22 мая 2018 г. |
Дело N А56-28971/2016 |
Арбитражный суд Северо - Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от публичного акционерного обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" Алехина Н.А. (доверенность от 12.12.2017 N 430-17), от открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" Балюка А.В. (доверенность от 09.01.2018 N 4 ), от акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Телухиной М.И. (доверенность от 13.11.2017 N 364-053),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2017 (судья Куприянова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-28971/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, Инструментальная ул., д. 3, лит. "Х", ОГРН 1027804911441, ИНН 7810258843; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания" (место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул.Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249; далее - Компания) и публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" (место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209; далее - Ленэнерго) о взыскании с Компании - 388 904 924 руб. 30 коп. задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в феврале 2016, штрафной неустойки в размере 45 086 277 руб. 20 коп., с Ленэнерго - 450 775 955 руб. задолженности за оказанные в феврале 2016 года услуги по передаче электрической энергии, 49 099 904 руб. 02 коп. штрафной неустойки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит отменить решение от 28.08.2017 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2017.
По мнению подателя жалобы, поскольку Общество фактически оказало услуги по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", оно вправе получить плату за оказанные услуги.
В отзывах на кассационную жалобу Ленэнерго и Компания просят оставить решение от 28.08.2017 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2017 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Компании и Ленэнерго - доводы, изложенные в отзывах на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество и Ленэнерго в спорный период являлись смежными территориальными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии, а Компания - гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Приказом Комитета от 30.12.2015 N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" (далее - Приказ N 535-п) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год, необходимая валовая выручка (НВВ) сетевых организаций без учета оплаты потерь, долгосрочные параметры регулирования (в том числе для Общества), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2016 год, в том числе для пары "Общество - Ленэнерго".
Компанией (заказчиком) и Обществом (исполнителем) 30.07.2014 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точки поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и смежным сетевым организациям, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Точки поставки определены в приложении N 2.
Первоначально в этом приложении был поименован лишь один потребитель - общество с ограниченной ответственностью "Стройкорпорация "Эллис" (источник питания ПС 220/35/10 "Парголово").
В дальнейшем, как указывает истец, 12.09.2014 по результатам конкурса по договору купли-продажи Общество приобрело у открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" объект электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ ТЭЦ-21 "Северная" (диспетчерское наименование ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"), в результате чего увеличилось количество точек поставки, посредством которых Общество с 01.01.2015 стало оказывать Компании услуги.
Точки поставки потребителей, запитанных от ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", согласованы сторонами в приложении N 2 в предложенной Компанией редакции.
Ссылаясь на наличие у Компании 388 904 924 руб. 30 коп. долга по оплате оказанных по договору от 30.07.2014 в феврале 2016 года услуг по передаче электрической энергии с использованием подстанции ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку Компания сослалась на то, что указанная задолженность начислена исключительно в отношении электрической энергии, переданной истцом в сети смежной сетевой организации, Общество в рамках настоящего дела также предъявило иск к Ленэнерго о взыскании 450 775 055 руб. долга, начисленного с применением индивидуального тарифа, установленного для расчетов между истцом и Ленэнерго.
Возражая на иск, Компания указала, что не обязана оплачивать межсетевой переток.
Установив, что взыскиваемая с Компании сумма долга начислена в отношении электрической энергии, переданной истцом в сети смежной сетевой организации (при этом обязанность Компании по оплате таких услуг не установлена ни договором, ни нормами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики) суд признал требования истца о взыскании с Компании задолженности неправомерными, а также пришел к выводу о том, что поскольку при установлении единых (котловых) тарифов в НВВ истца не учитывалось оказание услуг по спорной точке поставки, у Ленэнерго не возникло обязанности по оплате данных услуг. Иной подход влечет перераспределение котловой выручки не в соответствии с тарифным решением, что нарушает принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии.
Отношения Ленэнерго (заказчика) и Общества (исполнителя), являющихся смежными сетевыми организациями, регулировались договором от 01.01.2010 N 10-467 оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности, по которому Общество обязалось оказывать Ленэнерго услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства от точек приема, указанных в приложении N 1 к договору, до точек отпуска, указанных в приложении N 2 к договору, а Ленэнерго обязалось оплачивать оказанные услуги в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных договором, по индивидуальному тарифу, утвержденному для расчетов между сторонами органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Став в 2014 году собственником объекта электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", Общество не урегулировало с Ленэнерго отношения по оказанию услуг по передаче через этот объект электроэнергии.
Как следует из материалов дела, ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" технологически связана с процессом производства электроэнергии, ранее объект функционировал на оптовом рынке, предыдущий собственник объекта являлся участником оптового рынка электроэнергии и мощности.
Таким образом, названная подстанция до приобретения ее Обществом при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги, оказываемые на розничном рынке, не учитывалась Комитетом в тарифных решениях. К объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети подстанция отнесена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.06.2016 N 516, то есть за пределами спорного периода.
Общество в 2014 и 2015 годах направляло Комитету сведения о приобретенной подстанции, а также обосновывающие документы для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии с учетом нового объекта электросетевого хозяйства.
Однако Комитет не стал учитывать расходы Общества по спорной подстанции при установлении на 2016 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, определении НВВ сетевых организаций, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями.
Изданный Комитетом Приказ N 535-п вступил в силу, не оспорен и недействительным не признан.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; далее - Правила N 1178).
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания). Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Тарифное решение Комитета (Приказ N 535-п) об утверждении на 2016 год НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов рассчитано на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, НВВ которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, и потребителей услуг.
При таком положении, поскольку ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" не учитывалась в тарифном решении на 2016 год, вывод суда о том, что Ленэнерго не должно оплачивать услуги по передаче электроэнергии через эту подстанцию, кассационная инстанция считает правильным, равно как и вывод об отказе Обществу в иске, в том числе и в отношении Компании.
Требование Общества в настоящем случае направлено на перераспределение котловой выручки не в соответствии с тарифным решением, что нарушает принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, кассационная инстанция, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017 по делу N А56-28971/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О Матлина |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28971/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2018 г. N Ф07-2402/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", ПАО Ленэнерго
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценновой политики Ленинградской области, ОАО "ОЭК", ПАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2402/18
22.05.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26661/17
15.12.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26661/17
28.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-28971/16
02.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3423/17
21.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1685/17