город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2018 г. |
дело N А32-6759/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Изумрудный берег": Березкин Е.Д., паспорт, по доверенности от 01.01.2017,
от предпринимателя Ищенко А.В.: Березкин Е.Д., паспорт, по доверенности от 01.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 по делу N А32-6759/2017,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег"
к министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
при участии третьих лиц: индивидуальный предприниматель Ищенко Анастасия Валериевна, Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег" (далее - ООО "Изумрудный берег") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным отказа в даче согласия на сделку субаренды части (0,1151 Га) арендованного по договору аренды N 07-05-032 лесного участка, площадью 2,1 Га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал N 31Б, выдел (часть) 3- 5; об обязании министерства принять решение о даче указанного согласия.
Определением от 26.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Ищенко Анастасия Валерьевна, ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу".
Решением от 29.12.2017 суд признал незаконным выраженное в письме от 17.11.2016 N 202-24543/16-06.2 решение министерства природных ресурсов Краснодарского края об отказе в согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег" совершения сделки субаренды части (0,1151 Га) арендованного по договору аренды N 07-05-032 от 09.01.2008 лесного участка, общей площадью 2,1 Га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал N 31Б, выдел (часть) 3- 5, согласно координатам точек, указанным в заявлении на выдачу согласия. Суд обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края в течение двух недель с даты вступления в законную силу настоящего решения суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег" (ИНН 2304058856) решение о выдаче согласия на совершение сделки субаренды с индивидуальным предпринимателем Ищенко А.В. (ИНН 230401298597) части (0,1151 Га) арендованного по договору аренды N 07-05-032 от 09.01.2008 лесного участка, общей площадью 2,1 Га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал N 31Б, выдел (часть) 3- 5, согласно координатам точек, указанным в заявлении на выдачу указанного согласия.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что отказ министерства основан на письме Комитета по лесу от 10.11.2016 по результатам проверки; заявителем не представлено проектной документации о местоположении границ части участка, о передаче в субаренду которого обратился заявитель.
В судебное заседание не явились представители Министерства природных ресурсов Краснодарского края и ГКУ КК "Комитет по лесу", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Министерства природных ресурсов Краснодарского края и ГКУ КК "Комитет по лесу".
Представитель ООО "Изумрудный берег" и предпринимателя Ищенко А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва с приложением документов, подтверждающих внесение арендной платы.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд приобщил к материалам дела приложение к отзыву на апелляционную жалобу - копию акта сверки взаимных расчетов за 2017 год, копии платежных квитанций от 16.01.2017, 14.02.2017, 28.03.2017, 27.04.2017, 30.05.2017, 29.06.2017, 28.07.2017, 25.08.2017, 28.09.2017.
Обществом представлены доказательства направления отзыва с приложением в адрес участвующих в деле лиц.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 17.05.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.
От ГКУ КК "Комитет по лесу" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на ее обоснованность.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и предпринимателем Гонтарем Виталием Александровичем был заключен договор аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032. По данному договору в аренду был передан лесной участок площадью 2,1 Га, расположенный: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал N 31Б, выдел (часть) 3-5, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-04-08-00032. В качестве приложений к договору были подписаны схема расположения и границы участка (Приложение N 1) и характеристика лесного участка и его насаждений (Приложение N 2).
Соглашением от 28.10.2009 об уступке права по договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032 права и обязанности переданы предпринимателю Моисеенко К.А.
Соглашение об уступке прав имеет отметку о государственной регистрации.
На основании соглашения от 27.11.2015 об уступке прав по договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032 права и обязанности переданы обществу с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег". Соглашение прошло государственную регистрацию.
В соответствии с пунктом 3.3.4. договора аренды лесного участка ООО "Изумрудный берег" 28.10.2016 обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о согласовании передачи части земельного участка в субаренду.
