г. Вологда |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А05-12537/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от прокуратуры Архангельской области Иволги О.В. по поручению от 13.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 января 2018 года по делу N А05-12537/2017 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
заместитель прокурора Архангельской области (место нахождения: 163002, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 15; ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689, далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее - Министерство), акционерному обществу "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (место нахождения: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Мельникова, д. 1; ОГРН 1022901003070, ИНН 2903000446, далее - Комбинат) о признании недействительным заключенных между ответчиками договоров аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 02.11.2015 N 1904 и N 1905 в части:
- в пункте 2.1 договора N 1904 слов "7 992 495,60 руб., в том числе в части минимального размера платы - " и "в части превышающей минимальный размер платы - 3 291 027,60 руб.";
в пункте 2.1 договора N 1905 слов "607 835,00 руб., в том числе в части минимального размера платы - " и "в части превышающей минимальный размер платы - 250 285,00 руб.";
- в абзаце N 1 пункта 2.2 договора N 1904 слов: "с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности Сторон, и рассчитываемого по формуле";
в абзаце N 1 пункта 2.2 договора N 1905 слов: "с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности Сторон, и рассчитываемого по формуле";
- в абзаце N 6 пункта 2.2 договора N 1904 слов: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7";
в абзаце N 6 пункта 2.2 договора N 1905 слов: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7";
- в Приложении N 5 к договору N 1904, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в первом столбце (Наименование показателя) в строках 4, 7, 10 слова: "превышающий размер";
в Приложении N 5 к договору N 1905, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в первом столбце (Наименование показателя) в строках 4, 7, 10 слова: "превышающий размер";
- в Приложении N 5 к договору N 1904, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в третьем столбце (Итого арендная плата, руб.) в строках 4, 7, 10 цифры: "3 291 027,60", "3 168 738,30", " 122 289,30";
- в Приложении N 5 к договору N 1905, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в третьем столбце (Итого арендная плата, руб.) в строках 4, 7, 10 цифры: "250 285,00", "250 285,00", "-";
- в Приложении N 5 к договору N 1904, в разделе "Расчет размера арендной платы" в 5 абзаце слова: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7".
в Приложении N 5 к договору N 1905, в разделе "Расчет размера арендной платы" в 5 абзаце слова: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов, Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области.
Решением суда от 19 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Прокуратура с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Спорные договоры в части применения к расчету арендной платы повышающего коэффициента 1,7 являются ничтожными. Данные сделки нарушают публичные интересы, создают неблагоприятный инвестиционный климат.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, органами прокуратуры Архангельской области в ходе проверки соблюдения законодательства о лесопользовании выявлены нарушения закона в деятельности Министерства при предоставлении в пользование Комбинату лесных участков для заготовки древесины в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктов 1, 8 положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений, в том числе по предоставлению лесных участков в аренду, отбору и утверждению заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 10.04.2008 N 130р утверждена заявка Комбината от 11.03.2008 на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция производства картона", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Пунктом 7.1 указанного распоряжения предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с пунктами 1 (1), 1 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановления N 310).
Инвестиционный проект Комбината приказом Минпромторга России от 01.07.2008 N 10 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерство и Комбинат 02.11.2015 заключили договоры аренды лесных участков N 1904, 1905, предоставляемых Комбинату для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Согласно договорам N 1904, N 1905 Комбинату предоставлены лесные участки на землях лесного фонда в Емецком лесничестве площадью 146 660 га и Холмогорском лесничестве площадью 20 594 га соответственно. Лесные участки предоставляются сроком по 01.11.2064.
В пункте 2.2 договоров указано, что ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основании минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером, устанавливаемого по договоренности сторон в размере 1,7; приведена формула расчета ежегодного размера арендной платы.
Договоры аренды от 02.11.2015 N 1904 и N 1905 прошли государственную регистрацию в установленном порядке 11.12.2015.
Пунктом 2.3 договоров предусмотрено, что на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта по договору (до 01.11.2030) минимальный размер арендной платы рассчитывается в соответствии с требованиями пункта 1(1) Постановления N 310, то есть к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка применяется коэффициент 0.5.
Порядок расчета и сроки внесения арендной платы определены пунктами 2.5 - 2.8 договоров.
При этом окончательный размер арендной платы фиксируется в протоколе согласования размера и сроков внесения арендной платы (приложение 5 к договорам).
19.04.2016 Комбинат обратился к Министерству с предложением установить коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта равным 1 с 01.01.2017, а также произвести перерасчет арендной платы за 2016 год исходя из коэффициента превышения, равного 1.
