город Самара |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А55-23782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Кувшинова В.Е., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мешковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2018 года по делу N А55-23782/2017 (судья Каленникова О.Н.),
по иску акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания", г. Самара, к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о взыскании 127 213 руб. 46 коп.,
третье лицо: Территориальное общественное самоуправление "Восточный" Кировского района городского округа Самара, г. Самара,
с участием:
от истца - представитель Дудкин И.С. (доверенность от 09.01.2018),
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу Акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" задолженности, возникшей в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии по адресу: г. Самара, ул. Воеводина, комнаты N N 20-23, 25-32 в сумме 127 213 руб. 46 коп.
Решением исковые требования удовлетворены частично.
С Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет средств муниципальной казны взысканы в пользу Акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" задолженность, возникшую в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии по адресу: г. Самара, ул. Воеводина, комнаты N N 20-23, 25-32 в сумме 99 226 руб. 16 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
С Акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" взысканы в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3756 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, следовательно, оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара.
Заявитель указывает на то, что по мнению Истца сумма необоснованного обогащения в виде потребленной тепловой энергии возникла в связи с подачей указанной энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Самара, ул. Воеводина, 14, комнаты N N 20-30, общей площадью 109 кв.м., однако часть нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Воеводина, 14, передана в пользование ТОС "Восточный" по договору безвозмездного пользования от 13.06.2013 N 000635Л.
Заявитель просит учесть, что ТОС "Восточный" оплату за теплоснабжение переданных ему в пользование нежилого помещения производит с октября 2013 в полном объеме (договор АО "СУТЭК" N Д500-3/16тэ).
Заявитель ссылается на то, что с момента передачи нежилых помещений в безвозмездное пользование Департамент, как представитель собственника уже не мог их использовать, следовательно, Департамент не может расцениваться, как лицо, пользующееся чужими услугами и сберегающее за счет истца расходы по содержанию имущества с момента передачи помещений по актам третьим лицам, которые в действительности являются пользователями услуг с момента приема нежилых помещений. Заявитель указывает на то, что Истцом в нарушение указанных норм права, расчет задолженности, не представлены, к исковому заявлении не приложены копии договоров, из которых было бы видно, каким образом рассчитывается размер платы за предоставленную тепловую энергию - по показаниям приборов учета или исходя из нормативов потребления. Заявитель просит учесть, что Договор на теплоснабжение указанных нежилых помещений в многоквартирном доме по ул. Воеводина, 14 между Департаментом и Истцом не заключался. Заявитель указывает на то, что Департамент считает заявленную к взысканию сумму необоснованной, т.к. к исковому заявлению не приложен расчет, обосновывающий размер взыскиваемой суммы, следовательно, установить за какие именно площади осуществляется начисление не представляется возможным.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца считал решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что Акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (далее по тексту - АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания") является энергоснабжающей организацией в Кировском районе г. Самара, в частности, осуществляет поставку тепловой энергии на отопление на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Воеводина, 14.
В реестре муниципального имущества городского округа Самара учтены сведения о нежилых помещениях (комнаты N N 20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30), расположенных по вышеуказанному адресу, что подтверждается письмом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 02.03.2016 г. N 15-07-04/10168 (далее по тексту -Департамент).
Комиссионным актом обследования от 25.06.2014 установлено, что вышеуказанные нежилые помещения правами третьих лиц не были обременены.
Письмом от 25.05.2017 N 15-07-21/23099 Департамент уведомил АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания", что вышеуказанные нежилые помещения до настоящего времени правами третьих лиц не обременены.
Таким образом, в период времени с 01.11.2013 по 30.04.2017 вышеуказанные нежилые помещения правами третьих лиц не были обременены.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ, обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
Статьей 51 вышеуказанного Закона предусмотрено, что органы местного
самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.
Самарская городская Дума постановлением от 30.05.2002 г. N 154 утвердила Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2. которого, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее по тексту - Департамент) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2. данного положения, Объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного Устава, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 г. N 710 "Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара" Департамент осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том числе данные об использовании нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.
Истец указал, что поскольку Департаментом не передано, находящиеся в казне муниципального образования спорные жилые помещения на праве аренды или ином праве, то в силу закона (статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате тепловой энергии, принятой от Энергоснабжающей организации.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку многоквартирный дом не оборудован прибором учета тепловой энергии, количество поставляемой тепловой энергии на отопление определен АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" исходя из нормативов потребления, установленных Постановлением Главы городского округа Самара N 1153 от 18.12.2007 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара".
