город Ростов-на-Дону |
|
14 августа 2018 г. |
дело N А53-28427/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель Дягилев В.А., доверенность от 17.06.2016;
от ответчика: представитель Морозов Ф.И., доверенность от 23.01.2018;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2018 по делу N А53-28427/2017 по иску акционерного общества "Уралэлектромедь" (ИНН 6606003385 ОГРН 1026600726657) к открытому акционерному обществу "Российские Железные Дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) при участии третьих лиц: публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт", акционерного общества "Новорослесэкспорт" о взыскании неустойки, принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Уралэлектромедь" (далее - истец, АО "Уралэлектромедь") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские Железные Дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", дорога) о взыскании пени за просрочку доставки груза 683 903,83 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Новороссийский морской торговый порт" и АО "Новорослесэкспорт".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2018 с открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" в пользу акционерного общества "Уралэлектромедь" взыскана пеня в размере 341 951,91 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судом первой инстанции установлен факт просрочки доставки груза ответчиком. Расчет пени судом проверен и признан верным. Суд, по ходатайству ответчика, применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что по ряду железнодорожных накладных срок доставки увеличивается в связи с тем, что была задержка в пути следования вагонов, по причине неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателей.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель истца - доводы отзыва на жалобу.
Третьи лица извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Уралэлектромедь" произвело отправку грузов железнодорожным транспортом в адрес ПАО "Новорослссэкспорт" на станцию назначения Новороссийск-эксп. СКЖД, в соответствии с транспортными железнодорожными накладными NN ЭХ 441865, ЭХ 441927, ЭХ 441992, ЭХ 442724, ЭХ 443957, ЭХ 444000, ЭХ 567666.
АО "Уралэлектромедь" произвело отправку грузов железнодорожным транспортом в адрес ПАО "Новороссийский морской торговый порт" на станцию назначения Новоросснйск-эксн. СКЖД, в соответствии с транспортными железнодорожными накладными NN ЭЦ 635515, ЭЦ 635584, ЭЦ 635695, ЭЦ 685196, ЭЦ 685218, ЭЦ 685250, ЭЦ 685461, ЭЦ 685487, ЭЦ 685516, ЭЦ 738301, ЭЦ 818450, ЭЦ 818729, ЭЦ 818791, ЭЦ 819062, ЭЦ 825984.
АО "Уралэлектромедь" произвело отправку грузов железнодорожным транспортом в адрес ПАО "Новорослесэкспорт" на станцию назначения Новоросснйск-эксп. СКЖД, в соответствии с транспортными железнодорожными накладными NN ЭЦ 848271, ЭЦ 848475, ЭЦ 848653, ЭЦ 848854, ЭЦ 849117, ЭЦ 849313, ЭЦ 849572, ЭЦ 849783, ЭЦ 850467, ЭЦ 850544, ЭЦ 850660, ЭЦ 850731.
АО "Уралэлектромедь" произвело отправку грузов железнодорожным транспортом в адрес ПАО "Новороссийский морской торговый порт" на станцию назначения Новоросснйск-эксн. СКЖД, в соответствии с транспортными железнодорожными накладными NN ЭЧ 148487, ЭЧ 148605, ЭЧ 156124, ЭЧ 150295, ЭЧ 180994, ЭЧ 181287,ЭЧ 181287, ЭЧ 181412, ЭЧ 181054, ЭЧ 184215, ЭЧ 184362, ЭЧ 185354, ЭЧ 185400, ЭЧ 228970, ЭЧ 229150, ЭЧ 281740, ЭЧ 281778, ЭЧ 281828, ЭЧ 281919, ЭЧ 281974, ЭЧ 282015, ЭЧ 499222, ЭЧ 499252, ЭЧ 499320, ЭЧ 499350, ЭЧ 499374, ЭЧ 499421, ЭЧ 499438, ЭЧ 599352, ЭЧ 499284, ЭЧ 599436, ЭЧ 599502, ЭЧ 599502, ЭЧ 599674, ЭЧ599718, ЭЧ 599751, ЭЧ 646044, ЭЧ 646084, ЭЧ 646124, ЭЧ 646274, ЭЧ 646312, ЭЧ 646368, ЭЧ 646393, ЭЧ 646429, ЭЧ 646568, ЭЧ 646585, ЭЧ 646613, ЭЧ 646631, ЭЧ 822193, ЭЧ 822253, ЭЧ 822532, ЭШ 345485, ЭШ 345525.
