г. Красноярск |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А33-28801/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от истца по первоначальному иску - Администрации города Дивногорска: Кудашовой С.В., представителя по доверенности от 10.05.2018 N 16 пр,
от ответчика по первоначальному иску - индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича: Чайки С.В., представителя по доверенности от 06.06.2017 серии 24 АА N 2642264,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Дивногорска, на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28 февраля 2018 года по делу N А33-28801/2017, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
Администрация города Дивногорска (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Скрипальщикову Роману Михайловичу (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения об исполнении условий конкурса от 17.04.2017 по продаже социально значимых объектов коммунальной инфраструктуры, принадлежащих ОАО "Дивногорский завод низковольтных автоматов", изложив пункты 2, 3,5 соглашения об исполнении условий конкурса в следующей редакции:
"2. В целях исполнения условий конкурса Индивидуальный предприниматель обязан:
2.1.содержать и обеспечивать эксплуатацию и использование Шинопроводов N 2, N 4 в соответствии с их целевым назначением;
2.2. обеспечивать бесперебойное снабжение электрической энергией 3 очереди муниципальной электрокотельной, расположенной по адресу г. Дивногорск, ул. Заводская, N 1"3"/1, пом.2.
2.3. обеспечить качество и параметры передаваемой электроэнергии в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
2.4. обеспечить передачу электрической энергии в пределах величины заявленной потребителем (Муниципальным унитарным предприятием электрических сетей) мощности;
2.5. проводить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт Шинопроводов N 2, N 4, направленные на обеспечение их надежной работы;
2.6. организовать проведение периодических и внеочередных осмотров Шинопроводов N 2, N 4 в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
2.7. организовать оперативное диспетчерское управление (ОДУ) электрооборудованием Шинопроводов N 2, N 4;
2.8. для ликвидации аварийных повреждений на Шинопроводах N 2, N 4 обеспечить наличие аварийного запаса материалов и деталей согласно установленным нормам (10% от установленного оборудования);
2.9. обеспечить выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств, в том числе надлежащее содержание, сохранность и работоспособность Шинопроводов N 2, N 4 в строгом соответствии с требованиями ГОСТов, СНИПов, иной технической документации и действующего законодательства;
2.10. предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг);
2.11. осуществлять финансирование всех работ и мероприятий, необходимых для поддержания в рабочем состоянии Шинопроводов N 2, N 4;
2.12. по запросу Администрации города в течение 5 рабочих дней предоставлять информацию о выполнении обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящего соглашения.
3. В целях объективного контроля за ходом выполнения настоящего соглашения, а также разрешения разногласий, Стороны создают двустороннюю комиссию (далее -Комиссия). Состав Комиссии формируется из представителей Администрации города, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений и Индивидуального предпринимателя и (или) его уполномоченного представителя/представителей и утверждается распоряжением Администрации города.
В случае необходимости проведения проверки Сторона, инициирующая проведение проверки, направляет второй стороне письменное уведомление о начале работы Комиссии с указанием даты, времени и места, не позднее чем за 2 рабочих дня до предполагаемой даты начала работы. Оценка выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящего соглашения, проводится Комиссией путем обследования Шинопроводов N 2, N 4 и технической документации. По результатам работы Комиссии составляется акт обследования.
В случае возникновения аварийной ситуации на Шинопроводах N 2, N 4 Комиссия может приступить к работе незамедлительно.
5. Обязательства по настоящему соглашению должны быть исполнены Индивидуальным предпринимателем лично. Индивидуальный предприниматель не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из настоящего соглашения".
Индивидуальный предприниматель Скрипальщиков Роман Михайлович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Дивногорска о разрешении разногласий, возникших при заключении исполнения условий конкурса, о принятии пункта 2 Соглашения об исполнении условий конкурса между Администрацией города Дивногорска Красноярского края и Индивидуальным предпринимателем Скрипалыциковым Романом Михайловичем в следующей редакции:
"2. В целях исполнения условий конкурса Индивидуальный предприниматель обязан:
2.1. обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов, указанных в п. 1.2 настоящего Соглашения, в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств;
2.2. предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).";
2. Пункт 3 Соглашения об исполнении условий конкурса между Администрацией города Дивногорска Красноярского края и Индивидуальным предпринимателем Скрипалыциковым Романом Михайловичем изложить в следующей редакции:
"3. В целях исполнения условий конкурса Администрация города обязана: 3.1. обеспечивать надлежащее содержание в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации объекта муниципальной собственности муниципального образования город Дивногорск Красноярского края, а именно: распределительных устройств муниципальной электрокотельной 3 очереди, расположенной по адресу: г. Дивногорск, ул. Заводская, N 1 "3"/1, пом. 2, имеющей технологическое присоединение к объектам, принадлежащим Индивидуальному предпринимателю и указанным в п. 1.2 настоящего Соглашения.";
3. Пункты 5 Соглашения исключить;
4. Пункты 6 Соглашения считать соответственно пунктом 5.
