г. Воронеж |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А14-13030/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.05.2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Михайловой Т.Л.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района": Анисимова О.Ю. - представитель по доверенности от 02.04.2018;
от Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.01.2018 по делу N А14-13030/2017 (судья Попова Л.В.), по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района" (ОГРН 1123668009376 ИНН 3663090798) о признании недействительным предписания Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882) от 06.06.2017 регистрационный N 1020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" (далее - АО "УК Левобережного района", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля (далее - Администрация, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 06.06.2017 регистрационный N 1020.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.01.2018 по делу N А14-13030/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, АО "УК Левобережного района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что оспариваемое предписание выдано Управлением за пределами предоставленных законом полномочий.
Кроме того, с 01.01.2017 изменился состав услуг по содержанию жилого помещения, в частности - в стоимость содержания жилого помещения включена плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Ссылается на то, что принятое жителями решение на общем собрании о распределении сверхнормативной разницы объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, от 29.09.2013 правомерно было применено управляющей компанией.
В ходе судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции представитель АО "УК Левобережного района" доводы апелляционной жалобы поддержал, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представитель Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Жилой дом N 10 по ул.Чебышева г. Воронежа находится в управлении АО "УК ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА", что подтверждается решением собрания собственников МКД от 16.03.2012 (протокол N 2), договором управления от 20.02.2012 N 10/124 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
На основании приказа Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж от 25.05.2017 N 1020 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "УК ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА" с целью проверки обращения жителей кв.70 МКД N 10 по ул. Чебышева г. Воронежа по вопросу исполнения (неисполнения) АО "УК ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА" своих обязанностей в соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ в части правомерности начисления платы за содержание общего имущества в МКД (компонент на ТЭ), содержание общего имущества (компонент ХВ) за период январь- апрель 2017 года, а также надлежащего (ненадлежащего) содержания общего имущества собственников помещений в МКД в части готовности (работоспособности) общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, тепловой энергии (п.6 приказа).
По результатам указанной проверки 06.06.2017 был составлен акт проверки N 1020, где отражено, что АО "УК ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА" начисление платы по строке содержание общедомового имущества (компонент на ХВ для ГВ), (компонент на ТЭ для ГВ) за февраль - апрель 2017 года произведено с нарушением п. 44 Правил N 354, превышая размер платы, рассчитанный исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Кроме того, 06.06.2017 заявителю было выдано предписание регистрационный N 1020 с требованием в срок до 04.08.2017 устранить выявленные нарушения: - произвести перерасчет платы по строке содержание общедомового имущества (компонент на ХВ для ГВ) собственнику кв. 70 многоквартирного дома N 10 по ул. Чебышева г. Воронежа в платежных документах за февраль - апрель 2017 года, рассчитывать объем потребления услуги в соответствии с п. 44 Правил N 354, исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; произвести перерасчет платы по строке содержание общедомового имущества (компонент на ТЭ для ГВ) собственнику кв. 70 многоквартирного дома N 10 по ул. Чебышева г. Воронежа в платежных документах за февраль - апрель 2017 года, рассчитывать объем потребления услуги в соответствии с п. 44 Правил N 354, исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Не согласившись с предписанием от 06.06.2017 регистрационный N 1020, АО "УК Левобережного района" обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 30.12.2014 N 2666 было утверждено Положение об управлении муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж, которым установлено, что таким органом является Управление муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж, как самостоятельное структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, осуществляющее муниципальный жилищный контроль на территории городского округа город Воронеж, а также полномочие органа местного самоуправления в соответствии с ч. 1.1. ст. 165 Жилищного кодекса РФ в части проведения проверок обращений о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
Основной целью деятельности Управления является выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством, законодательством Воронежской области, а также муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 2.2. Положения основными задачами Управления являются: - осуществление муниципального жилищного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Воронежской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (далее - обязательные требования); - проведение проверок обращений о невыполнении управляющими организациями обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, на основании ч. 1.1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Администрация городского округа город Воронеж от 30.12.2014 N 2586 утвержден Административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа город Воронеж.
В соответствии с указанными нормативными актами Управление в рамках своих полномочий вправе проводить проверки соблюдения обязательных требований в соответствии с действующим законодательством, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, проводить внеплановую проверку деятельности управляющей организации, принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения, контролировать исполнение выданных Управлением предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и т.д.
Наличие в спорном жилом доме жилых помещений муниципального жилищного фонда подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из электронного реестра муниципальных жилых помещений и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Поскольку в спорном МКД имеются как муниципальные жилые помещения, так и принадлежащие гражданам на праве собственности, при этом методика расчета платы для всех помещений едина, суд не может согласиться с доводом Общества о нарушении предписанием УМЖК прав заявителя, в части проверки правомерности начисления платы, в том числе, и собственникам жилых помещений.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30 декабря 2016 года N 45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Следовательно, решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
В связи с этим, как правильно отметил суд первой инстанции, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 10 по ул.Чебышева г. Воронежа, принятое 29.09.2013 в порядке пункта 44 Правил N 354, не имеет правового значения, поскольку было принято в иных целях и по другим основаниям.
Доказательств принятия собственниками МКД N 10 по ул. Чебышева г. Воронежа после 01.01.2017 решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что в договоре управления практически полностью отсутствуют работы, предусмотренные разделом 1 Минимального перечня и необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций, перекрытий, балок, лестниц, несущих элементов крыши, перегородок, внутренней отделки, полов. Данные работы (услуги) предусмотрены 13 пунктами минимального перечня из 30, то есть не выполняется почти половина работ (услуг), содержащихся в перечне; пункт 1 приложения N 2 к договору управления предусмотрел лишь замену разбитых окон и дверей один раз в год, хотя п.13 устанавливает, что в отопительный период такие ремонтные работы вообще должны производиться незамедлительно; п.п.11-15 приложения N 2 к договору управления предусматривают лишь мытье полов 1 (первого) этажа данного пятиэтажного дома и влажную протирку подоконников, тогда как п.25 минимального перечня предусматривает влажную уборку всех помещений общего пользования (лестничных площадок, маршей, коридоров и т.д.), влажную протирку подоконников, перил лестниц, почтовых ящиков, полотен дверей, дверных ручек, мытьё окон в помещениях общего пользования.
Таким образом, заявитель не опроверг довод заинтересованного лица об отсутствии оснований принимать во внимание решение собрания собственников от 29.09.2013 при определении размера платы за февраль-апрель 2017 года.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что предписание Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж от 06.06.2017 N 1020 является законным, в связи с чем заявленные требования АО "УК Левобережного района" удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией административного органа, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.01.2018 по делу N А14-13030/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.