город Томск |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А27-11289/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Марченко Н.В.
Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с применением средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", г. Красноярск в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС" (07АП-2405/2018) на решение от 22.01.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11289/2017 по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", г. Красноярск в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС", г. Кемерово (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "СУЭК - Кузбасс", г. Ленинск - Кузнецкий о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 21.03.2017 N М-5-16/885-02,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Ачкасов А.А., представитель по доверенности от 02.03.2017, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", г. Красноярск в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС", г. Кемерово (далее по тексту - заявитель, ПАО "МРСК Сибири) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово (далее по тексту - заинтересованное лицо, РЭК КО) о признании незаконным отказа в установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО "СУЭК- Кузбасс" к электрическим сетям ПАО "МРСК-Сибири", изложенного в письме от 21.03.2017 N М-5-16/885-02.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено акционерное общество "СУЭК - Кузбасс", г. Ленинск - Кузнецкий (далее по тексту - третье лицо, общество).
Решением суда от 22.01.2018 (резолютивная часть объявлена 16.01.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неприменением закона, подлежащего применению.
Заинтересованное лицо в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От третьего лица, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.04.2016 в адрес ПАО "МРСК Сибири" от АО "СУЭК - Кузбасс" поступила заявка N 11000299556 на технологическое присоединение двух одноцепных В Л - 6 кВ, ТП с двумя силовыми трансформаторами ТМ 6300/6/6,3 расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Полысаево, в 388-м на север от угла дома N 73 по ул. Тракторная, на земельном участке с кадастровым номером 42:06:02:01001:50, максимальной мощностью 4 000 кВт, уровень напряжения 6 кВ, категория надежности электроснабжения 1-500 кВт, П-3500 кВт.
13.03.2017 в связи с отсутствием технической возможности, ПАО "МРСК Сибири" направило в адрес Региональной энергетической комиссии Кемеровской области заявление N 1.4/01/1752-исх об открытии дела по установлению индивидуального размера платы.
21.03.2017 Региональная энергетическая комиссия отказала письмом N М-5- 16/885-02 ПАО "МРСК Сибири" в установлении платы по индивидуальному проекту, в связи с тем, что отсутствие резервных ячеек на подстанции (при наличии свободной трансформаторной мощности) не является подтверждением несоблюдения критериев наличия технической возможности технологического присоединения.
Не согласившись с указанным отказом, как ненормативным правовым актом ПАО "МРСК-Сибири" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции суд исходил из их необоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1.2. Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - Положение), утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 371 от 06.09.2013, Комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.
Согласно п. 1.5. Положения решения комиссии в пределах ее полномочий обязательны для исполнения на всей территории Кемеровской области.
Согласно подпункту 3.7.4. указанного Положения Комиссия устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
На основании статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункта 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пункт 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания), различает полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям по утверждению на период регулирования стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности (руб/кВт), формулы платы за технологическое присоединение, а также по обращению сетевой организации платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила ТП N 861).
В соответствии с пунктом 2 Правил ТП N 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил ТП N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 5 Правил ТП N 861 при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.
Согласно пункту 6 Правил ТП N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 15 Правил ТП N 861 в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 3 рабочих дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 30.3 Правил ТП N 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 37, 38 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-3 (далее - Регламент N 313).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному тарифу может быть отказано как случае непредставления перечисленных документов, так и в случае наличия у сетевой организации технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Кроме того, согласно п. 8 (1) Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2011N 1178 (далее - Правила регулирования N 1178), а также п.п.З, п. 1 Регламента N 313 в случае установления платы за технологическое присоединение дело об установлении указанной платы не открывается.
Как следует из материалов дела, основанием обращения ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС" в орган регулирования для установления платы за технологическое присоединение в соответствии с п. 30 Правил N 861 было отсутствие технической возможности технологического присоединения и не включение соответствующих работ в инвестиционный план заявителя.
В соответствии с пунктом 28 Правил ТП N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Пунктом 29 Правил ТП N 861 определено, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует. Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил.
На основании пункта 30 Правил ТП N 861, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Согласно пункту 30.1 Правил ТП N 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, действующим законодательством, в том числе Правилами недискриминационного доступа N 861 не установлено критериев возможности проверки наличия или отсутствия возможности технологического присоединения, в связи, с чем орган регулирования делает указанные выводы на основании представленной технической документации.
Как следует из материалов дела, основанием для признания отсутствия технической возможности подключения энергопринимающих устройств АО "СУЭК-Кузбасс" к электросетевому хозяйству заявителя является необходимость установки дополнительной ячейки на существующей подстанции, имеющей достаточный резерв мощности.
Вместе с тем, судом первой инстанции сделан верный вывод, что необходимость установки дополнительной ячейки на существующей подстанции, имеющей достаточный резерв мощности, не является подтверждением несоблюдения критериев наличия технической возможности технологического присоединения, установленных в п. 28 Правил недискриминационного доступа N 861.
Из представленных ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС" одновременно с заявкой об установлении индивидуальной платы за технологическое присоединение документов, регулятором сделан обоснованный вывод о соблюдении всех установленных критериев наличия технической возможности и, как следствие, наличии технической возможности технологического присоединения электроустановок АО "СУЭК-Кузбасс" (две одноцепные ВЛ-6 кВ, ТП с двумя силовыми трансформаторами ТМ-6300/6/6,3, расположенные по адресу: Кемеровская обл., г. Полысаево, в 388 м на север от угла дома N 73 по ул. Тракторная) к сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС".
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела по существу наличие технической возможности (достаточный резерв мощности, наличие технической возможности установки дополнительной ячейки на существующей подстанции) подтверждено показаниями специалиста Ростехнадзора Бойко В.И., при этом в соответствии с п. 31 Правил недискриминационного доступа N 861 федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору является компетентным органом для дачи заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организации.
Также, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что не включение мероприятий по строительству электрических сетей для технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "СУЭК - Кузбасс" мощностью 4000 кВт в Инвестиционную программу ПАО "МРСК Сибири" по развитию электросетевого комплекса на 2016-2020 гг., с учетом изменений внесенных в ИПР Приказом от 30.12.2016 N 1471 "Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО "МРСК Сибири", утвержденную Приказом Минэнерго России от 28.12.2015 N 1043" не может явиться основанием для отказа третьему лицу (ОАО "СУЭК - Кузбасс") в осуществлении технологического присоединения соответствующих энергопринимающих устройств, при наличии технической возможности подключения к существующим сетям (подстанции).
Кроме того, представленными доказательствами не подтверждено, что оспариваемый отказ РОЭК КО в установлении индивидуального тарифа, при наличии технической возможности подключения к существующим сетям, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку судом не установлено обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал ПАО "МРСК Сибири" в удовлетворении заявленного требования.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушении в данном случае прав и законных интересов ПАО "МРСК Сибири" являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.01.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11289/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", г. Красноярск в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11289/2017
Истец: ПАО "МРСК Сибири"- "Кузбассэнерго-РЭС"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
Третье лицо: АО "СУЭК-Кузбасс"