г. Пермь |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А60-60863/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ситниковой Т.В.
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Редлайн" - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - Володина Ю.Н., паспорт, доверенность от 06.04.2018 г., Пономарев А.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2017 г.;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2018 года
по делу N А60-60863/2017
принятое судьёй Гнездиловой Н.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Редлайн" (ОГРН 1169658059119, ИНН 6671043677)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, ОГРН 1046604027414)
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Редлайн" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Екатеринбурга (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо), связанных с отказом в принятии декларации по НДС.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены, действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга по отказу в приеме налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года признаны незаконными. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, судом первой инстанции необоснованно были приняты во внимание пояснения представителя заявителя, в то время как позиция налогового органа подтверждается материалами дела.
От заявителя поступил письменный отзыв по возражениям налогового органа в соответствии, с которым просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители налогового органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом направлялась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 г. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи 25.07.2017 г. и 20.10.2017 г.
Указанная декларация налоговым органом не принята по основаниям, указанным в уведомлениях об отказе в приёме налоговой декларации, а именно: по основаниям, установленным п.28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 г. N 99н - декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, не найден плательщик по ИНН и КПП или ИНН, представленным в файле.
Полагая, что действия налогового органа являются незаконными, общество с ограниченной ответственностью "Редлайн" обратилось 31.10.2017 с жалобой в Управление ФНС России по Свердловской области.
Решением Управления N 2283/17 от 25.12.2017 жалоба общества оставлена без рассмотрения.
Оспаривая незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Екатеринбурга связанные с отказом в принятии декларации по НДС за 2 квартал 2017 года в судебном порядке, заявитель указывает, что отчетность за второй квартал 2017 года была сдана организацией посредством ТКС 25.07.2017 г. 26.07.2017 г. был получен протокол "подтверждение даты отправки" и на следующий день, 27.07.2017 г. отказ по причине "не найден плательщик по ИНН и КПП".
20.10.2017 г. заявителем повторно была предпринята попытка сдать декларацию по НДС, 27.10.2017 г. был вновь получен электронный протокол с отказом по причине "не найден плательщик по ИНН и КПП".
Жалоба на действия инспекции была подана в вышестоящую инстанцию (Управление ФНС по Свердловской области) 07.11.2017 г. по ТКС через Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (п. 1 ст. 139 НК РФ) и оставлена без рассмотрения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (часть 4 статьи 80 НК РФ).
Частью 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела налогоплательщиком для сдачи налоговой отчетности в электронном виде 24.03.2017 г. был заключен договор с уполномоченным оператором и после подтверждения личности, на Закирову М.Э., был получен сертификат электронной цифровой подписи.
В связи с возникновением проблем со сдачей отчетности за 2-й квартал 2017 года, организация в лице руководителя выдавала нотариальную доверенность юристу на представление её интересов в налоговой инспекции.
Налоговый орган в обоснование отказа в принятии декларации ссылается на то, что указанная декларация не соответствовала установленной форме, а именно отсутствовала подпись лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, представленных в декларации.
Налоговым органом 27.12.2017 г. проведен опрос Закировой Марии Эдуардовны 06.12.1988 года рождения, являющейся в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц единственным участником и руководителем ООО "РЕДЛАИН" ИНН 6671043677, опрос оформлен протоколом б/н от 27.12.2017 г. (л.д. 58-62)
В ходе опроса установлено, что Закирова М.Э. в мае 2016 г. в ТЦ Мегаполис теряла паспорт, в органы Федеральной миграционной службы не обращалась, паспорт ей был возвращен в июне 2016 г. за вознаграждение в размере 5000 руб. Отношения к деятельности, зарегистрированного на её имя ООО "РЕДЛАИН" не имеет, уставный капитал данного юридического лица не формировала. Жалобы в связи с отказом налогового органа в приёме декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 г. как в Управление ФНС России по Свердловской области, так и в Арбитражный суд Свердловской области не подписывала и не представляла. Дала пояснения, что какие-либо её права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности отказом в принятии декларации по НДС за 2 квартал 2017 г. не нарушаются, так как данную декларацию она не представляла и никого не уполномочивала представлять.
Также 27.12.2017 г. Закировой М.Э. были оформлены следующие документы:
заявление формы Р34001 о недостоверности сведений о ней в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 63-65);
отзыв жалобы, представленной 07.11.2017 г. в Управление ФНС России по Свердловской области в связи с отказом в приёме декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 г. (л.д. 66);
заявление о непричастности к деятельности юридических лиц, зарегистрированных на её имя, в том числе, ООО "РЕДЛАИН" ИНН 6671043677 (л.д. 67);
заявление об отзыве ранее выданных сертификатов электронных ключей подписи, в том числе, по организации ООО "РЕДЛАИН" ИНН 6671043677 (л.д. 68).
В связи с установлением указанных обстоятельств, Управлением ФНС России по Свердловской области 25.12.2017 г. принято решение N 2283/17 об оставлении жалобы, подписанной от имени Закировой М.Э. в связи с отказом от жалобы от 07.11.2017 и в приёме декларации ООО "РЕДЛАИН" ИНН 6671043677 по НДС за 2 квартал 2017 г. без рассмотрения.
Между тем, согласно пункту 213 приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее - Административный регламент) при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю; проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет); отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю (пункт 214 Административного регламента).
В пункте 28 Административного регламента установлены следующие основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета): отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что уведомления об отказе в принятии от 27.07.2017 г, от 31.10.2017 г. содержат код ошибки 0400100001 "не найден плательщик по ИНН и КПП" (л.д. 17-18, 20-21).
Таким образом, положениями Административного регламента не предусмотрены приведенные основания для непринятия налоговых деклараций.
В тоже время, поданная обществом декларация по налогу на прибыль (первичная) за полугодие 2017 г., представленная 25.07.2017 г. принята и зарегистрирована налоговым органом 26.07.2017 г.
Доказательств того, что на 25 июля 2017 года и 20 октября 2017 года имелись основания для отказа в приеме налоговой декларации в соответствии с п. 28 Административного регламента, в том числе в связи с отсутствием подписи уполномоченного лица, на которое ссылается налоговый орган, в материалы дела не представлено.
К тому же судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие у Закировой М.Э. права пользования системы "Контурн-Экстерн", предназначенной для формирования и представления отчётности, организации электронного документооборота, ключом квалифицированной усиленной электронной подписи (л.д. 87-91).
При этом доводы налогового органа о номинальном характере учредителя и директора Закировой М.Э. подлежат отклонению в силу того, что указанные обстоятельства не являются основанием для отказа, с учётом того, что подтверждающие позицию налогового органа документы (протокол допроса Закировой М.Э., заявления Закировой М.Э.), получены значительно позднее подачи декларации, в том числе повторной.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить тот факт, что основанием для оставления Управлением ФНС по Свердловской области апелляционной жалобы общества без рассмотрения послужило заявление Закировой М.Э., составленной 27.12.2017 г., в то время как само решение вынесено 25.12.2017 г.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия налогового органа не основаны на действующем законодательстве о налогах и сборах.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого судебного акта налоговым органом не приведено.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 26 февраля 2018 г. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ. В силу ст. 333.37 НК РФ налоговая инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2018 года по делу N А60-60863/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.