Администрация города Дивногорска не возражала против объединения дел в одно производство.
Определением от 28.12.2017 дела N А33-30760/2017 и NА33-28801/2017 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А33-28801/2017.
Решением Арбитражного суда 28.02.2018 урегулированы разногласия, возникшие между администрацией города Дивногорска Красноярского края и индивидуальным предпринимателем Скрипальщиковым Романом Михайловичем при заключении соглашения об исполнении условий конкурса от 17.04.2017 о продаже социально-значимых объектов.
Пункт 2 соглашения, принят в редакции индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Р.М. изложен в следующей редакции:
"2.В целях исполнения условий конкурса индивидуальный предприниматель обязан:
2.1. обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов, указанных в п.1.2. настоящего Соглашения, в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств;
2.2. предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в т.ч. льготы по оплате товаров (работ, услуг)."
Редакцию пункта 3 из соглашения исключить.
Редакцию пункта 5 из соглашения исключить."
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация г. Дивногорска обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Администрация г. Дивногорска указала, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, выводы относительно предложенной редакции апеллянта пунктов 2, 3, 5 Соглашения, не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права апеллянта как представителя публичных интересов муниципального образования г. Дивногорск; включение в Соглашение пунктов 2, 3 и 5 отвечает требованиям, предъявляемым к ответчику по обеспечению надлежащего содержания и использования объектов в соответствии с их целевым назначением, а также по выполнению устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств; судом не дана надлежащая оценка доводам апеллянта о необходимости включения в пункт 2 Соглашения подпунктов 2.1.- 2.12, а также суд не указал, как включение данных подпунктов противоречит статье 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; исключение пунктов 3 и 5 из Соглашения, является необоснованным.
ИП Скрипальщиков Р.М. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.05.2018.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску - Администрации города Дивногорска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобы, не согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика по первоначальному иску - индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.03.2017 опубликовано объявление о провидении торгов в форме конкурса по продаже имущества, принадлежащего должнику - ОАО "Дивногорский завод низковольтных автоматов". Предмет торгов является социально значимым объектом коммунальной инфраструктуры. Начальная цена Лота N 5 - 3 089 000 рублей (т.1 л.д.13-16).
Состав лота N 5:
- сооружение - шинопровод N 2, протяженность 235,0 м, кадастровый номер 24:46:0202004:75, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС "Дивногорская" до здания 2 очереди электрокотельной ОАО "ДЗНВА" по ул. Заводская;
- сооружение - шинопровод N 4, протяженность 248,0 м, кадастровый номер 24:46:0202004:76 расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС "Дивногорская" до здания 2 очереди электрокотельной ОАО "ДЗНВА".
Условия конкурса:
1) Обязательство покупателя (победителя торгов) обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
2) Обязательство покупателя (победителя торгов) предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Орган местного самоуправления заключает с покупателем (победителем торгов) социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем (победителя торгов) социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
По результатам проведения 17.04.2017 открытых торгов в форме конкурса по продаже имущества, принадлежащего должнику - ОАО "Дивногорский завод низковольтных автоматов", индивидуальный предприниматель Скрипалыциков Роман Михайлович приобрел в собственность социально-значимые объекты коммунальной инфраструктуры:
- сооружение - шинопровод N 2, протяженность 235,0 м, кадастровый номер 24:46:0202004:75, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС "Дивногорская" до здания 2 очереди электрокотельной ОАО "ДЗНВА" по ул. Заводская;
- сооружение - шинопровод N 4, протяженность 248,0 м, кадастровый номер 24:46:0202004:76 расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС "Дивногорская" до здания 2 очереди электрокотельной ОАО "ДЗНВА" (далее - шинопроводы N 2, N 4)
Подписан договор купли-продажи имущества от 21.04.2017 (т.1 л.д. 17-21). Недвижимое имущество передано индивидуальному предпринимателю Скрипалыцикову Роману Михайловичу по акту приема-передачи от 27.04.2017 (т.1 л.д. 22).