Министерство направило Комбинату дополнительные соглашения от 12.12.2016 к договорам аренды, в которых предложило установить коэффициент превышений равный 1,35. Комбинат дополнительные соглашения от 12.12.2016 не подписал.
Прокуратура, полагая, что правовых оснований для применения в расчете арендной платы любых повышающих коэффициентов и получения от арендодателя повышенного размера арендной платы у Министерства не имелось, обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца необоснованными в связи с истечением срока исковой давности, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд с данным выводом суда первой инстанции не согласен.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 названного Кодекса).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе (статья 166 ГК РФ).
Исходя из части 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Так, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При этом, согласно статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
Статьей 422 указанного Кодекса предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Таким образом, ставки платы за аренду рассматриваемого лесного участка должны соответствовать Постановлению N 310.
Из анализа приведенных норм права следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Пунктом 1 части 3 статьи 74 ЛК РФ, в редакции, действующей на момент спорных правоотношений, определено, что при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов. В настоящее время аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".
В рассматриваемом случае Министерством лесные участки Обществу предоставлены по договору аренды без проведения торгов, что соответствует положениям части 3 статьи 73.1 ЛК РФ.
Как указано в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
В данном случае договор аренды заключен не по результатам проведения торгов, а в порядке предоставления Комбинату в пользование лесных участков в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Поскольку лесные участки Министерством предоставлены Комбинату без проведения торгов, арендная плата в данном случае является регулируемой (пункт 4 статьи 447 ГК РФ) и в силу пункта 1(1) Постановления N 310 при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применяется понижающий коэффициент 0,5.
Применение иных коэффициентов действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, указание в пунктах 2.1, 2.2 договоров N 1904, 1905, приложении 5 к этим договорам на применение коэффициента превышения 1,7 при расчете и определении размера арендной платы за предоставленные Комбинату лесные участки не соответствует закону, является недействительным (ничтожным).
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Положениями статьи 197 ГК РФ предусмотрены специальные сроки исковой давности для отдельных видов требований.
В частности, по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ определено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Как следует из дела, договоры аренды лесных участков заключены 02.11.2015.
Применительно к указанным выше разъяснениям течение срока исковой давности по иску прокурора началось также с 02.11.2015.
Поскольку исковые заявления о признании недействительными договоров N 1904, 1905 поданы в арбитражный суд 21.09.2017, установленный пунктом 1 статьи 181 ГК РФ трехлетний срок исковой давности по заявленным требованиям не истек.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 января 2018 года по делу N А05-12537/2017 отменить.
Признать недействительным договор аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 02.11.2015 N 1904, заключенный между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и акционерным обществом "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" в части:
- в пункте 2.1 слов "7 992 495,60 руб., в том числе в части минимального размера платы - " и "в части превышающей минимальный размер платы - 3 291 027,60 руб.";
- в абзаце N 1 пункта 2.2 слов: "с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности Сторон, и рассчитываемого по формуле";
- в абзаце N 6 пункта 2.2 слов: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7";
- в Приложении N 5 к договору N 1904, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в первом столбце (Наименование показателя) в строках 4, 7, 10 слова: "превышающий размер";
- в Приложении N 5 к договору N 1904, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в третьем столбце (Итого арендная плата, руб.) в строках 4, 7, 10 цифры: "3 291 027,60", "3 168 738,30", "122 289,30";
- в Приложении N 5 к договору N 1904, в разделе "Расчет размера арендной платы" в 5 абзаце слова: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7".
Признать недействительным договор аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 02.11.2015 N 1905, заключенный между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и акционерным обществом "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" в части:
- в пункте 2.1 слов "607 835,00 руб., в том числе в части минимального размера платы - " и "в части превышающей минимальный размер платы - 250 285,00 руб.";
- в абзаце N 1 пункта 2.2 слов: "с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности Сторон, и рассчитываемого по формуле";
- в абзаце N 6 пункта 2.2 слов: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7";
в Приложении N 5 к договору N 1905, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в первом столбце (Наименование показателя) в строках 4, 7, 10 слова: "превышающий размер";
- в Приложении N 5 к договору N 1905, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в третьем столбце (Итого арендная плата, руб.) в строках 4, 7, 10 цифры: "250 285,00", "250 285,00", "-";
в Приложении N 5 к договору N 1905, в разделе "Расчет размера арендной платы" в 5 абзаце слова: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7".
Взыскать с акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.