г. Москва |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А41-87774/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Истра Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2018 по делу N А41-87774/17, принятое судьей А.Б. Семёновой, по исковому заявлению ТУ Росимущества в Московской области к администрации городского округа Истра Московской области о признании незаконным отказа, третье лицо: ФГУП "Всероссийский электротехнический институт имени В.И.Ленина", Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
при участии в заседании:
от ТУ Росимущества в Московской области - Шаблинский В.И. по доверенности от 20.02.2018,
от администрации городского округа Истра Московской области - Афонин А.Ю. по доверенности от 03.07.2017,
от ФГУП "Всероссийский электротехнический институт имени В.И.Ленина" - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в Московской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации городского округа Истра Московской области принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010502:73, площадью 10 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Почтовая, уч. 9, вид разрешенного использования "пождепо" к землям определенной категории в соответствии с существующим генеральным планом и (или) правилами землепользования и застройки, выраженный в письме от 09.08.2017.
- обязать Администрацию городского округа Истра Московской области принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010502:73 к землям определенной категории в соответствии с существующим генеральным планом и (или) правилами землепользования и застройки в срок не позднее 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина", Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.02.2018 по делу N А41-87774/17 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТУ Росимущества в Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 50:08:0010502:73, площадью 10 100 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Почтовая, уч.9, вид разрешенного использования "пождепо" находится в собственности Российской Федерации (запись о регистрации права N 50-50/008-50/011/013/2016-6203/1 от 19.12.2016) и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ВЭИ, что подтверждается свидетельством N МО-8-01-002055 от 13.11.1992.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилое здание - дымокамера на пожарное депо с кадастровым номером 50:08:0000000:20632; нежилое здание - пожарное депо на 6 автомашин с кадастровым номером 50:08:0000000:16372, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина".
ФГУП ВЭИ и ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина" обратились в Управление с заявлением о прекращении права постоянного бессрочного пользования и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010502:73.
Поскольку, категория земли в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010502:73 не установлена, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.09.2017, Управление на основании полномочий, предоставленных в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66, обратилось в Администрацию с просьбой принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010502:73 к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) категории земель, что подтверждается письмами N МФ/11-2031 от 07.03.2017 и N МФ/11-5886 от 07.06.2017, N МФ/11-7723 от 26.07.2017.
Администрация письмами N 142-01исх-3882 от 28.06.2017 (вх. от 07.07.2017), от 09.08.2017 (вх. 20512 от 28.08.2017) сообщило заявителю о необходимости направления обращения об установлении категории земельного участка, в МФЦ Истринского муниципального района.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (пункт 4 статьи 14 N 172-ФЗ в редакции, действовавшей до 11.08.2017).
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (пункт 5 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции, действовавшей до 11.08.2017).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции администрации, изложенной в апелляционной жалобе, отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории является муниципальной услугой Московской области и осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации Истринского муниципального района Московской области от 26.02.2016 N 1211/2, в соответствии с которым предоставление указанной услуги осуществляется на основании заявления, которое подается в МФЦ городского округа Истра, при этом заявление оформляется согласно Приложению N 1 к Административному регламенту. Обращение ТУ Росимущества в Московской области подано не в рамках указанной услуги и, как следствие, не заведено в специальную программу "Модуль оказания услуг в Истринском районе", что препятствует отправке и получению необходимых для дальнейшей обработки обращения запросов в рамках межведомственного электронного взаимодействия в указанной программе. Наличие номера заявки в специализированной программе "Модуль оказания услуг" является обязательным требованием, предъявляемым к пакету документов при отправке вопроса на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
Данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были им правомерно отклонены, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрено, что подача заявлений в уполномоченный орган возможна исключительно через многофункциональные центры. Получение заявление иными способами не освобождает уполномоченный орган от оказания соответствующих услуг.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 4 статьи 3 названного Федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что в соответствующем ходатайстве ТУ Росимущество в Московской области не указало категорию земель, к которой следует отнести земельный участок, не освобождает администрацию от исполнения публичной обязанности по отнесению спорного земельного участка к одной из установленных земельным законодательством категории земель по ходатайству заявителя.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности установления срока для установления решения суда 30 дней, поскольку п. 8.4 административного регламента установлен 35-дневный срок, отклоняется апелляционным судом, поскольку у администрации имелось достаточно времени для совершения соответствующих действий в соответствии с административным регламентом.
Кроме того, в силу статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
При этом установление судом первой инстанции 30-дневного срока для восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя не является основанием для изменения решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о неподведомственности спора арбитражному суду основаны на ошибочном толковании закона.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2018 по делу N А41-87774/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.