Письмом от 17.11.2016 N 202-24543/16-06.2 Министерство природных ресурсов Краснодарского края отказало в даче согласия на заключение договора субаренды части земельного участка со ссылкой на п. 10 ч. 2 Административного регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2015 N 119, указав, что при проведении проверки заявления на соответствие требованиям законодательства, на основании письма ГКУ КК "Комитет по лесу" от 10.11.2016 N 111-5066/16 выявлены нарушения арендатором обязанностей по выполнению договора аренды и своевременности внесения арендных платежей.
Считая незаконным отказ в согласовании субаренды части участка, ООО "Изумрудный город" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. Следовательно, аренда земель лесного фонда подчиняется правилам как гражданского, земельного, так и лесного кодексам Российской Федерации.
На основании частей 2, 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ указано, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Таким образом, положениями Гражданского кодекса РФ предусмотрено согласование субаренды по договору аренды участка лесного фонда.
Согласно пункту 3.3.4 Договора аренды, арендатор вправе с письменного согласия Арендодателя сдавать имущество в субаренду.
Пунктом 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
Пунктом 6 части второй Административного регламента, утвержденного постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые вправе требовать от заявителя для согласования сделки.
В пункте 10 Административного регламента изложен исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании государственной услуги:
- с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
* представленные документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 настоящего раздела Регламента;
* субарендатору в соответствии с лесным законодательством не могут быть предоставлены лесные участки;
- в отношении субарендатора осуществляется процедура банкротства; субарендатор находится в процессе ликвидации или субарендатором прекращается деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
* заключенный с арендатором договор аренды не приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации;
* лесной участок не прошел государственный кадастровый учет; направление заявителем письма об оставлении заявления без рассмотрения (о возврате материалов);
* совершение сделки с арендованным лесным участком или обязательственными правами повлечет нарушения требований гражданского и лесного законодательства, устойчивого и рационального лесопользования, а также прав граждан в области охраны окружающей среды;
* наличие действующего приказа Министерства по заявленному договору аренды лесного участка о согласовании сделки с арендованным лесным участком по передаче арендованного лесного участка в субаренду, по передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка другому лицу (перенаем), по внесению права аренды лесного участка в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;
* в ходе проверки выполнения арендатором обязанностей по договору аренды и своевременности внесения платежей по договору аренды выявлены нарушения договора аренды.
Отказывая в согласовании передачи части лесного участка в субаренду, Министерство со ссылкой на письмо ГКУ КК "Комитет по лесу" от 10.11.2016 N 111-5066/16 указало, что при проведении проверки выявлены нарушения арендатором обязанностей по выполнению договора аренды и своевременности внесения платежей.
Согласно представленному в материалы дела письму ГКУ КК "Комитет по лесу" у арендатора ООО "Изумрудный берег" имеется задолженность по арендной плате в размере 3177, 90 рублей.
Суд первой инстанции правильно указал, что наличие задолженности в таком размере (10% от ежемесячного арендного платежа) не может быть квалифицировано в качестве достаточного основания для отказа в предоставлении согласия на субаренду лесного участка.
Судом также учитываются представленные в материалы дела, в том числе суду апелляционной инстанции акты сверки расчетов и платежные (банковские) квитанции, подтверждающие своевременное внесение платежей в периоды 2015, 2016, 2017 г.г.
Обществом были представлены пояснения по порядку оплаты аренды, согласно которым в течение года общество оплачивало аренду в размере, превышающем размер ежемесячного платежа; при этом задолженность в размере 3 177 рублей 90 копеек возникла исключительно в связи со сверкой расчетов.
Кроме того, общество указало, что Министерство природных ресурсов Краснодарского края при увеличении размера арендной платы, не уведомляет об этом арендаторов, в частности в 2016 году министерство увеличило размер ежемесячной арендной платы с 29125 рублей до 30349 рублей, не уведомив об этом ООО "Изумрудный берег", что также повлияло на несоответствие размеров арендной платы по результатам сверки.