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то органами.
Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания".
Спорные нежилые помещения подключены к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, тем самым подтверждается факт поставки АО "Самарская
управляющая теплоэнергетическая компания" тепловой энергии, а также факт принятия пользователем коммунальных услуг в необходимом объеме, надлежащем качестве и сроки.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В связи с неисполнением Ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии, Истец направил в его адрес претензию от 22.05.2017, которая Департаментом оставлена без удовлетворения.
Таким образом, сумма неосновательного обогащения Департамента за счет АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" в размере задолженности возникшей в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии за период с 01.11.2013 по 30.04.2017, составила 127 213,46 руб.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что часть нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Воеводина, 14, передана ТОС "Восточный" по договору возмездного пользования от 13.06.2013 N 000635Л. Поэтому с момента передачи нежилых помещений в безвозмездное пользование Департамент, как представитель собственника, уже не мог их использовать, а, следовательно, Департамент не может расцениваться, как лицо, пользующееся чужими услугами и сберегающее за счёт истца расходы по содержанию имущества с момента передачи помещений по актам третьим лицам, которые в действительности являются пользователями услуг с момента приёма нежилых помещений.
Однако, доводы заявителя жалобы не могут быть приняты.
Доводы опровергаются пояснениями третьего лица ТОС "Восточный" и представленными доказательствами, из которых следует, что спорные помещения N 20-23, 25-32 в пользование третьему лицу не передавались.
В соответствии с п. 1.1. договора N Д500-3/16 ТЭ от 09.02.2016 г.( АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" обязуется подавать ТОС "Восточный" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) помещения по адресу: г. Самара, ул. Воеводина, д. 14, (1 этаж, комнаты NN 40,41), в то время как требование Истца к Муниципальному образованию городского округа Самара в лице ДУИ г.о. Самара обращено на взыскание неосновательного обогащения, возникшего в связи с бездоговорным потребление тепловой энергии по адресу г. Самара, ул. Воеводина, д.14, комнаты NN 20-30.
Также, заявитель указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих направление Истцом Департаменту комплекта расчетно-платежных документов, в то время как в материалы дела представлено Требование N 175а от 27.04.2017 г. (приложение N 6 к исковому заявлению) свидетельствующее о получении Ответчиком расчета бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 01.11.2013 г. по 30.04,2017 г., а также счет-фактур на оплату за указанный период.
Кроме того, поскольку многоквартирный дом по адресу г. Самара, ул. Воеводина, д.14 не оборудован прибором учета тепловой энергии, количество поставляемой тепловой энергии на отопление определен АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" исходя из нормативов потребления, установленных Постановлением Главы городского округа Самара N 1153 от 18.12.2007 г. "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара", о чем и было указано Ответчику в исковом заявлении (абз. 10, стр.2).
Таким образом, доводы заявителя не могут быть приняты.
Расчет стоимости потребленной тепловой энергии ответчик документально не оспорил, контррасчет не представил, обстоятельства, положенные в обоснование требований, не опроверг.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет, ошибочность не установлена.
Вместе с тем ответчик заявил о пропуске срока исковой давности в части требований, заявленных за период до 31.08.2014.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего кодекса.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иск) о защите этого права.
На момент поступления (31.08.2017) в Арбитражный суд Самарской области настоящего искового заявления о взыскании неосновательного обогащения за потребленную тепловую энергию, требования о взыскании за период до 31.08.2014 выходят за пределы исковой данности.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах,
связанных с применением норм ГК РФ об исковой данности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Суд первой инстанции при таких обстоятельствах, правомерно и обоснованно в указанной части посчитал возражения ответчика обоснованными, а исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в сумме 99 226 руб. 16 коп. за период с сентября 2014 года по апрель 2017 года.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).
Поскольку в спорных правоотношениях Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, следовательно, оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, в соответствии со ст. ст. 539, 544, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации требования истца о взыскании с Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет средств муниципальной казны в пользу Акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" подлежали удовлетворению в сумме 99 226 руб. 16 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2018 года по делу N А55-23782/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23782/2017
Истец: АО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: ТОС "Восточный" Кировского района г.о. Самара, ТОС "Восточный" Кировского района г.о.Самара