АО "Уралэлектромсдь" произвело отправку грузов железнодорожным транспортом в адрес ПАО "Новорослссэкспорт" на станцию назначения Новоросспйск-эксп. СКЖД, в соответствии с транспортными железнодорожными накладными NN ЭЫ 082118, ЭЫ 082152, ЭЫ082211, ЭЫ 082244, ЭЫ 083090, ЭЫ 083127, ЭЫ 083184, ЭЫ 083226, ЭЫ 083380, ЭЫ 083499, ЭЫ 083622, ЭЫ 083646, ЭЫ 083701, ЭЫ 083727, ЭЫ 083754, ЭЫ 083805, ЭЫ 083807, ЭЫ 083833, ЭЫ 083887, ЭЫ 083915, ЭЫ 083943, ЭЫ 084067, ЭЫ 084111, ЭЫ 084144, ЭЫ 084168, ЭЫ 084208, ЭЫ 084251, ЭЫ 084320, ЭЫ 084351, ЭЫ 084379, ЭЫ 360026, ЭЫ 360119, ЭЫ 360399, ЭЫ 360482, ЭЫ 360592, ЭЫ 360704, ЭЫ 360782, ЭЫ 360891, ЭЫ 360987, ЭЫ361098, ЭЫ 361237, ЭЫ 361347, ЭЫ 361433, ЭЫ 361528, ЭЫ 361629, ЭЫ 361690, ЭЫ 361766, ЭЫ 361864, ЭЫ 363646, ЭЫ 363758, ЭЫ 399254, ЭЫ 399271, ЭЫ 399290.
Поскольку по вышеуказанным железнодорожным накладным груз прибыл с просрочкой доставки 1-10 суток, истец исчислил на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пеню, которая, по его расчету составила 683 903,83 рубля, и обратился с соответствующей претензией N 23/5-1/17 к перевозчику.
Поскольку требования претензии N 23/5-1/17 были оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с иском о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов в размере 683 903,83 рубля.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат
удовлетворению.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма закреплена статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно которой перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
Суд правомерно указал, что дорога не доказала отсутствие своей вины в просрочке доставки груза.
Факт нарушения сроков доставки, подтвержден документально, а именно: соответствующими отметками в железнодорожной накладной.
Доводы ответчика об увеличении срока доставки вагонов на все время задержки вагонов в пути следования по причине задержки вагонов на промежуточных ж/д станциях вследствие их неприема ж/д станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж/д путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, получили надлежащую правовую оценку судом первой инстанции и подлежат отклонению апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии со ст. 119 Устава ЖДТ, п. 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности кого-либо из участников перевозочного процесса удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 3.1. Правил о составлении актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС от 18.06.2003 г. N 27) предусмотрены обстоятельства, для удостоверения которых составляется акт общей формы.
Во исполнение вышеуказанных норм приняты Методические рекомендации по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 г. N 558р).
Пунктом 1.2. Рекомендаций дано определение неприему вагонов станцией назначения по причинам, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, это, например, занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В пункте 2.1. Рекомендаций указано, что при возникновении причин, указанных в пункте 1.2 настоящих Рекомендаций, наличие которых подтверждено составленными станцией назначения актами общей формы ГУ-23 на факты ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожные пути, начальник станции на которой возникла данная ситуация оперативно информирует (с записью в книге исходящих приказов, распоряжений) начальника Дирекции управления движением о возникновении таких причин и о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес конкретного грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. При этом указывается наименование грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, вагоны, контейнеры которого должны быть задержаны, наименование груза (в том числе порожние собственные или арендованные вагоны), а также причины этой задержки.
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Ответчиком доказательств вины грузополучателя, предусмотренных п. 6.7 Правил N 27 в материалы дела не представлено. Доказательства уведомления истца о задержке вагонов с грузом на промежуточных станциях, а также о дате и времени отправления задержанных вагонов на станцию назначения, согласно положениям Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в материалы дела не представлены.
