г. Пермь |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А71-16837/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод" (ИНН 1834051678, ОГРН 1101840002758) - представители не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ИНН 1831099255, ОГРН 1041800269928) - представители не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 05 февраля 2018 года
по делу N А71-16837/2017,
принятое судьей Зориной Н.Г.
по заявлению общества ограниченной ответственностью "ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Удмуртской Республике
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод" (далее ООО "ЛАДА Ижевск", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике г.Ижевск (далее Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 19.07.2017 N 55/В-пп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 февраля 2018 года (резолютивная часть объявлена 31 января 2018 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
ООО "ЛАДА Ижевск" представило отзыв на апелляционную жалобу, по приведенным в нем мотивам просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представителей не направили, что в силу ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения ООО "ЛАДА Ижевск" обязательных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, проведенной на основании приказа от 19.06.2017 N 425-П в период с 22.06.2017 по 19.07.2017, Управлением Росприроднадзора по УР выдано предписание от 19.07.2017 N 55/В-пп об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно ч.ч. 2, 3 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ, согласно которому обществу следует произвести корректировку проекта ПДВ, представить скорректированный проект ПДВ по основной площадке для рассмотрения в управление, с установленным сроком исполнения - 10.01.2018 (л.д.45-46 том 1).
Усматривая несоответствие требованиям законодательства данного предписания и нарушение им прав и законных интересов общества, ООО "ЛАДА Ижевск" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Усматривая совокупность условий, предусмотренных ст.ст.198-200 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 N 558 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике" Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на территории Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление в пределах своей компетенции федерального государственного экологического надзора, включающего в себя, в том числе государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, и обладающим в силу положений ст.24 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Федеральный закон N96-ФЗ) правом на выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО "ЛАДА Ижевск" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха на основании приказа от 19.06.2017 N 425-П е. Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина о запахе лакокрасочных материалов с территории производственной площадки ООО "ЛАДА Ижевск", расположенной по адресу: г.Ижевск, ул. Автозаводская, 5. Предметом проверки являлось проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (л.д.51-52 том 5). 19.06.2017 управление в адрес заявителя направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 53 том 5). Проверка проведена в период с 22.06.2017 по 19.07.2017, продолжительностью не более установленного законодательством срока. Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.07.2017 N 55 (л.д. 37-44 том 1). 19.07.2017 по результатам проверки ООО "ЛАДА Ижевск" выдано предписание N55/В-пп об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно ч.ч. 2, 3 ст. 22 Федерального закона N96-ФЗ, согласно которому обществу следует произвести корректировку проекта ПДВ, представить скорректированный проект ПДВ по основной площадке для рассмотрения в управление, дата контроля исполнения предписания установлена 10.01.2018 (л.д. 45-46 том 1).
Таким образом, проверка проведена и предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленной законом компетенции, с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что в производственной деятельности ООО "ЛАДА Ижевск" осуществляет выбросы от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха. На предприятии проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На основании проведенной инвентаризации ООО "ЛАДА Ижевск" разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2016 г. Получено разрешение 06.06.2017 N 969-П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок действия разрешения до 28.03.2021 (л.д. 1-45 том 5).
