г. Москва |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А40-185131/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2017 по делу N А40-185131/17, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению ПАО "Детский мир" (119415, г.Москва. пр-т Вернадского, д.37,3)
к Московской областной таможне (124617, г.Москва, Зеленоград, Георгиевский пр-т, д.9)
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
при участии:
от заявителя: |
Лободанов С.Ю. по доверенности о 03.04.2018; |
от заинтересованного лица: |
Кочнев В.В. по доверенности от 15.01.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Детский мир" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в котором просит обязать Московскую областную таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общей сумме 3 556 487, 48 рублей уплаченные по платежным документам N 55311 от 11.12.2015 и N 5310 от 11.12.2015 по таможенным декларациям на товары N 10130202/240216/0003054 и N 10130202/240216/0003085.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2017 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, МОТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального, процессуального права, считает, что оснований для удовлетворения требований не имелось.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на таможенную территорию таможенного союза в адрес ПАО "Детский мир" ввезены и помещены под процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" товары, для таможенного оформления которого ПАО "Детский мир" подало в Киевский таможенный пост Московской областной таможни декларации на товары N 10130202/240216/0003054 и N 10130202/240216/0003085 (далее -ДТ).
Платежными документами N 55311 от 11.12.2015 и N 5310 от 11.12.2015 были уплачены ввозные таможенные пошлины, в том числе и по декларациям на товары N 10130202/240216/0003054 и N 10130202/240216/0003085 в общей сумме 250 000 000 руб.
25.02.2017 таможенным постом Московской областной таможни, проводившим таможенный контроль сведений о товарах, заявленных в ДТ, приняты решения об отказе в выпуске вышеуказанных товаров, в соответствии со ст. 201 и пп. 1 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
20.07.2017 Общество обратилось в Московскую областную таможню с заявлением (Вх. МОТ от 20.07.2017 N 36190) о возврате излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин, внесенных по платежным документам N 55311 от 11.12.2015 и N 5310 от 11.12.2015 и исчисленные в ДТ, в связи с принятыми решениями об отказе в выпуске товаров, заявленных в ДТ в размере 3 556 487 руб. 48 коп.
В ответ на заявление ПАО "Детский мир" (Вх. МОТ от 20.07.2017 г. N 36190) Московская областная таможня направило Обществу письмо N 1723/40396 от 07.08.2017, которым отказала в удовлетворении заявления Общества, в связи с пропуском установленного ч. 1 пп. 1 ст. 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N311-ФЗ) годичного срока.
Кроме того, Московская областная таможня также указала, что основания для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин у ПАО "Детский мир" отсутствуют.
Не согласившись с указанным решением, изложенном в Письме N 1723/40396 от 07.08.2017, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ПАО "Детский мир" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании МОТ возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 556 487 руб. 48 коп.
Поддерживая вывод суда первой инстанции, коллегия руководствуется следующим.
Так, в соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 2 ч. 1 с. 148 Федерального закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также и в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру.
В этом случае возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренному ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ (ч. 2 ст. 148 данного Закона).
Между тем, в силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства (статья 2; статья 8, часть 2; статья 17, часть 2).
В целях реализации указанных конституционных полномочий федеральный законодатель установил в Федеральном законе N 311-ФЗ правила, касающиеся порядка и сроков возврата излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ содержатся положения, согласно которым возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в течение трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Наряду с указанной нормой статьей 148 данного Закона в иных случаях, в том числе при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, установлен годичный срок на возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, Федеральным законом N 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем, закрепление в статьях 147 и 148 Федерального закона N 311-ФЗ сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ).
Учитывая, что право на возврат уплаченной таможенной пошлины возникло у Общества на следующий день после даты отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в данном случае 26.02.2015, то общество обратилось в пределах общего трехгодичного срока исковой давности.
Данный вывод следует из п. 31 Постановления Верховного суда от 12.05.2016 N 18. При несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока возврата таможенных платежей в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ (бездействие) таможенного органа в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Апелляционный суд учитывает, что таможенным органом не оспаривается факт перечисления заявителем таможенных платежей в заявленном размере. Таким образом, источник для проведения возврата таможенных платежей имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2017 по делу N А40-185131/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.