Согласно ст. 119 Устава ЖДТ РФ, а также п. 1.1 Правил N 45 от 18.06.2003 обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя, могут быть подтверждены только соответствующими актами.
Для удостоверения обстоятельств, при которых задержка вагонов на промежуточной железнодорожной станции увеличивает срок доставки грузов, перевозчиком должны были быть представлены по каждому случаю: распоряжения о задержке вагонов, контейнеров и об отправлении задержанных вагонов, акт общей формы, составленный на промежуточной станции, доказательства извещения станции назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, доказательства извещения грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о задержке вагонов, контейнеров об отправлении задержанных вагонов, акт общей формы, составленный на станции назначения.
Довод ответчика об увеличении сроков доставки по причине неприема станцией назначения (пункт 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов) отклоняется судом, поскольку вина истца в простое вагонов на промежуточных станциях отсутствует и ответчиком не доказана.
Представленные в материалы дела железнодорожные накладные не имеют соответствующих отметок о причинах задержки доставки, сроках увеличения доставки и о составленных актах общей формы.
Как установлено судом и указано в письменных пояснениях АО "Новорослесэкспорт" (далее - АО "НЛЭ") от 13.11.2017, АО "Новорослесэкспорт" не получало никаких извещений и актов общей формы о задержке вагонов в указанный период, доказательств обратного ОАО "РЖД" в материалы дела не представлено.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
АО "НЛЭ" также указало, что перевозчиком (ОАО "РЖД") требования о взыскании платы за пользование спорными вагонами в указанный период в адрес АО "НЛЭ" не предъявлялись, доказательств обратного ОАО "РЖД" в материалы дела не представлено.
Кроме того, разделом 10 договора от 18.09.2015 N 393/2/488/15-ТД на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между АО "НЛЭ" и ОАО "РЖД", согласована вместимость мест погрузки, выгрузки вагонов и технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов.
На подъездных путях АО "НЛЭ" нарушений технологических норм на погрузку/выгрузку вагонов на период "бросания" не выявлено. Перевозчиком акты общей формы ГУ-23 ВЦ на нарушение технологических норм не составлялись. В материалы дела ответчиком указанные акты не представлены.
По договору от 18.09.2015 N 393/2/488/15-ТД норма суточной перерабатывающей способности составляет 113 вагонов (п. 11 договора). Доказательств нарушения сроков оборота вагонов на путях необщего пользования АО "НЛЭ", которое, по мнению ответчика, привело к задержке в продвижении вагонов по спорным железнодорожным отправкам и необходимости продления срока доставки вагонов ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылки ОАО "РЖД" на ведомости подачи и уборки вагонов в обосновании позиции по делу суд находит не обоснованными, так как ведомости подачи и уборки вагонов свидетельствуют о приеме вагонов на пути не общего пользования ПАО "НМТП", ОАО "РДЖ" же согласно действующего договора на эксплуатацию должен подать вагоны на принадлежащие ему выставочные пути общего пользования. Таким образом, вагоны, перечисленные в памятках, не могли препятствовать подаче вагонов на выставочные пути перевозчиком.
Согласно пунктам 6.3, 6.6 Правил N 245 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7, 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245), раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 года N 45 (далее - Правила N 45), и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 года N 26 (далее - Правила N 26).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
В этой связи акты общей формы являются документами, удостоверяющими факты и продолжительность простоя вагонов на станционных путях.
Акты общей формы представлены АО "РЖД" не в полном объеме и содержат нарушениямя, а именно: не во всех актах стоят подписи уполномоченных лиц, кроме того, полномочия лиц, уполномоченных составлять и подписывать акты в соответствии с п. 3.5 Правил N 45, не подтверждены.Извещения и распоряжения о задержке вагонов ответчиком не представлены. Представленные дорожные ведомости не являются доказательством обстоятельств, на которые ссылаются РЖД, т.к. не указана дата получения/прибытия груза, нет расписки грузополучателя.
Таким образом, в отношении спорных отправок ответчиком не представлен необходимый комплект документов, предусмотренных пунктом 4.7 Правил N 26, подтверждающих задержку вагона в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, соответственно суд не усматривает оснований для увеличения срока доставки груз. Иных доказательств представителем ответчика не представлено.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что по ряду железнодорожных накладных срок доставки увеличится в связи с тем, что была задержка в пути следования, связанная с устранением технической неисправности вагонов, не принадлежащих ОАО "РДЖ" или нарушения сроков оборота вагонов.
