г. Москва |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А41-4878/18 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи: Семушкиной В.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу
Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2018 года по делу N А41-4878/18, принятое судьей Верещак О.Н., в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов к ООО "ТРОЯ" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ТРОЯ" о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 220 218,50 руб. за период с 01.05.2014 по 31.10.2016, расходов по уплате государственной пошлины в размере 7 404 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2018 года по делу N А41-4878/18 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа во взыскании задолженности за период с 01.01.2015 по 31.10.2016, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 165.481 руб. 86 коп., ссылаясь на не применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, подлежащих применению.
Апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В срок, установленный определением апелляционного суда от 31.05.2018, ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части, так как соответствующих возражений сторонами не заявлено.
Повторно рассмотрев дело, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отмене решения в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ТРОЯ" на праве собственности принадлежат помещения, общей площадью 937,10 кв. м, расположенные по адресам: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 63, пом. III, г. Электросталь, ул. Советская, д. 5, пом. 02.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 63, г. Электросталь, ул. Советская, д. 5, включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы".
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru.
Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном доме по адресам: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 63, г. Электросталь, ул. Советская, д. 5 -с 01.05.2014.
28.03.2017 ответчику была направлена претензия N исх-4222/36 от 24.03.2017 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 31.10.2016.
Между тем, ООО "ТРОЯ" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах не исполнило, согласно расчету задолженности, за период с 01.05.2014 по 31.10.2016 по состоянию на 18.10.2017 сумма задолженности составляет 220 218,50 руб.
Неисполнение обязательств по оплате явилось основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности за период с 01.01.2015 по 31.10.2016, суд первой инстанции исходил из отсутствия надлежащих и достаточных доказательств того, каким образом истец установил факт не оплаты ООО "ТРОЯ" взносов на капитальный ремонт и наличия у него в определенный период задолженности. Также судом указано, что истцом в материалы дела не представлено ни одного платежного документа, на основании которого ответчик должен был уплачивать взносы на капитальный ремонт, при этом доказательств направления ему платежных документов с информацией о том, что в соответствующем размере за указанный период он обязан был внести плату за капитальный ремонт, в материалы дела также не представлено.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (статья 244 ГК РФ).
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме принадлежит общее имущество (лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома) в таком доме на праве общей долевой собственности независимо от фактов создания товарищества собственников недвижимости и членства в нем.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно разъяснениям п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения спора по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащим им на праве собственности", плата за жилое помещение для собственника включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3, 5, 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 2 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 ЖК РФ).
Частью 7 ст. 170 ЖК РФ установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 10.04.2014 N 350 "О формировании Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на счете регионального оператора" фонд капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 63 сформирован на счете регионального оператора.
Постановлением администрации городского округа Электросталь Московской области от 07.04.2014 N 254/5 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта" фонд капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Советская, д. 5 сформирован на счете регионального оператора.
На основании пункта 2.1 статьи 5 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт возникла у собственника с 01 мая 2014 года.
При этом минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014 год", в размере 7 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", и составляет 7 рублей 80 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. С 01.01.2016 в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год", размер взноса составляет 8 (восемь) рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Выписками из ЕГРП (л.д. 19-22) подтверждается, что спорные квартиры в многоквартирных домах в рассматриваемый период находятся в собственности ответчика.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии возможности установить, каким образом ответчик обязан был уплачивать взносы на капитальный ремонт ввиду не представления истцом доказательств наличия задолженности, а также платежных документов и доказательств их направления ответчику, не основан на имеющихся в деле доказательствах и нормах жилищного законодательства.
Частью 1 ст. 181 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме была возложена обязанность по заключению договора с региональным оператором.
Однако, в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации необходимость заключения договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов отменена.
В силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 данного Кодекса.
Пунктом 2.1 ст. 5 Закона Московской области N 66/2013-ФЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru.
Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика, как собственника помещений в многоквартирном доме по адресам: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 63, г. Электросталь, ул. Советская, д. 5, с 01.05.2014.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества дома вытекает из норм ЖК РФ и их неуплата противоречит законодательству Российской Федерации. Деятельность истца направлена на защиту охраняемого публичного интереса.
Поскольку внесение платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома является предусмотренной законом обязанностью собственника помещений в многоквартирном доме, последний, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные ЖК РФ сроки.
Реквизиты для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов размещены на официальном сайте Фонда.
Следовательно, не направление ответчику счетов на оплату не может являться основанием для освобождения ответчика как собственника жилых помещений от предусмотренной законом обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества.
В материалах дела имеется расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт (л.д. 18), согласно которому задолженность ответчика за период с 01.01.2015 по 31.10.2016 составила 165 491,86 руб.
Представленный истцом расчет задолженности ответчиком не оспорен, что в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ свидетельствует о его признании.
Указанный расчет проверен апелляционным судом и признан обоснованным.
Кроме того, расчет задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, а также реквизиты для уплаты взносов направлялись ответчику вместе с претензией (л.д. 16-17), что подтверждается описью вложения в ценное письмо от 28.03.2017 (л.д. 13).
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты взносов за капитальный ремонт, исковые требования Фонда подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене на основании п.п.3.4 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2018 года по делу N А41-4878/18 в обжалуемой части отменить.
Взыскать с ООО "ТРОЯ" в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 165 491,86 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 564 руб. 03 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4878/2018
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: ООО "ТРОЯ"