г. Челябинск |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А07-41170/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г. по делу N А07-41170/2017 (судья Решетников С.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Асфандиярова В.А. (доверенность от 11.01.2018 N 02-15-291), Насыкова Д.Р. (доверенность от 11.01.2018 N 02-15-231),
акционерного общества "Тандер" - Мизин Д.П. (доверенность от 20.05.2017 N 2-4/614).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора по РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении акционерного общества "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.02.2018 (резолютивная часть объявлена 28.02.2018) заявленные требования удовлетворены.
АО "Тандер" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что общество является ненадлежащим субъектом административной ответственности. Отсутствует вина АО "Тандер" в выпуске в обращение на территории Таможенного союза игрушек "Набор для купания "Играем вместе 38 попугаев" без подтверждения соответствия в виде сертификации. АО "Тандер" в рассматриваемой ситуации не является лицом, выпускающим товар в обращение на территории Таможенного союза, заявителем, получающим сертификат соответствия, лицом, уполномоченным изготовителем. Общество является лицом, получившим товар по договору поставки от российского поставщика ООО "С-Трейд" с товаросопроводительными документами, подтверждающими соответствие товара Техническому регламенту Таможенного союза N 008/2011 "О безопасности игрушек", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798" (далее - ТР ТС N 008/2011).
Полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ в части выпуска в обращение на территории таможенного союза игрушек, издающих импульсный звук, не соответствующий нормативной максимальной величине установленной ТР ТС N 008/2011. Спорный товар был поставлен по договору поставки АО "Тандер" российским поставщиком ООО "С-Трейд" с товаросопроводительными документами с наличием маркировки, подтверждающим соответствие товара ТР ТС N 008/2011.
Кроме того, считает, что отсутствуют квалифицирующие признаки для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.43.КоАП РФ, поскольку правонарушение не причинило вреда жизнью и здоровью людей.
До начала судебного заседания от Управления Роспотребнадзора по РБ в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) от 01.11.2017 N 4224 Управлением Роспотребнадзора по РБ проведена внеплановая выездная проверка АО "Тандер" в торговом зале гипермаркета "Магнит" по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 30, в ходе которой установлено, что обществом размещена и допущена к реализации игрушка для детей "Наборы для купания "Играем вместе" 38 попугаев (Союзмультфильм), арт.:144-145RUS-PVC, код: 179389, изготовитель: "Shantou City Daxiang Plastic Toy Produts Co,Ltd" Китай, адрес: Китай, 515829, N 8 Donghe Road DongLi Town Chenghai District Shantou Citi Guangdong of China (ШАНТУ СИТИ ДИАКСИАН ПЛАСТИК ТОЙ ПРОДАКТС КО., Китай), Импортер: ООО "ИгроТерра", РФ, 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д.13, стр.15. Состав: ПВХ, пластмасса. Срок службы 3 года. Дата изготовления: Февраль 2017 г. Рекомендовано для детей раннего и ясельного возраста, Товар сертифицирован, в количестве 5 наборов - без подтверждения соответствия игрушек в форме сертификации требованиям безопасности Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (далее - ТР ТС N 008/2011), что является нарушением требований пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 6 ТР ТС N 008/2011.
По результатам проверки составлен акт проверки от 01.12.2017 N 07-4224, протокол осмотра от 03.11.2017, протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.11.2017, протокол изъятия вещей и документов (отбора проб и образцов) от 03.11.2017, протокол об административном правонарушении от 25.12.2017 N 07-829, в котором зафиксирован факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании названного протокола и материалов проверки административный орган, руководствуясь положениями статей 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и определяя конкретную меру наказания, суд первой инстанции руководствовался выводами о доказанности факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, виновности общества в его совершении и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа, в том числе на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 2 указанной статьи предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, если такими действиями, в частности, создана угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет административную ответственность по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, общество, будучи продавцом продукции, не соответствующей названным требованиям, признается субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ТР ТС N 008/2011 распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки и устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
В соответствии со статьей 3 ТР ТС N 008/2011 игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 6 ТР ТС 008/2011 перед выпуском в обращение на рынке игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ТР ТС N 008/2011 игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска: обусловленного конструкцией игрушки; обусловленного применяемыми материалами; связанного с использованием игрушки, который невозможно исключить при изменении конструкции игрушки без изменения ее функции и основных характеристик, замене материала.
В силу пункта 3 статьи 4 ТР ТС N 008/2011 игрушки должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при применении их по назначению они не представляли опасность для жизни и здоровья детей, лиц, присматривающих за ними.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 приложения 2, подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 4 ТР ТС N 008/2011 вышеназванные игрушки должны соответствовать следующим требованиям: максимальный уровень звука игрушек, издающих импульсный звук, должен быть не более 90 дБА.
Как подтверждается материалами дела, в ходе проведения проверки 03.11.2017 в присутствии директора гипермаркета "Магнит" АО "Тандер" Бадрутдинова Евгения Викторовича (доверенность от 22.02.2017 N 0-4/141, приказ о назначении от 16.02.2017 N 112-П) отобран образец игрушки в количестве 3 штук: "Набор для купания "Играем вместе" 38 попугаев, в ассорт. в пак. (русс. уп) в кор. 8*12 шт., арт.: 144-145 RUS-PVC, код: 179389, изготовитель "Shantou City Daxiang Plastic Toy Produts Co,Ltd" Китай, адрес: Китай, 515829, N8 Donghe Road DongLi Town Chenghai District Shantou Citi Guangdong of China (ШАНТУ СИТИ ДИАКСИАН ПЛАСТИК ТОЙ ПРОДАКТС КО., Китай), Импортер: ООО "ИгроТерра", РФ, 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д.13, стр.15. Состав: ПВХ, пластмасса. Товар сертифицирован. Срок службы 3 года. Дата изготовления: Февраль 2017 г. Рекомендовано для детей раннего и ясельного возраста. Соответствует требованиям ТР ТС 008/2011" для проверки соответствия уровней звука указанной игрушки требованиям ТР ТС 008/2011, о чём составлен протокол изъятия вещей и документов (отбора проб и образцов) от 03.11.2017.