В составе ООО "ЛАДА Ижевск" имеются следующие производственные площадки:
1) основная площадка, расположенная по адресу: 426060, г. Ижевск, ул. Автозаводская, д.5, в состав которой входят подразделения, производственные процессы которых сопровождаются выделением загрязняющих веществ в атмосферу: отдел 105 - Служба эксплуатации автотранспорта; цех 161- Цех технического контроля автомобилей; цех 271 - Цех материальной подготовки
производства и транспортно-складских операций; цех 273 - Цех отгрузки готовой продукции; отдел 411 - Отдел анализа эффективности средств производства окраски; цех 421 - Цех литья крупногабаритного пластика; цех 431 - Цех сварки автомобилей Lada Granta; цех 434 - Цех сварки Lada Vesta и
Nissan; цех 441 - Цех окраски кузовов; цех 442 - Цех окраски комплектующих; цех 451 - Цех сборки подузлов; цех 452 - Цех сборки автомобилей - линия 1; цех 622 - Цех штамповки; цех 653 - Склад хранения бензина; отдел 706 - Центр изготовления и ремонт нестандартной оснастки и ЗИП; отдел 752 - Лабораторно-измерительный центр; цех 774 - Цех по обслуживанию площадей, зданий и сооружений; цех 775 - Электросиловой цех; Теплосиловой цех (776); цех 781 - Цех по ремонту и обслуживанию прессового оборудования; цех 782 - Цех по ремонту и обслуживанию сварочного оборудования; цех 783 - Цех по ремонту и обслуживанию сборочного оборудования, конвейерных систем; цех 785 - Цех по ремонту и обслуживанию окрасочного оборудования; отдел 802 - Отдел поддержки пользователей и инфраструктуры ИТ;
2) площадка "Лесозавод" производственного корпуса 300, расположенная по адресу: г. Ижевск, ул. Лесозаводская, д.23. В состав площадки корпуса 300 входит подразделение, производственные процессы которого сопровождаются выделением загрязняющих веществ в атмосферу: цех 423 - цех литья мелкогабаритного пластика.
В атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: диЖелезо триоксид /в пересчете на железо/ (Железа оксид), Марганец и его соединения /в пересчете на марганец (IV) оксид/, Медь оксид /в пересчете на медь/, Натрий гидроксид (Натр едкий; Сода каустическая), диНатрий карбонат (Натрия карбонат; Сода кальцинированная), Натрий нитрит, Никель оксид /в пересчете на никель/, Олово оксид /в пересчете на олово/, Свинец и его неорганические соединения /в пересчете на свинец/, диСурьма триоксид /в пересчете на сурьму/ (Сурьмы трехокись), Хром (Хром шестивалентный) /в пересчете на хрома (VI) оксид/, Цинк динитрат /в пересчете на цинк/ (Цинка нитрат), Цинк оксид /в пересчете на цинк/ (Цинка окись), Кальций дигидрооксид (Гашеная известь; Пушонка), Цинк дигидрофосфат (однозамещенный) /в пересчете на цинк/, Азота диоксид (Азот (IV) оксид), Азотная кислота /по молекуле HN03/, Аммиак, Азот (II) оксид (Азота оксид), Гидрохлорид (Водород хлористый, Соляная кислота) /по молекуле НС1, Серная кислота, Озон, Углерод (Сажа), Сера диоксид (Ангидрид сернистый), Углерод оксид, Фтористые газообразные соединения /в пересчете на фтор/, Фториды неорганические плохо растворимые, Ортофосфорная кислота, Циклогексан, Пентилены (амилены - смесь изомеров), Бензол, (1-Метилэтил) бензол (Изопропилбензол; Кумол), Диметилбензол (Ксилол) (смесь изомеров о-, м-, п-), Этенилбензол (Винилбензол; Стирол), Метилбензол (Толуол), 1,3,5-Триметилбензол (Мезитилен), 1,2,4-Триметилбензол (Псевдокумол), Этилбензол, Алкилбензолы на основе внутренних олефинов С11-14, Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен), 1,2,3,4-Тетрагидронафталин (Тетралин), Хлорэтен (Хлорэтилен; Винилхлорид), Тетрахлорметан (Углерод четыреххлористый), (Хлорметил) оксиран (Эпихлоргидрин), 2,2' - Оксидиэтанол (Диэтиленгликоль), Пропан - 1,2-диол (Пропиленгликоль), Бутан-Гол (Спирт н-бутиловый), 4-Гидрокси-4-метилпентан-2-он (Диацетон; Диацетоновый спирт), 2-Метилпропан-1-ол (Спирт изобутиловый), Пропан-2-ол (Спиртизопропиловый), Этанол (Спирт этиловый), Гидроксибензол (Фенол), 2,2-Бис(4-гидроксифенил)пропан (Би-сфенол А; Диан; Дифенилолпропа, 2-(2-Бутокси) этоксиэтанол (Бутилкарбитол; Монобутиловый эфир диэ, 1-Метоксипропан-2-ол (альфа-Метиловый эфир пропиленгликоля), 2-Этоксиэтанол (Этиловый эфир этиленгликоля; Этилцеллозольв), 2-Бутоксиэтанол (Бутилцеллозольв; Бутилгликоль), Бутилметакрилат, Бутилацетат, Изобутилацетат (Изобутиловый эфир уксусной