Обосновывая правомерность позиции, ответчик ссылается на утративший с 26.03.2016 силу нормативный акт (Правила исчисления сроков доставки грузов, утвержденные приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27), и указывает на правомерность задержки вагонов с грузом ввиду необходимости устранения технической неисправности вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД". Данный довод подлежит отклонению, ввиду следующего.
Согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны и обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Перевозчик принял к перевозке вагоны, признав их состояние технически исправным и подтвердив, что отсутствуют, в том числе эксплуатационные дефекты, препятствующие перевозке, а также какие-либо иные нарушения, угрожающие безопасности движения, то есть вагоны находятся в надлежащем техническом и коммерческом состоянии. Следовательно, все неисправности, возникшие после начала движения груженого вагона, считаются допущенными по вине перевозчика.
Поскольку вина перевозчика в просрочке доставки груза презюмируется, при том, что на путях общего пользования вагоны находятся в непосредственной эксплуатации перевозчика, правовых оснований для продления срока доставки груза в данном случае, так же не имеется.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ОАО "Российские железные дороги" не представило доказательств невозможности обнаружения данного эксплуатационного дефекта вагона при принятии груза к перевозке, учитывая, что факт прибытия данного вагона на станцию назначения за пределами срока, установленного для доставки, подтверждается отметкой в накладной и ответчиком не оспаривается, суд считает доводы ответчика необоснованными и не свидетельствующими об исключении ответственности ОАО "РЖД" за задержку доставки грузов. Распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов по указанным фактам задержки не представлены. Полномочия должностных лиц на составление актов не подтверждены документально. Следовательно, оснований для исключения пени по спорным ж/д накладным из общего расчета не имеется.
Акты общей формы представлены ОАО "РЖД" не в полном объеме и с нарушениями, полномочия лиц, уполномоченных составлять и подписывать акты в соответствии с п. 3.5 Правил N 45 не подтверждены.
Кроме того, извещения и распоряжения о задержке вагонов ответчиком не представлены. Представленные дорожные ведомости не являются доказательством обстоятельств, на которые ссылаются ОАО "РЖД", т.к. не указана дата получения/прибытия груза, нет расписки грузополучателя.
Таким образом, ОАО "РЖД" не представило доказательств, которые подтверждают необеспечение своевременной выгрузки вагонов на пути необщего пользования по причине вины грузополучателя и вина грузополучателя не подтверждена.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании пени за просрочку в доставке груза, начисленной на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, заявлено правомерно.
Установленные статьей 97 Устава железнодорожного транспорта пени являются мерой имущественной ответственности, поэтому суд вправе применить к перевозчику правила об ответственности, в том числе и регулирующие вопросы снижения ее размера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод конкретного лица в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона такого его условия, как размеры неустойки - они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. При применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 г. N 263-О).
В Информационном письме от 14.07.1997 г. N 17 "Обзор применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки, суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Оценивая соразмерность заявленной ко взысканию неустойки в размере 683 903,83 руб., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предъявленная ко взысканию с ответчика неустойка является несоразмерной последствиям ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что разъяснения о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются и в случаях, когда неустойка определена законом (в частности, положениями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
На возможность применения положений статьи 333 ГК РФ к штрафам, предусмотренным в Уставе железнодорожного транспорта, указано в пункте 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Из положений названного пункта в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. N 81, разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения.
Судом установлено, что просрочка в доставке составила от 1 до 10 суток.
Суд считает необходимым указать, что неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.
Суд учел заявление ответчика о снижении пени в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что установленный законом размер пени в несколько раз превышает двукратную учетную ставку Банка России, существовавшую в период нарушения обязательства (абз. 2 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 81), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшении размера пени на 50% до 617 969,93 руб. рублей.
Данный вывод суда согласуется с позицией ВАС, изложенной в Определении ВАС РФ N ВАС-108/12 от 30.01.2012 г.
Истец решение суда в указанной части не оспорил, относительно снижения неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не возражал.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2018 по делу N А53-28427/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.