Согласно пункту 4.2.3 договора покупатель обязан соблюдать условия конкурса: 1) Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств. 2) К обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг). Орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
Индивидуальный предприниматель Скрипальщиков Р.М. обратился к главе г. Дивногорска с письмом от 21.04.2017 N 8 о направлении в его адрес соглашения об исполнении условий конкурса (т.1 л.д. 24).
В ответном письме от 23.05.2017 N 2076 администрация г. Дивногорска попросила предоставить дополнительные документы для подготовки проекта соглашения об исполнении условий конкурса от 17.04.2017 (т.1 л.д. 25).
Сопроводительным письмом от 18.07.2017 N 2999 администрация города Дивногорска направила в адрес ИП Скрипалыцикова Р.М. для подписания два экземпляра соглашения об исполнении условий конкурса (т.1 л.д. 26-29).
Раздел 2 соглашения изложен в следующей редакции:
2. В целях исполнения условий конкурса Индивидуальный предприниматель обязан:
2.1.содержать и обеспечивать эксплуатацию и использование Шинопроводов N 2, N 4 в соответствии с их целевым назначением;
2.2. обеспечивать бесперебойное снабжение электрической энергией 3 очереди муниципальной электрокотельной, расположенной по адресу г. Дивногорск, ул. Заводская, N 1"3"/1, пом. 2.
2.3. обеспечить качество и параметры передаваемой электроэнергии в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
2.4. обеспечить передачу электрической энергии в пределах величины заявленной потребителем (Муниципальным унитарным предприятием электрических сетей) мощности;
2.5. проводить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт Шинопроводов N 2, N 4, направленные на обеспечение их надежной работы;
2.6. организовать проведение периодических и внеочередных осмотров Шинопроводов N 2, N 4 в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
2.7. организовать оперативное диспетчерское управление (ОДУ) электрооборудованием Шинопроводов N 2, N 4;
2.8.для ликвидации аварийных повреждений на Шинопроводах N 2, N 4 обеспечить наличие аварийного запаса материалов и деталей согласно установленным нормам (10% от установленного оборудования);
2.9. обеспечить выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств, в том числе надлежащее содержание, сохранность и работоспособность Шинопроводов N 2, N 4 в строгом соответствии с требованиями ГОСТов, СНИПов, иной технической документации и действующего законодательства;
2.10. предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг);
2.11. осуществлять финансирование всех работ и мероприятий, необходимых для поддержания в рабочем состоянии Шинопроводов N 2, N 4;
2.12. по запросу Администрации города в течение 5 рабочих дней предоставлять информацию о выполнении обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящего соглашения.
Пункт 3 изложен в следующей редакции:
"В целях объективного контроля за ходом выполнения настоящего соглашения, а также разрешения разногласий, Стороны создают двустороннюю комиссию (далее -Комиссия). Состав Комиссии формируется из представителей Администрации города, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений и Индивидуального предпринимателя и (или) его уполномоченного представителя/представителей и утверждается распоряжением Администрации города.
В случае необходимости проведения проверки Сторона, инициирующая проведение проверки, направляет второй стороне письменное уведомление о начале работы Комиссии с указанием даты, времени и места, не позднее чем за 2 рабочих дня до предполагаемой даты начала работы. Оценка выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящего соглашения, проводится Комиссией путем обследования Шинопроводов N 2, N 4 и технической документации. По результатам работы Комиссии составляется акт обследования.
В случае возникновения аварийной ситуации на Шинопроводах N 2, N 4 Комиссия может приступить к работе незамедлительно."
Пункт 5 соглашения изложен в следующей редакции:
"5. Обязательства по настоящему соглашению должны быть исполнены Индивидуальным предпринимателем лично. Индивидуальный предприниматель не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из настоящего соглашения".
25.08.2017 ИП Скрипальщиков Р.М. вернул в адрес администрации города Дивногорска экземпляр соглашения об исполнении условий конкурса с протоколом разногласий (т.1 л.д. 30-35), которым предложил пункты 2, 3, 5 Соглашения изложить в следующей редакции:
"2. В целях исполнения условий конкурса Индивидуальный предприниматель обязан:
2.1. обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов, указанных в п. 1.2 настоящего Соглашения, в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств;
2.2. предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).";
"пункт 3 соглашения исключить";
"пункт 5 соглашения исключить".
