г. Ессентуки |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А63-17765/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 по делу N А63-17765/2017 (судья Жирнова С.Л.)
по заявлению публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (г. Москва, ОГРН 1027700043502)
к департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки ОГРН 1027700043502),
о признании незаконным отказа в продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства; об обязании департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу продлить срок действия разрешения на строительство на срок до сентября 2018 года; о взыскании уплаченной государственной пошлины,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Промстрой" (г. Армавир, ОГРН 1022300633849),
в судебном заседании участвуют: от публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" - Тагандурдиев С.Э-Х. по доверенности от 25.12.2017,
от департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу - Дибижева Н.Л. по доверенности N 16 от 20.03.2018,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным отказа N 01-06-49/692 от 10.08.2017 департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу в продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1"; об обязании департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу продлить срок действия разрешения на строительство объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" на срок до сентября 2018 года; о взыскании с департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу в пользу ПАО "НК "Роснефть" уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 рублей (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Промстрой".
Решением от 20.02.2018 требования заявителя удовлетворены. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права общества в настоящем случае подлежат восстановлению департаментом путем продления срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" на срок до сентября 2018 года.
Не согласившись с решением, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, 01.10.2014 года обществом с ООО "Технопроект КНХП" заключен договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ N 48-402 по объекту "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1".
Проектная и рабочая документация по указанному объекту была готова в ноябре 2015 года, что подтверждается актами приема передачи выполненных работ (оказанных услуг) N 321, 399 от 30.11.2015.
Постановлениями администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 14.10.2015 N 881 и администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края от 26.11.2015 N 809 утвержден проект планировки и межевания территории линейного объекта "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1".
Для проведения государственной экспертизы проектной документации "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" 30.05.2016 обществом с федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" заключен договор N 0153Д-16/РГЭ-3767/02.
По результатам рассмотрения представленных обществом документов ему выдано отрицательное заключение государственной экспертизы N 0271-16/РГЭ-3767/02 (N в Реестре 00-1-3-3-2861-16) на линейный объект капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" утвержденное 16.09.2016.
30.06.2016 года обществом с ООО "Промстрой" (подрядчик) заключен договор подряда N 85 СМР, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить строительно- монтажные работы по объекту "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" в срок до ноября 2016 года.
19.09.2016 года общество Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление строительных работ на объекте капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" без разрешения на строительство, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания N 3901-рВП1.8/3.
После устранения несоответствий в проектной документации 14.11.2016 обществом с федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" заключен договор N 0327Д-16/РГЭ-3767/02 на выполнение работ по проведению повторной государственной экспертизы на объект капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1".
25.01.2017 года обществом получено положительное заключение государственной экспертизы N 0017-17/РГЭ-З767/03 (N в Реестре 00-1-1-3-0171) на линейный объект капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимирское - ЦППН-1".
Для строительства объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" заявителем заключены договоры аренды и субаренды частей земельных участков, необходимых для строительства напорного нефтепровода (договор субаренды N 5 от 07.06.2017 с ООО "Новоурожайненское", договор субаренды N 1 от 02.02.2017 с Сурхаевым Г. А., договор субаренды N 1 от 02.02.2017 с Абдулкадиевой Э.О., договор субаренды N 1 от 02.02.2017 с КФХ Павловым А.А., договор субаренды N 1 от 02.02.2017 с СПК "Владимировский", договор аренды N 1 от 01.04.2016 с администрацией муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, договор аренды N 4 от 04.04.2016 с администрацией муниципального образования с. Урожайного Левокумского района Ставропольского края, договоры аренды NN 2, 3, 4 от 01.04.2016 и NN 7, 8 от 26.07.2016 с администрацией муниципального образования Владимировского сельсовета Левокумского района Ставропольского края, договоры аренды NN 99, 100, 101 от 01.04.2016 с администрацией муниципального образования г. Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края).
Указанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 30.10.2017.
21.02.2017 года департаментом на основании положительного заключения государственной экспертизы N 0017-17/РГЭ-З767/03 обществу выдано разрешение N RU 26515000-95 на строительство линейного объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПВС Владимировское - ЦППН-1" со сроком действия до 01 июня 2017 года.
01.08.2017 по истечении срока действия разрешения на строительство, общество обратилось в департамент с заявлением о продлении срока его действия, в связи с необходимостью завершения строительства линейного объекта "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1".