Согласно протоколу N 35-414 по результатам измерений уровня шума исследуемого образца продукции от 15.11.2017 образец не соответствует требованиям подпункта 3.2 пункта 3 статьи 4, подпункта 3.1 пункта 3 приложения 2 ТР ТС N 008/2011 по максимальному уровню звука для игрушек, издающих импульсивный шум продолжительностью импульса менее 3 с в качестве игрового момента (л.д.23).
Согласно экспертному заключению N 03-7949 на продукцию от 15.11.2017, выданному ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан", отобранная по протоколу изъятия вещей и документов (отбора проб и образцов) от 03.11.2017 игрушка не соответствуют нормативным величинам, установленным подпунктом 3.1 пункта 3 приложения 2, подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 4 ТР ТС N 008/2011 по максимальному уровню звука для игрушек, издающих импульсный звук, а именно: максимальный уровень звука при испытании образца (игрушка "Слон", издающая импульсный шум продолжительностью импульса менее 3 с в качестве игрового момента) равен 103 дБА, при регламентируемом показателе не более 90 дБА (л.д.24).
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе: протоколом осмотра от 03.11.2017, протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.11.2017, актом проверки от 01.12.2017 N 4224, выпиской с сайта Федеральной службы по аккредитации, протоколом об административном правонарушении от 25.12.2017 N07-829.
При проверке сведений о сертификате соответствия N ТС RU С-СN.ЛТ47.В.03418 в открытом доступе Реестра сертификата соответствия, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации установлено, что сертификат N ТС RU С-СN.ЛТ47.В.03418 аннулирован, изменения внесены в связи с прекращением действия сертификата соответствия, дата прекращения действия 07.07.2017, тип прекращения действия: по решению органа по сертификации.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, а именно нарушение требований ТР ТС N 008/2011 установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае у АО "Тандер" имелась возможность не допустить совершение административного правонарушения. Являясь лицом, ответственным за реализацию продукции, которая должна соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.
В рассматриваемом случае в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "Тандер" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о виновности общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при наличии сертификата соответствия у общества не было оснований сомневаться в соответствии игрушек требованиям ТР ТС N 008/2011 отклоняется, так как 22.08.2017 Управлением обществу было выдано предписание N 332-п об устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей. Согласно указанному предписанию обществу было предписано изъять из оборота игрушки для детей раннего и ясельного возраста из ПВХ, пластика - набор для купания "Играем вместе" 38 попугаев в ассорт., в пак. (русс. уп) в кор. 8*12 шт., арт.144-145 RUS-PVC Код179389, изготовитель"Shantou City Daxiang Plastic Toy Produts Co,Ltd" Китай. Дата изготовления: Февраль 2017 года; обеспечить ответственное хранение перечисленной выше продукции, ее строгий учет и сохранность. В предписании также указано, что перечисленная продукция не соответствует требованиям пункта 3.1 приложения 2 к ТР ТС N 008/2011.
Доводы общества о том, что оно не относится к числу субъектов вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку не является изготовителем указанных товаров, правомерно отклонен судом, поскольку согласно статье 14.43 КоАП РФ к ответственности за указанное правонарушение могут быть привлечены как изготовитель, так и продавец.
В данном случае обществу было известно об аннулировании сертификата соответствия ТС RU C-CN.ЛТ47.В.03418, а также о необходимости изъятия вышеназванных игрушек из оборота. Между тем, обществом не предпринято мер по изъятию продукции из оборота, указанные игрушки находились в свободной продаже в гипермаркете "Магнит" по адресу: г.Уфа, ул.Маршала Жукова, д.30.
Кроме того, приобретая указанный товар для продажи, общество принимает на себя риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несоответствием данного товара требованиям, регламентам и стандартам, применяемым на территории Российской Федерации. Следовательно, перед предложением к продаже обществу надлежало проверить товар на соответствие его действующему законодательству.
Возражения апелляционной жалобы о том, что указанное правонарушение, не создало угрозу жизни и здоровью граждан, и, соответственно, не образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку административная ответственность по части 2 и части 3 статьи 14.43 КоАП РФ наступает не только в случае причинения вреда жизни и здоровью людей, но и в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан. Как правильно отметил суд, длительное воздействие повышенного уровня звука является потенциально опасным для здоровья детей, а именно: может вызывать нарушения в вегетативной нервной системе ребенка, в деятельности сердечно-сосудистой системы, приводить к проявлениям усталости. При возникновении шума нервные клетки в коре головного мозга выполняют свою защитную реакцию и тормозят истощение других клеток. Шум может привести не только к снижению умственных способностей ребенка и повышению его утомляемости, но и к сбою в работе многих систем в организме.
С учетом изложенного в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом повторного совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2017 по делу N А07-28533/2017).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, роль правонарушителя, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не установил исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Наказание обществу назначено в пределах установленной санкции при соблюдении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями, 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г. по делу N А07-41170/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.