04.09.2017 сопроводительным письмом N 3706 администрация города Дивногорска направила в адрес индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Р.М. один экземпляр протокола разногласий к Соглашению об исполнении условий конкурса от 23.08.2017 (т.1 л.д. 36-39), не подписанный со стороны администрации города Дивногорска, и два экземпляра протокола согласования разногласий от 04.09.2017 к Соглашению об исполнении условий конкурса от 23.08.2017. Протоколом согласования разногласий администрация города Дивногорска предложила согласовать пункты 2, 3, 5 Соглашения в редакции администрации ранее предложенной предпринимателю в проекте соглашения.
14.09.2017 индивидуальный предприниматель Скрипальщиков Р.М. вернул в адрес администрации города Дивногорска протокол согласования разногласий к Соглашению с протоколом повторных разногласий (т.1 л.д. 40-45). Протоколом повторных разногласий предложил согласовать пункты 2, 3, 5 Соглашения в редакции индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Р.М.:
"2. В целях исполнения условий конкурса Индивидуальный предприниматель обязан:
2.1. обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов, указанных в п. 1.2 настоящего Соглашения, в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств;
2.2. предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).";
"пункт 3 соглашения исключить";
"пункт 5 соглашения исключить".
Не согласившись с изложением пунктов 2, 3, 5 соглашения об исполнении условий конкурса в редакции индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Р.М., администрация города Дивногорска обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании возникших при согласовании данного соглашения разногласий.
Индивидуальный предприниматель Скрипальщиков Р.М. не согласившись с изложением пунктов 2, 3, 5 соглашения об исполнении условий конкурса в редакции администрации города Дивногорска, обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании возникших при согласовании данного соглашения разногласий.
Суд первой инстанции, разрешая вопрос об урегулировании разногласий возникших при согласовании условий соглашения об исполнении условий конкурса, обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, подписание сторонами соглашения об исполнении условий конкурса с протоколами разногласий, направление их друг другу подтверждает реализацию последними права на передачу разногласий, возникших при заключении соглашения на рассмотрение суда.
Как следует из материалов дела, при подписании соглашения об исполнении условий конкурса между сторонами возникли разногласия относительно порядка надлежащего содержания и использования индивидуальным предпринимателем социально значимых объектов коммунальной инфраструктуры, приобретенных на открытых торгах в форме конкурса по продаже имущества, принадлежащего должнику, в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
По смыслу пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены объекты коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий.
Приобретённое индивидуальным предпринимателем на открытых торгах в форме конкурса по продаже имущества, принадлежащего должнику, по договору купли-продажи от 21.04.2017 имущество является социально значимым, представляет собой единый технологически соединенный комплекс, обеспечивающий электроснабжением котельную Муниципального унитарного предприятия электрических сетей, снабжающую теплом жилой массив города Дивногорска.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве после проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Поскольку законодательством о банкротстве установлена обязанность покупателя социально значимых объектов заключить соглашение об исполнении условий конкурса, обращение сторон в суд с настоящими исками является правомерным.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Положения статьи 132 Закона о банкротстве сформулированы императивно и не предусматривают возможности самостоятельного отступления от регламентированного законом порядка реализации социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иных объектов, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Как следует из объявления о проведении торгов (сообщение N 1649327), опубликованного в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, организатор торгов - ООО "Региональный центр арбитражных управляющих" сообщил о проведении открытых торгов по продаже недвижимого имущества:
- сооружение - шинопровод N 2, протяженность 235,0 м, кадастровый номер 24:46:0202004:75, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС "Дивногорская" до здания 2 очереди электрокотельной ОАО "ДЗНВА" по ул. Заводская;
- сооружение - шинопровод N 4, протяженность 248,0 м, кадастровый номер 24:46:0202004:76 расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС "Дивногорская" до здания 2 очереди электрокотельной ОАО "ДЗНВА".
В пунктах 1 и 2 условий конкурса указано: 1) обязательство покупателя (победителя торгов) обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств. 2) обязательство покупателя (победителя торгов) предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Орган местного самоуправления заключает с покупателем (победителем торгов) социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем (победителя торгов) социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
С учетом приведенных норм права, суд первой инстанции обоснованно указал, что включение в соглашение пункта 2 в редакции индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Р.М. не противоречит приведенным выше нормам права, а также дословно повторяет условия конкурса. Условие о необходимости обеспечения надлежащего содержания и использования социально значимых объектов в соответствии с их целевым назначением предусмотрено законодательством о банкротстве, а также условиями конкурса. Каких либо иных обязательств на индивидуального предпринимателя в соответствии с условиями договора купли-продажи от 21.04.2017, а также условиями конкурса возложено не было.