Департамент письмом от 10.08.2017 N 01-06-49/692 сообщил обществу, что в соответствии с пунктом 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 88 раздела 3.6 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капительного строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимым для ведения работ, связанных с пользованием недрами, утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2012 N 162 срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения (срок действия разрешения истек 01.06.2017) и отказал обществу в продлении разрешения.
Считая отказ департамента незаконным, администрация обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно п. 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 указанной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ч. 5 указанной статьи разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Этой же частью ст. 51 предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требование иных документов для получения разрешения на строительство, не предусмотренных положениями настоящей статьи.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.
Часть 14 ст. 51 ГрК РФ предусматривает, что отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Согласно части 19 названной статьи разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Названная норма связывает возможность продления срока действия разрешения с фактом осуществления застройщиком строительных работ. Иных оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, помимо указанных в части 20 статьи 51 ГрК РФ, действующее законодательство не содержит.
25.06.2012 г. приказом Минприроды России N 162 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Согласно пунктам 88, 89 названного Административного регламента срок действия разрешения на строительство может быть продлен по решению Роснедр или территориального органа Роснедр на срок до одного года при наличии заявления заявителя, поданного не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения. Допускается повторное продление срока действия разрешения на строительство на условиях и в порядке, предусмотренных указанным Административным регламентом.
Роснедра или территориальный орган Роснедр отказывает в продлении срока действия разрешения на строительство в случае, если строительство или реконструкция не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство.
Из материалов дела следует, что 21.02.2017 года департаментом на основании положительного заключения государственной экспертизы N 0017-17/РГЭ-З767/03 обществу выдано разрешение N RU 26515000-95 на строительство линейного объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПВС Владимировское - ЦППН-1" со сроком действия до 01.06.2017 года.
Строительство напорного нефтепровода осуществлялось обществом в период с июня 2016 года по июнь 2017 года, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 30.09.2016 N 1, от 03.08.2016 N 2, от 30.09.2016 N 3, от 30.11.2016 N 4, от 30.12.2016 N 5, подписанными обществом и ООО "Промстрой", письмом общества от 07.06.2017 N 09-25-0502 в адрес Кавказского управления Ростехнадзора о приостановлении строительно-монтажных работ на объекте "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1" в связи с истечением срока действия разрешения на строительство, а также постановлениями Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания от 19.19.2016 N 3901-рВП1.8/3 и от 11.05.2017 N 1630-рПЛ1.8, вынесенных в отношении общества.
Факт строительства спорного объекта в указанный период заинтересованным лицом не оспаривается, что следует из его дополнительного отзыва на заявление и пояснений, данных в ходже рассмотрения дела.
При этом, согласно справке общества от 02.02.2018 строительно-монтажные работы на спорном объекте на 02.02.2018 выполнены на 86,6%, что свидетельствует о завершающей стадии строительства напорного нефтепровода.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что строительство объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПВС Владимировское - ЦППН-1" начато до истечения срока действия разрешения на строительство от 21.02.2017 N RU 26515000-95 и соответственно до подачи обществом заявления о продлении срока действия разрешения на строительство (01.08.2017) не окончено.
Отказывая в удовлетворении заявления, департамент указал, что обществом пропущен срок, предусмотренный ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, на подачу заявления.
Согласно части 20 статьи 51 ГрК РФ в продлении срока действия разрешения на строительство может быть отказано только в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления, иные основания для отказа в продлении разрешения на строительство отсутствуют.
Из содержания названной нормы и сложившейся судебной практики следует, что ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении разрешения на строительство и по причине того, что заявление подано застройщиком с нарушением срока, предусмотренного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ.
Кроме того, нарушение данного срока влечет отказ в продлении разрешения на строительство лишь в том случае, если строительство не начато (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 по делу N 308-КГ15-7455).
В данном случае, пропуск срока на обращение в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство не может служить самостоятельным и достаточным основанием для отказа в продлении разрешения на строительства нефтепровода.
Иные основания для отказа в продлении разрешения на строительство материалами дела не установлены и доказательств их наличия в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у департамента отсутствовали правовые основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства "Напорный нефтепровод УПСВ Владимировское - ЦППН-1".
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 по делу N А63-17765/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.