г. Киров |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А31-15075/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Блинова А.С., действующего на основании доверенности от 28.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024400521210; ИНН 4401005123)
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.03.2018 по делу N А31-15075/2017, принятое судом в составе судьи Мофы В.Д.,
по иску государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024400521210; ИНН 4401005123)
к публичному акционерному обществу "Костромская сбытовая компания" (ОГРН 1044408642629; ИНН 4401050567)
о признании права на расчет объема потребления электроэнергии и услуг по ее передаче по договору энергоснабжения на основании приборов учета, понуждении к проведению перерасчета потребленной энергии,
установил:
государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Учреждение, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к публичному акционерному обществу "Костромская сбытовая компания" (далее - ответчик, Общество) о признании права на расчет объема электроэнергии и услуг по ее передаче по договору энергоснабжения от 30.12.2016 N 6104117/845 на основании приборов учета - электросчетчиков СТЭ 561 П5-1 N 040259 и СЭТ 4-1/1-М N 561809, трансформаторов тока Т-0,66 МУЗ N 203073, 203074, 203068, 203071, 203067, 203073, за период с 01.07.2017 по 31.10.2017, понуждении к проведению перерасчета потребленной электроэнергии за период с 01.07.2017 по 31.10.2017 согласно электросчетчиков СТЭ 561 П5-1 N 040259 и СЭТ 4-1/1-М N 561809, трансформаторов тока Т-0,66 МУЗ N 203073, 203074, 203068, 203071, 203067, 203073.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что для передачи приборов учета в поверяющую организацию, необходимо провести работы по их демонтажу, что связанно с полным отключением подачи электрической энергии в административное здание Учреждения, при этом согласно приказу Учреждения от 07.07.2017 N 20-А "О назначении лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию электрических сетей" демонтировать счетчик и трансформаторы тока имеет право только слесарь-электрик пятого разряда. Задание на проведение таких работ выдает и согласовывает начальник отдела хозяйственного обеспечения (Ю.С. Меньшикова) или заместитель управляющего (В.М. Муравьева). В период с 03.07.2017 по 21.07.2017 и с 16.10.2017 по 30.10.2017 слесарь-электрик Колобов А.В. освобожден от работы по причине временной нетрудоспособности, с 24.07.2017 по 21.08.2017 слесарь-электрик Колобов А.В. находился в очередном отпуске, начальник отдела хозяйственного обеспечения (Ю.С. Меньшикова) с 28.07.2017 по 30.12.2017 находится в отпуске по беременности и родам, заместитель управляющего (В.М. Муравьева) уволилась 18.07.2017, на должность начальника отдела хозяйственного обеспечения с 04.09.2017 назначена Сапоненко Е.В. По утверждению заявителя, вышеуказанные объективные обстоятельства не позволили ответчику поверить приборы учета в более короткие сроки. Истец указывает, что в период с 23.10.2017 по 25.10.2017 Учреждением прибор учета и трансформаторы были демонтированы и переданы в поверяющую организацию - ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Костромской области". Отклонений в работе средств измерений ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Костромской области" не выявлено, о чем выданы: свидетельство о поверке от 27.10.2017 N 485/189 на электросчетчик СТЭ 561 N 040259, действительно до 26.10.2027; свидетельство о поверке от 26.10.2017 N 549/163, 544/163, 545/163, 546/163, 547/163, 548/163 на трансформаторы тока, действительны до 26.10.2021; согласно акту проверки приборов учета от 24.11.2017 N (Ю) 44/Р1/160349 электросчетчики СТЭ 561 П5-1 N 040259 и СЭТ 4-1/1-М N 561809 пригодны для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию. По мнению истца, в связи с тем, что приборы учета признаны исправными и пригодными для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию, пропуск срока их поверки не повлиял на точность работы приборов учета, истец обеспечил надлежащую эксплуатацию приборов учета в соответствии с требованиями законодательства. Заявитель полагает, что использование счетчиков электрической энергии и трансформаторов тока с нарушением срока периодической поверки является нарушением потребителем условий договора, однако не является безусловным основанием для применения к нему особого порядка расчета за потребленную электроэнергию, предусмотренного пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442). Истец подчеркивает, что его вина в пропуске межповерочного интервала средств измерения ввиду вышеуказанных объективных обстоятельств (временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске, увольнение работников) отсутствует. По мнению ответчика, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, выразилось в том, что согласно оспариваемому решению суд установил, что произведенный ответчиком расчет объема электрической энергии истцом не оспорен, вместе с тем, исходя из искового заявления, Учреждение не согласно с произведенным ответчиком расчетом объема электрической энергии, поскольку истцом получено положительное заключение по результатам поверки средства измерения, подтвердившего его пригодность и достоверность передаваемых им сведений.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что приведенные в жалобе доводы не являются достаточными для отмены обжалуемого решения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом (гарантирующий поставщик) и Учреждением (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 30.12.2016 N 6104117/845 (далее - договор; л.д. 10-21), в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электрической энергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Пунктом 2.1.8 договора на гарантирующего поставщика возложена обязанность производить проверки соблюдения потребителем условий договора, режима потребления энергии и мощности, обслуживания (состояния) приборов учета электрической энергии. Указанные проверки производятся гарантирующим поставщиком лично либо посредством привлечения уполномоченных представителей сетевой организации или иных третьих лиц.