кислоты), Этилацетат, Формальдегид, Пропан-2-он (Ацетон), 4-Метилпентан-2-он (Метилизобутилкетон), Бутан-2-он (Метилэтилкетон), Циклогексанон, N,N-Диметилформамид (Диметилформамид), Этановая кислота (Уксусная кислота), 1-Метокси-2-пропанол ацетат, 2,2-Диметил-З-метиленбицикло[2,2,1]гептан (Камфен), Бензин (нефтяной, малосернистый)/в пересчете на углерод/, Канифоль таловая, Керосин, Масло минеральное нефтяное (веретенное, машинное, цилиндровое), Гептановая фракция (Нефрас ЧС 94/99), Синтетические моющие средства "Бриз", "Вихрь", "Лотос", Сольвент нафта, Уайт-спирит, Эмульсол, Взвешенные вещества, Пыль неорганическая: 70-20% SiО2, Пыль полипропилена, Пыль абразивная (Корунд белый; Монокорунд), Пыль акрилонитрилбутадиенстирольных пластиков, триНатрий фосфат (Натрия о-фосфат), 2-(2-Бутоксиэтокси) этилацетат (Бутилгликольацетат).
Всего на производственных площадках ООО "ЛАДА Ижевск" определено 254 источника выброса загрязняющих веществ, в том числе организованные - 249, неорганизованные - 5. В атмосферу от источников предприятия поступают 86 загрязняющих вещества с суммарным валовым выбросом 3595,940150339900 т/год, в том числе твердых - 26 веществ - 29,693267539898 т/год, жидких/газообразных - 60 веществ 3566,246882800000 т/год.
На момент проверки установлено, что источники выбросов ООО "ЛАДА Ижевск" являются действующими, выбросы от них осуществляются.
В рамках проверки проведено обследование корпуса N 1, в котором находится цех N441 - окраска кузовов; в цехе N441 имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: камера сушки катафорезного грунта N2150 (оснащена газоочистной установкой - термическим дожигателем); камера грунтовки кузова (праймер) N1222 (оснащена форсуночно-каскадным гидрофильтром (1 ед.); камера окраски кузова N1241 (оснащена форсуночно-каскадным гидрофильтром (1 ед.); камера окраски линии передела N1260 (оснащена форсуночно - каскадным гидрофильтром (1 ед.); камера исправления дефектов N 1271; камера черчения и воскования; участок воскования (установлены механические фильтры); участок грунтования деталей шасси (оснащен газоочистной установкой - термический дожигатель). Все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, находящиеся в цехе N441, организованные (вытяжная вентиляция). Вытяжная вентиляция выведена через крышу корпуса N1. В ходе осмотра внешней территории корпуса N 1 запаха лакокрасочных материалов не ощущается (л.д. 64 том 5).
Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу", специалисты которого были привлечены к участию в проверке (приказ от 19.06.2017 N 425-П - л.д.51-52 том 5) было проведено рассмотрение проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) ООО "ЛАДА Ижевск" с целью перепроверки имеющихся в нем данных.
По результатам рассмотрения проекта ПДВ выявлены некорректные данные при проведении расчетов выброса загрязняющих веществ на источнике N 6006 "Цех 271".
При рассмотрении проекта ПДВ ООО "ЛАДА" при анализе источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух выявлено следующее.
Источник 6006 "Цех 271" включает в себя выбросы участка "Работа автопогрузчиков в корпусах 1, 2" и участок "Окраска в целом по предприятию".
В соответствии с исходными данными на участке окраски источника 6006 расход материалов составляет - НЦ-11-180 кг/год, НЦ-132 - 21440 кг/год.
