город Омск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А81-637/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7405/2018) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2018 по делу N А81-637/2018 (судья Садретинова Н.М.)
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Пуровская телерадиокомпания "Луч" (ИНН 8911005706, ОГРН 1028900858260)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8911018455, ОГРН 1028900859624)
об оспаривании решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.10.2017 N 030S19170005861, от 16.11.2017 N 030S19170006764, N 030S19170006765, N 030S19170006766, N 030S19170006767, N 030S19170006768, N030S19170006769, N030S19170006770
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился;
от Муниципального казенного учреждения "Пуровская телерадиокомпания "Луч" - не явился.
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Пуровская телерадиокомпания "Луч" (далее - заявитель, МКУ "ПТРК ЛУЧ", страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пуровском районе Ямало- Ненецкого автономного округа (далее - страховщик, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в Пуровском районе ЯНАО) о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.10.2017 N 030S19170005861, от 16.11.2017 N 030S19170006764, N 030S19170006765, N 030S19170006766, N 030S19170006767, N 030S19170006768, N 030S19170006769, N 030S19170006770.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2018 по делу N А81-637/2018 заявленные требования удовлетворены. Решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.10.2017 N 030S19170005861, от 16.11.2017 N 030S19170006764, N 030S19170006765, N 030S19170006766, N 030S19170006767, N 030S19170006768, N 030S19170006769, N 030S19170006770 признаны недействительными.
Указанным судебным актом взысканы с ГУ - УПФ РФ в Пуровском районе ЯНАО в пользу МКУ "ПТРК ЛУЧ" расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.
Судебный акт мотивирован отсутствием у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), поскольку исходные сведения о застрахованных лицах за октябрь 2016 - июнь 2017 были направлены МКУ "ПТРК ЛУЧ" в установленный пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена заявителем путем направления корректирующих сведений.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ - УПФ РФ в Пуровском районе ЯНАО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает на то, что в сведениях за октябрь 2016 - июнь 2017 по форме СЗВ-М, предоставленных МКУ "ПТРК ЛУЧ" в установленный срок, не были представлены сведения в отношении всех застрахованных лиц. Таким образом, МКУ "ПТРК ЛУЧ" нарушена норма пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Податель жалобы ссылается на то, что непредставление страхователем в установленный срок либо предоставление им неполных и (или) недостоверных сведений влечет за собой негативные последствия. Сведения, предоставляемые страхователем в Пенсионный фонд, влияют на размер пенсии и на своевременное назначение, перерасчет и индексацию пенсий.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы МКУ "ПТРК ЛУЧ" представило отзыв, согласно которому просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Страхователем представлены в Пенсионный фонд:
07.11.2016 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за октябрь 2016 года в отношении 74 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 07.11.2016.
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за октябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
08.12.2016 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за ноябрь 2016 года в отношении 75 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 08.12.2016.
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за ноябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
02.02.2017 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за январь 2017 года в отношении 74 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 02.02.2017.
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
14.03.2017 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за февраль 2017 года в отношении 52 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 14.03.2017.
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за февраль 2017 года в отношении 23 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
17.04.2017 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за март 2017 года в отношении 53 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 17.04.2017.
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за март 2017 года в отношении 23 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
15.05.2017 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за апрель 2017 года в отношении 51 застрахованного лица, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 15.05.2017.
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2017 года в отношении 23 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
14.06.2017 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за май 2017 года в отношении 22 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 14.06.2017
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
14.07.2017 - форма СЗВ-М с типом "исходная" за июнь 2017 года в отношении 76 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 14.07.2017
11.08.2017 - форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.08.2017.
Должностными лицами Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в ходе которой был установлен факт нарушения МКУ "ПТРК ЛУЧ" законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
По результатам проведенной проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которые направлены страхователю:
- N 030S18170005331 от 08.09.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.09.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 21.09.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления;
- N 030S18170006326 от 09.10.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.10.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 18.10.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления;
- N 030S18170006327 от 09.10.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.10.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 18.10.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления;
- N 030S18170006328 от 09.10.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.10.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 18.10.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления;
- N 030S18170006329 от 09.10.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.10.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 18.10.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления;
- N 030S18170006330 от 09.10.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.10.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 18.10.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления;
- N 030S18170006331 от 09.10.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.10.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 18.10.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления;
- N 030S18170006332 от 09.10.2017. Акт направлен МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением 12.10.2017, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России". Акт получен МКУ "ПТРК ЛУЧ" 18.10.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании оправления.
По результатам проверок, на основании актов должностным лицом ГУ - УПФ РФ в Пуровском районе ЯНАО были приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
-N 030S19170005861 от 17.10.2017 (размер штрафа составил 1000 руб.),
-N 030S19170006764 от 16.11.2017 (размер штрафа составил 500 руб.),
-N 030S19170006765 от 16.11.2017 (размер штрафа составил 11500 руб.),
-N 030S19170006766 от 16.11.2017 (размер штрафа составил 11500 руб.),
-N 030S19170006767 от 16.11.2017 (размер штрафа составил 11500 руб.),
-N 030S19170006768 от 16.11.2017 (размер штрафа составил 500 руб.),
-N 030S19170006769 от 16.11.2017 (размер штрафа составил 500 руб.),
-N 030S19170006770 от 16.11.2017 (размер штрафа составил 500 руб.).
Общий размер финансовых санкций по решениям пенсионного фонда составил 37500 руб.
Указанные решения направлены в адрес МКУ "ПТРК ЛУЧ" по почте заказным письмом с уведомлением, что подтверждается почтовым реестром и оттиском штампа ФГУП "Почта России".
Не согласившись с указанными решениями органа пенсионного фонда, МКУ "ПТРК ЛУЧ", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений органа пенсионного фонда.
10.04.2018 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, которое обжаловано ГУ - УПФ РФ в Пуровском районе ЯНАО в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" МКУ "ПТРК ЛУЧ" является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения заинтересованному лицу вменено предоставление в определенные Федеральным законом N 27-ФЗ сроки неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При этом, ГУ - УПФ РФ в Пуровском районе ЯНАО настаивает на законности своих действий, в том числе по вынесению решения и выставлению требования об уплате штрафа.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон и обстоятельства дела, приходит к выводу об отсутствии в действиях страхователя нарушений положений пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н.
Согласно нормам Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом, как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как следует из материалов дела, МКУ "ПТРК ЛУЧ" первоначально представляло отчетность формы СЗВ-М (исходная) за обозначенный период в установленный срок.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных МКУ "ПТРК ЛУЧ" 11.08.2017 направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая".
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что обозначенный выше факт предоставления МКУ "ПТРК ЛУЧ" неполных сведений при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен только после направления МКУ "ПТРК ЛУЧ" формы СЗВ-М с типом "дополняющая", что свидетельствует о том, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до выявления такой ошибки Пенсионным фондом.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к МКУ "ПТРК ЛУЧ" финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Позиция об этом изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к МКУ "ПТРК ЛУЧ" финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период), является правомерным.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Пенсионного фонда, изложенную им в суде первой инстанции, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявления Пенсионного фонда, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заинтересованного лица распределению не подлежат, поскольку Пенсионный фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статья 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2018 по делу N А81-637/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.