В силу пункта 2.2.1 договора гарантирующий поставщик имеет право беспрепятственного допуска в рабочее время суток и часы максимума нагрузок в сопровождении работников потребителя к энергопринимающим устройствам, средствам измерения потребителя, а также к необходимой технической, оперативной и иной документации, связанной с энергоснабжением потребителя, в том числе, для контроля и учета количества и качества поставляемой электрической энергии (мощности), а на потребителя пунктом 3.1.4 договора возложена обязанность обеспечить такой допуск.
Согласно пункту 3.1.6 договора потребитель обязан обеспечить работоспособность приборов учета и соблюдать в течение всего срока действия договора эксплуатационные требования к приборам учета, установленные уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, обеспечить сохранность установленных на приборе учета пломб; обеспечивать сохранность и безопасность эксплуатации принадлежащих гарантирующему поставщику и (или) сетевой организации сетей, приборов учета и электрооборудования и устройств противоаварийной автоматики, находящихся на территории потребителя, а также сохранность технических и программных средств автоматизированной системы учета, контроля и управления подачей энергии, установленных у потребителя; незамедлительно сообщать гарантирующему поставщику и сетевой организации о всех неисправностях оборудования, принадлежащего гарантирующему поставщику и (или) сетевой организации (пункт 3.1.7 договора); уведомлять гарантирующего поставщика и (или) сетевую организацию обо всех нарушениях схемы учета, защитных и пломбирующих устройств средств измерений, а также неисправностях в работе или утрате средств измерений, находящихся на территории потребителя не позднее одного рабочего дня с момента обнаружения, при выявлении фактов неисправности или утраты приборов учета, истечения межповерочного интервала - не позднее одного рабочего дня с момента обнаружения (пункт 3.1.14 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора определение объема потребления электрической энергии (мощности) осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета, а при отсутствии приборов учета и в установленных действующим законодательством случаях - с применением расчетных способов, предусмотренных нормами Основных положений N 442.
Пунктом 5.7 договора определено, что при выявлении случаев безучетного потребления в порядке, установленном пунктом 193 Основных положений N 442, составляется акт о безучетном пользовании электроэнергией, на основании которого гарантирующий поставщик вправе взыскать, а потребитель электроэнергии обязан оплатить стоимость безучетного потребления электроэнергии.
Расчетный период за электроэнергию (мощность) и оказанные услуги принимается один календарный месяц (пункт 6.1 договора).
На основании пункта 6.9 договора стоимость объема безучетного потребления по договору рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с Основными положениями N 442 за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями данного договора.
Согласно пункту 9.1 договора он вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения, фактически сложившиеся между сторонами с 00 часов 00 минут 01 января 2017 года до 24 часов 00 минут 31 декабря 2017 года. Потребитель заявляет о прекращении договора энергоснабжения в установленные договором сроки, дополнительное уведомление о прекращении договора в адрес гарантирующего поставщика направляться не будет.
В приложении N 3 к договору приведен перечень расчетных приборов учета электрической энергии - счетчики СТЭ 561 П5-1 N 040259 и СЭТ 4-1/1-М N 561809, указана дата их поверки, дата поверки измерительных трансформаторов.
Письмом от 07.04.2017 N 44-01-09/09-1577 (л.д. 22) Учреждение просило сетевую организацию ПАО "МРСК Центра" провести инструментальную проверку прибора учета.
26.07.2017 сотрудниками ПАО "МРСК Центра" в присутствии представителя потребителя была проведена проверка работы прибора учета, о чем составлен соответствующий акт от 26.07.2017 N (Ю)44/Р1/141442 (л.д. 28), согласно заключению которого электросчетчики СТЭ 561 П5-1 N 040259 и СЭТ 4-1/1-М N 561809 признаны непригодными для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию. Истцу выдано уведомление о поверке (замене) электросчетчика СТЭ 561 П5-1 N 040259 и поверке (замене) шести трансформаторов тока (л.д. 24).
Письмом от 31.07.2017 сетевая организация уведомила Общество и Учреждение о том, что до допуска расчетного прибора учета в эксплуатацию определение объема потребления электроэнергии Учреждением будет производиться в соответствии с пунктами 166, 179 Основных положений N 442 (л.д. 46).
Письмом от 04.08.2017 N 06-1/25-1135 (л.д. 109) Общество предложило Учреждению своевременно произвести замену прибора учета (трансформаторов тока), обратив особое внимание на то, что расчет объема потребленной электроэнергии на основании пункта 179 Основных положений N 442 приведет к значительному росту стоимости электроэнергии.
Поверка электросчетчика СТЭ 561 П5-1 N 040259 и трансформаторов тока Т-0,66 МУЗ N 203073, 203074, 203068, 203071, 203067, 203073 произведена 27.10.2017, в подтверждение чего Учреждением представлены свидетельства о поверке, согласно которым электросчетчик и трансформаторы тока признаны соответствующим установленным метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (л.д. 56-62).