Согласно предоставляемым расчетам рассеивания по веществу 1042 "Бутан-1-ол (Спирт н-бутиловый)" значение См/ПДК составляет 6,1108, что значительно выше значений данного показателя по данному загрязняющему веществу на источниках Цеха 411 - Отдел анализа эффективности средств производства окраски (источники 514-520), Цеха 441- Цех окраски кузовов (источники 173-196, 213-220, 226, 233, 408, 414, 415, 420), Цеха 442 - Цех окраски комплектующих (источники 111-114, 358-361, 376, 400, 401). Значение концентраций на расчетной точке, находящейся на границе жилой застройки по адресу: ул. Автозаводская, 17, для вещества 1042 "Бутан-1-ол (Спирт н-бутиловый)" расчетная максимальная приземная концентрация в долях ПДК составляет 0,5399.
Представленные в проекте координаты расчетной точки и параметры источника выбросов были внесены для уточнения правильности проведения расчетов в программу расчета загрязнения атмосферы УПРЗА "Эколог". В результате проведения расчета значение концентрации на высоте 2 м составила 3,26 в долях ПДК (л.д. 47-51 том 1), что послужило основанием для выводов контролирующего органа о занижении расчетных концентраций на данной расчетной точке и соответственно о нарушении требований ч.ч. 2, 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
(далее Федеральный закон N 96-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и нарушению прав и законных интересов заявителя его вынесением в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 96-ФЗ под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в него или образование в нем
вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством экологические нормативы качества воздуха; предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый
для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 12 Федерального закона N 96).
В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 12 Федерального закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воз-
дух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей
среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (п. 1). Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2). Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 3).
В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти.
В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем
через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ).
В целях реализации ст.ст. 12, 14 Федерального закона N 96-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее Положение о нормативах выбросов).
В силу пункта 8 Положения о нормативах выбросов разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 9 Положения о нормативах выбросов).
На основании п. 9(1) Положения о нормативах выбросов для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения отдельных производственных территорий;
в) информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе;
г) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
На основании п. 9(2) Положения о нормативах выбросов к заявлению прилагаются следующие материалы:
а) данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
б) проект предельно допустимых выбросов.
В порядке п. 9(5) Положения о нормативах выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов и принимают решение об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием).
На основании п. 9(6) Положения о нормативах выбросов основаниями для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов являются предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:
а) наличие подтвержденных результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведений о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов);
б) несоответствие данных, используемых при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, данным проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том числе указание неполного перечня выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ;
в) наличие арифметических ошибок в разработанных проектах нормативов предельно допустимых выбросов (с учетом погрешности измерений);
г) наличие в разработанных проектах нормативов предельно допустимых выбросов веществ, объем или масса выбросов которых превышают предельно допустимые выбросы.
Установление нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору, в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 9(8) Положения о
нормативах выбросов).
Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на 7 лет (п. 9(9) Положения о нормативах выбросов).
Установление нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На основании п. 9(10) Положения о нормативах выбросов разрешение на
выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.
Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы предельно допустимых выбросов.
Принимая во внимание положения вышеуказанных правовых норм, суд первой инстанции правомерно отметил, что проект предельно допустимых выбросов (далее проект ПДВ) и инвентаризация выбросов вредных веществ являются различными видами документов (п. 9(2) Положения о нормативах выбросов), проект ПДВ разрабатывается на основе инвентаризации выбросов вредных веществ (п. 8 Положения о нормативах выбросов).
Как видно из материалов дела, ООО "ЛАДА Ижевск" в связи с эксплуатацией в процессе осуществления хозяйственной деятельности стационарных источников выбросов загрязняющих веществ разработан проект ПДВ, на который получено положительное экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения науки "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" от 16.12.2015 N 01.05.Т.27590.12.15 (л.д. 2-63 том 4).
На основании проекта ПДВ, экспертного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 02.02.2016, согласно которому Проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО "Объединенная Автомобильная Группа" по адресу: г.Ижевск, ул. Автозаводская, д. 5 (основная производственная площадка) и площадка Лесозавод по адресу: 426052, УР, г.Ижевск, ул. Лесозаводская, д. 23, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 1 том 4).