Повторно исследовав редакцию пункта 2, предложенную администрацией, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что обязательства, изложенные в пункте 2 в редакции администрации, носят более частные и неисчерпывающие случаи содержания и использования объектов, в соответствии с их целевым назначением, и входят в общее обязательство, изложенное в редакции индивидуального предпринимателя.
Как следует из пояснений представителя администрации, в редакцию пункта 2 были включены отдельные положения Федерального закона "Об электроэнергетике", Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технической эксплуатации электрических станций и сете Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что избирательный подход администрации к включению в соглашение отдельных пунктов вышеуказанных нормативных актов, противоречит положениям статьи 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также самим условиям проведенного конкурса.
Оснований для включения в соглашение дополнительных пунктов устанавливающих механизм объективного контроля за выполнением условий соглашения и разрешения разногласий (пункт 3 в редакции администрации), а также обязанность индивидуального предпринимателя исполнять обязательства по соглашению лично (пункт 5 в редакции администрации) не имеется, поскольку также данные положения не предусмотрены законодательством о банкротстве, а также условиями конкурса.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что действующим законодательством Российской Федерации уже предусмотрен механизм муниципального контроля за использованием по назначению приобретенных социально-значимых объектов. Определение порядка осуществления контроля органом местного самоуправления за исполнением соглашения индивидуальным предпринимателем не является предметом соглашения.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что пункт 3 в редакции предложенной администрации, не содержит правовых гарантий, для защиты прав и законных интересов предпринимателя при осуществлении исполнения соглашения, является односторонним, учитывающим интересы только органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному об исключении пункта 3 соглашения в редакции администрации.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылка администрации на пункт 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма не регулирует условия исполнения соглашения об использовании социально-значимых объектов.
Предприниматель является лицом выигравшим торги и лично вступает в отношения с администрацией посредством заключения данного соглашения со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что пункт 5 соглашения в редакции администрации ограничивает права победителя торгов по исполнению взятых на себя обязательств, в том числе с применением общепризнанных гражданско-правовых институтов.
Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч.2 статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации). Действующим законодательством не предусмотрено ограничение права покупателя социально значимого имущества на распоряжение этим имуществом. Кроме того, условия конкурса по продаже объектов, не предусматривают ограничений на распоряжение приобретаемым имуществом.
На основании изложенного, учитывая, что законом N 127-ФЗ, Положением о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника путем проведения открытых торгов в форме конкурса, утвержденным Комитетом кредиторов ОАО "Дивногорский завод низковольтных автоматов" (Протокол собрания комитета кредиторов от 20.02.2017), заключенным договором купли-продажи имущества от 21.04.2017 не установлено требование об исполнении условий конкурса лично победителем торгов, суд первой инстанции пришел в верному выводу, что пункт 5 изложенный в редакции администрации не подлежит включению в соглашение.
При изложенных обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 3 и в редакции индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Р.М., т.к. согласно представленной в дело выписке из ЕГРП от 26.10.2016 объект недвижимости - электрокотельная, назначение - нежилое, площадью 706 кв.м., по адресу: г. Дивногорск, ул. Заводская, N 1 "3"/1 пом. 2 находится в хозяйственном ведении у муниципального унитарного предприятия электрических сетей, которое не является участником соглашения, заключаемого между администрацией города и индивидуальным предпринимателем.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в целях правовой определенности условий соглашения об исполнении условий конкурса, Пункт 2 соглашения, следует принять в редакции индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Р.М. Редакции пунктов 3 и 5 исключить.
Судебная коллегия полагает, что соглашение в редакции, определенной судом, содержит в себе обязательство получателя социально значимого объекта использовать его по прямому назначению, позволяет муниципальному образованию осуществлять действенный контроль за использованием объектов недвижимости, дает возможность определить нарушения их использования.
Соглашение, принятое в редакции, урегулированной судом, включает пункты, которые соответствуют действующему законодательству, условиям проведенного конкурса и иным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере энергоснабжения.
Все доводы Администрации г. Дивногорска, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую оценку суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 февраля 2018 года по делу N А33-28801/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.