в апреле 2017 года не отменяет.
Основываясь на изложенном, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции об отказе в иске о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязав ответчика производить начисление истцу платы за потребленный газ с 01.04.17г. до 22.06.17г. на основании показаний УУГ AMG 16Т согласно заявления потребителя.
Апелляционная жалоба отклоняется. В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на её подателя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2017 по делу N А53-19128/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.