По обращению общества с заявлением от 18.01.2016 N 730-148 Управлением издан приказ от 28.03.2016 N 223-П об установлении нормативов выбросов (л.д. 66-103 том 4) и выдано разрешение от 26.04.2016 N 807 (л.д. 104-150 том 4).
Со сменой фирменного наименования общества на основании заявления от 23.05.2016 N 730-2719 (л.д. 151 том 4) выдано разрешение от 06.06.2017 N 969-П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 06.06.2017 по 28.03.2021 (л.д. 1-45 том 5).
Согласно данным положительного экспертного заключения Федерального бюджетного учреждения науки "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" от 16.12.2015. N 01.05.Т.27590.12.15 (л.д. 2-63 том 4) анализ результатов расчета рассеивания показал, что максимальные приземные концентрации по всем включенным в расчет веществам во всех расчетных точках не превышает 0,1 ПДК для атмосферного воздуха населенных мест, за исключением приведенных в таблице N 11 веществ.
Так, концентрация Бутан-1-ол (Спирт н-бутиловый) на основной площадке на зиму в жилой зоне составляет 0,5399, на границе СЗЗ - 0,2364; на лето в жилой зоне - 0,8241, на границе СЗЗ - 0,2685.
Как правильно указал суд первой инстанции, в основу акта проверки от 19.07.2017 N 55 положено экспертное заключение от 10.07.2017 N 26 (далее экспертное заключение N 26), которым устанавливаются нарушения в расчете - занижение расчетных концентраций в расчетной точке, несоответствие расчетных концентраций проекта ПДВ расчету эксперта.
Оспариваемым же предписанием обществу предлагается произвести корректировку проекта ПДВ, представить скорректированный проект ПДВ по основной площадке для рассмотрения в Управление, при этом основанием для выдачи предписания указаны нормы ч.ч. 2, 3 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ, регламентирующие порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ, а также корректировку ее данных.
Однако в ходе проверки Управлением не установлены нарушения в порядке проведения обществом инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ, доказательств недостоверности проведенной обществом инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ Управлением в материалы дела не представлено, наличие оснований для проведения корректировки данных инвентаризации, предусмотренных ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ, Управлением не доказано. Предписание не содержит требования о проведении повторной инвентаризации.
При отсутствии нарушений со стороны общества в порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ, наличии положительного экспертного заключения Федерального бюджетного учреждения науки "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" от 16.12.2015 N 01.05.1.27590.12.15, а также положительного санитарно-эпидемиологического заключения от 02.02.2016, выданного уполномоченным органом, обязанность корректировки проекта ПДВ, полученного обществом в установленном законом порядке, а обратного заинтересованным лицом не доказано, возможно, по мнению суда апелляционной инстанции, исключительно при доказанности заинтересованным лицом несоответствия данного проекта установленным обстоятельствам. Данную обязанность в нарушение требований ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ заинтересованное лицо не выполнило.
Экспертным заключением от 10.07.2017 N 26, положенным в основу акта проверки от 19.07.2017 N 55, выявлено занижение расчетных концентраций для вещества 1042 "Бутан-1-ол (спирт бутиловый)" в расчетной точке ул. Автозаводская, 17. Занижение выявлено путем сравнения расчетного показателя концентрации по проекту ПДВ общества (0,5399) с расчетным показателем эксперта (3,26).
При этом, исходя из проекта ПДВ общества, значение показателя концентрации в 0,5399 долей ПДК определено с учетом влияния на уровень концентрации в расчетной точке ул. Автозаводская, 17 следующих источников
выбросов загрязняющих веществ: 6006 (цех 271), 196 (цех 441), 191 (цех 441), 188 (цех 441), 190 (цех 441).
Исходя из раздела 5 "Выводы" и приложений к экспертному заключению N 26 значение показателя концентрации в 3,26 долей ПДК определено с учетом влияния на уровень концентрации в расчетной точке от источника N 6006 (цех 271) (л.д. 75 том 5).