Письмом от 30.10.2017 N 44-01-09/09-4267 (л.д. 53), направленным в адрес ответчика и ПАО "МРСК Центра", Учреждение признало факт просрочки проведения поверки средств учета, однако в связи с тем, что прибор учета и трансформаторы тока признаны исправными, просило произвести перерасчет потребленной электроэнергии в сентябре согласно переданным показаниям либо на основании данных об объеме потребления за аналогичный период прошлого года.
Письмом от 07.11.2017 ПАО "МРСК Центра" указало, что оснований для применения другого расчетного метода не имеется.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в Арбитражный суд Костромской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) коммерческим учетом электрической энергии (мощности) является процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги.
Пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике к полномочиям Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти отнесено утверждение правил организации учета электрической энергии на розничных рынках.
В соответствии со статьей 543 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель обеспечивает надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдает установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщает энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Между заявителем и Обществом в спорный период действовал договор энергоснабжения, по условиям которого Учреждение как потребитель приняло на себя обязательства по надлежащей эксплуатации прибора учета.
Согласно пункту 136 Основных положений N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Под измерительным комплексом в рассматриваемом случае понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки. Под системой учета понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.
Согласно пункту 2.1. Типовой методики выполнения измерений количества электрической энергии РД 34.11.333-97, утвержденной РАО "ЕЭС России" 15.05.1997, при выполнении измерений электроэнергии в соответствии с Типовой инструкцией по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 02.09.1994 (далее - Типовая инструкция), применяют измерительные комплексы, в состав которых в общем случае в качестве технических средств могут входить: измерительные трансформаторы тока; измерительные трансформаторы напряжения; счетчики электроэнергии индукционные и/или электронные; линии присоединения счетчиков к измерительным трансформаторам тока.
Пунктом 2.11 Типовой инструкции предусмотрено, что трансформаторы тока являются составной частью комплекса средств измерений потребленной электрической энергии.
Согласно абзацу третьему пункта 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки. В ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета (пункт 154 Основных положений N 442).
В силу пункта 172 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям Основных положений N 442, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным (пункт 176 Основных положений N 442).
ПАО "МРСК Центра" в установленном порядке была проведена проверка приборов учета Учреждения, результаты которые оформлены актом; непосредственно после указанной проверки Учреждение было дополнительно проинформировано о наличии оснований для применения расчетного метода определения объема потребленной электрической энергии, в том числе был приведен соответствующий расчет (л.д. 46).
Как следует из пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Осуществляя свои гражданские права, участники гражданского оборота обязаны действовать с должной степенью заботливости и осмотрительности, соответствующей характеру договора и условиям оборота.
Поскольку приборы учета, в составе которых находились измерительные трансформаторы тока, эксплуатируются Учреждением, на нем лежит обязанность по обеспечению функционирования прибора учета в соответствии с его назначением, в том числе по обеспечению проведения своевременной поверки.
Данная обязанность истца вытекает также из пункта 3.1.6 договора, согласно которому потребитель обязан обеспечить работоспособность приборов учета и соблюдать в течение всего срока действия договора эксплуатационные требования к приборам учета, установленные уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии.
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Согласно пунктам 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16 и 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.
Из системного толкования положений Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а именно пунктов 2, 17 статьи 2, части 1 статьи 5 и статьи 9, пункта 1 статьи 13, пункта 179 Основных положений N 442 следует, что использование расчетного прибора учета, срок поверки которого истек, не допускается.
Согласно пункту 179 Основных положений N 442 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений N 442, а именно: в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены.
Факт истечения межповерочного интервала электросчетчика СТЭ 561 П5-1 N 040259 и измерительных трансформаторов тока 31.03.2017 (по истечении 1-го квартала 2017 года) подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах Обществом правомерно определен объем потребления электрической энергии (мощности) в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений N 442.
Судебная коллегия отмечает, что действующими нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики не предусмотрено право потребителя на перерасчет определенного расчетным методом объема потребленного ресурса (электрической энергии) при получении в последующем доказательств пригодности средств измерений к коммерческим расчетам.
Само по себе получение таких доказательств не означает пригодность средства измерения к расчетам в период истечения межповерочного интервала и не отменяет факт нарушения норм законодательства со стороны потребителя.
Представленные Учреждением свидетельства о поверке электросчетчика и трансформаторов тока не могут освобождать истца от обязанности уплаты стоимости электроэнергии, объем которой определен расчетным способом; действие данных свидетельств не распространяется на предшествующий период, то есть не имеет ретроспективного эффекта.
Доводы заявителя об отсутствии его вины в непроведении своевременной поверки средств измерений не имеют правового значения для рассматриваемого спора, поскольку применение расчетного способа определения объема электрической энергии не является мерой ответственности за неисполнение обязательства. Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в судебной практике сформирован единообразный подход, согласно которому внутренние организационные проблемы юридического лица не являются уважительной причиной пропуска совершения им юридически значимых действий и основанием для освобождения от какого-либо вида юридической ответственности. Наличие у ответчика статуса бюджетного учреждения не может служить основанием для иного толкования норм законодательства.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.03.2018 по делу N А31-15075/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.