Как правильно указано судом первой инстанции, пункт 10 Административного регламента, предусматривающий возможность отказа арендодателя в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды в случае его нарушения, не содержит какого-либо описания (характеристик) нарушений договора.
По смыслу приведенных нормативных положений для принятия арендодателем отрицательного решения по заявлению о даче согласия могут быть не любые, а только существенные нарушения условий договора аренды лесного участка.
В противном случае стороны договора будут поставлены в неравное положение, и самое незначительное отклонение от условий договора при использовании участка может быть истолковано арендодателем как его нарушение, с неизбежностью влекущее отказ в даче согласия на передачу прав.
Отказывая в даче согласия на предоставление участка в субаренду министерство также указало, что в письме ГКУ КК "Комитет по лесу" указано, что при фактическом осмотре лесных участков выявлено неудовлетворительное санитарное состояние лесных участков, что является нарушением п.3.4.7. договора.
Из отказа следует, что факт неудовлетворительного санитарного состояния лесного участка был установлен министерством на основании служебного письма ГКУ КК "Комитет по лесу" от 10.11.2016 N 111-5066/16.
Вместе с тем, акт проверки соблюдения условий договора в материалы дела не представлен.
В материалы дела также не представлены какие-либо иные документальные доказательства, содержащие описание характеристик лесных участков, фотоматериал, из которых следовало бы нахождение участка в неудовлетворительном состоянии.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции неоднократно истребовал у заинтересованного лица соответствующие доказательства. Определения суда не были исполнены. Дополнительных доказательств и пояснений не представлено.
В соответствии с пп. 5, 6, 10 п. 3 ст. 96 Лесного кодекса, п. 10 постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" и п. 3.3.2 договора аренды лесного участка N 07-05-032, контроль за соблюдением договора аренды должен осуществляется контролирующими органами в присутствии арендатора, с обязательным составлением акта проверки, и обязательным уведомлением проверяемого лица о результатах такой проверки.
Как правильно указал суд первой инстанции, переписка Министерства природных ресурсов Краснодарского края с подведомственными организациями не может служить доказательством нарушения условий договора со стороны арендатора.
В свою очередь, обществом в материалы дела представлен акт проверки условий договора N 69-П от 09.06.2017, в котором указано, что арендатором лесной участок осваивается, имеется проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу; незаконных рубок не обнаружено; имеется противопожарный инвентарь; участок находится в удовлетворительном санитарном состоянии; произведено устройство минерализованной полосы протяженностью - 0,505 км.
Обществом также в материалы дела представлены лесные декларации и отчеты об использовании леса, отчеты об охране лесов (л.д. 2-75 том 2).
Таким образом, общество документально обосновало свои доводы о надлежащем исполнении договора аренды лесного участка.
Судом первой инстанции также были обоснованно отклонена ссылка министерства на то, что субаренда части земельного участка не предусмотрена договором аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В данном случае не возникает нового кредитора, так как обязанным перед арендодателем по договору аренды остается арендатор.
Судом также установлено, что объект, о передаче которого просил заявитель, достаточно индивидуализирован (указаны площадь и точные координаты точек (геоданные) части лесного участка, на заключение договора субаренды которого испрашивал согласие заявитель).
Действующее гражданское и лесное законодательство не содержит запрета на субаренду части лесного участка.
При таких обстоятельствах, суд установил, что заявитель представил в министерство все документы, предусмотренные административным регламентом; Министерство не привело достаточных доказательств в обоснование довода о законности решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 17.11.2016 N 202-24543/16-06.2.
Неправомерный отказ в осуществлении сделки по субаренде части земельного участка по договору аренды лесного участка нарушает права заявителя, предусмотренные Гражданским законодательством, в части возможности заключить договор субаренды, в том числе с целью оптимизации арендной платы.
Таким образом, оспариваемый отказ министерства природных ресурсов не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу.
При таких обстоятельствах, обществом в материалы дела представлены доказательства наличия оснований, предусмотренных статьями 198-201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 29.12.2017 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 декабря 2017 года по делу А32-6759/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.