Следовательно, сравнение показателей осуществлено при изменении вводных установочных данных, которые приводят к несопоставимости результатов. Исключение экспертом при расчете источников 196 (цех 441), 191
(цех 441), 188 (цех 441), 190 (цех 441) приводит, как верно указано судом первой инстанции, к исключению параметров по направлению ветра, скорости ветра на данных источниках, что видно из установочных показателей:
- "направление ветра" (по проекту общества: 265 (зимний период) и 257 (летний период); по расчету эксперта: 359 (зимний и летний периоды);
- "скорость ветра" (по проекту общества: 1,3 (зимний период) и 0,6 (летний период); по расчету эксперта: 2,83).
Как следует из приложений N N 6, 7 к заключению эксперта N26, расчетный метод в отношении источника выбросов N6006 применен посредством унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) "Эколог", версия 4 (л.д. 91 том 5).
Как следует из вводной части проекта ПДВ, обществом использовалась унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) "Эколог", версия 3.1 (л.д. 77 том 1).
Унифицированная программа "Эколог" - это программное средство реализации научных подходов при расчете концентрации загрязняющих веществ в атмосфере.
При проведении экспертизы в рамках проверки, результаты которой послужили основанием для вынесения в адрес заявителя оспариваемого предписания, применена иная версия программы, нежели обществом при разработке проекта ПДВ, при этом экспертом использовались вводные данные проекта ПДВ общества, экспертное заключение не содержит указаний на основания невозможности принятия версии 3.1.
Доказательств идентичности научных подходов при расчете, совместимости используемых обществом и экспертом версий данного программного обеспечения управлением не представлены, что, в совокупности, вызывает сомнения в достоверности результатов экспертизы, положенных в основание акта проверки от 19.07.2017 N 55 и оспариваемого предписания.
Представленные в материалы дела письма ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова" носят лишь разъяснительный характер по применению программы расчета загрязнений атмосферы, версии 4, и не являются доказательством, опровергающим достоверность и объективность проекта ПДВ общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается также с выводами суда первой инстанции относительно несоблюдения заинтересованным лицом требований в части привлечения к проведению проверки экспертов в качестве специалистов.
Заявка на лабораторные исследования в адрес филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по УР" оформлена 19.06.2017 (л.д.76 том 5), в день издания приказа о проведении внеплановой проверки общества.
Программный расчет отчета эксперта, вариант расчета: ЛЕТО (приложение N 6 к заключению эксперта N 26) выполнен 25.05.2017 (л.д. 90 том 5), в то время как программный расчет отчета эксперта, вариант расчета: ЗИМА (приложение N 7 к заключению эксперта N 26) выполнен 19.07.2017 (л.д.96 том 5), а экспертное заключение N 26 датировано 10.07.2017. При этом согласно представленному в материалы дела свидетельству аккредитации от 11.07.2012 (л.д. 78-80 том 5) период аккредитации экспертного учреждения до 11.07.2017.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о выполнении расчета по приложению N 6 до даты назначения проверки и формирования заявки, расчета по приложению N 7 - после даты составления заключения эксперта от 10.07.2017 N 26, по истечении периода аккредитации.
Пояснений по расхождению в датах формирования расчетов, оформления заключения эксперта административным органом суду не представлено, что в совокупности с указанными выше обстоятельствами вызывает сомнения в объективности результатов, положенных в основание акта проверки от 19.07.2017 N 55 и оспариваемого предписания.
Представленный заинтересованным лицом расчет концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ не опровергает правомерность выводов суда первой инстанции, основанных на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу и надлежащей правовой оценке установленных по делу обстоятельств. Совокупность доказательств не подтверждает законность и обоснованность принятого заинтересованным лицом ненормативного правового акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии установленным требованиям законодательства оспариваемого ненормативного правового акта, нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений процессуальных требований при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда подлежит оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 февраля 2018 года по делу N А71-16837/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16837/2017
Истец: ООО "ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике