г. Хабаровск |
|
22 мая 2018 г. |
А73-364/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Правительства Хабаровского края: Леоновой Н.В. представителя по доверенности от 04.04.2018 N 1-11-3000 (сроком на 1 год);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Оттевой В.Г. представителя по доверенности от 23.01.2018 N 8/484 (сроком на 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Ритуал": представитель не явился;
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Солнечная районная больница": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
на решение от 02.03.2018
по делу N А73-364/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Правительства Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, ИНН 2721215327); общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" (ОГРН 1082717000299, ИНН 2717015981)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142)
о признании незаконными предписания и решения,
третье лицо: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Солнечная районная больница"
УСТАНОВИЛ:
Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - заявитель; Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю; антимонопольный орган; антимонопольная служба; Управление) о признании недействительными решение и предписание Управления от 24.11.2017 N 8-01/353.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее - ООО "Ритуал; общество) и Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Солнечная районная больница" (далее - КГБУЗ "Солнечная районная больница"; Учреждение; больница).
Определением суда от 06.02.2018 объединены в одно производство дело N А73-1163/2018 с делом N А73-364/2018 по заявлениям Министерства и ООО "Ритуал" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - объединенным делам присвоен единый номер N А73-364/2018.
Решением суда от 02.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает, в том числе о том, что: имеются основания для отмены решения суда, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, их недоказанностью, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права; Министерство выполнило предупреждение, в пределах полномочий, определенных положением о Министерстве утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.03.2015 N 37-пр путем согласования дополнительного соглашения N 4 к договору аренды от 30.04.2008 N 63/9630; дополнительным соглашением N 4 признан утратившим силу пункт 3 дополнительного соглашения от 01.05.2015 N 3, согласно которому, действие договора продлялось на неопределенный срок, то есть Министерство и учреждение признали, что продление договорных правоотношений на неопределенный срок противоречит нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), следовательно, договорные отношения прекращены с 20.04.2015; на момент рассмотрения дела N 8-01/353 и Министерством, и Учреждением выполнены все возможные и зависящие от указанных лиц действия; уклонение от освобождения занимаемых помещений со стороны ООО "Ритуал" - есть гражданско-правовые отношения, возникшие между Учреждением и обществом, истребование имущества возможно исключительно в рамках гражданского законодательства, а не административными способами; не смотря на то, что действие договора прекращено еще в 2015 году, стороной по договору является учреждение, следовательно, только оно может заявить требование о возврате имущества в рамках статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предписание и решение вынесено и в отношении Министерства; согласно условиям договора арендодателем является учреждение, Министерство не является стороной по договору, следовательно, не имеет правовых оснований для подачи искового заявления к ООО "Ритуал" о возврате имущества; именно антимонопольный орган наделен правом на обращение в арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об изменении или о расторжении договора.
В представленном в суд отзыве, антимонопольная служба доводы апелляционной жалобы отклонила, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Представители ООО "Ритуал, КГБУЗ "Солнечная районная больница" извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2017 делу N А73-4418/2017 с участием тех же лиц установлено следующее: между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Солнечного муниципального района (арендодатель) и ООО "Ритуал" (арендатор) заключен договор аренды муниципального нежилого помещения от 13.04.2008 N 63/9630 (далее - договор аренды N 63/9630), в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду помещения NN 1-6, 13-16,24 здания морга Центральной районной больницы пос. Солнечный, площадью 75,8 кв. м., а пунктом 4.1 договора аренды N 63/9630 установлен срок аренды помещений с 01.05.2008 по 20.04.2015.
На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Солнечная центральная районная больница" передано в государственную собственность Хабаровского края.
01.04.2015 по согласованию с представителем собственника имущества Министерством, между КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" (арендодатель) и ООО "Ритуал" (арендатор) заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды муниципального нежилого помещения от 13.04.2008 N 63/9630, которым изменены существенные условия договора. Вместе с тем согласно пункту 4.1 дополнительного соглашения срок аренды оставлен прежний, то есть с 01.05.2008 по 20.04.2015.
После истечения срока аренды помещений (20.04.2015) по согласованию с представителем собственника имущества Министерством, между арендодателем и арендатором заключено дополнительное соглашение от 01.05.2015 N 3 к договору аренды от 13.04.2008 N 63/9630, в соответствии с пунктом 4.1 которого, срок аренды установлен - бессрочный.
По обращению Прокуратуры Хабаровского края от 18.10.2016 N 15-р- 2016/4034 по жалобе о нарушении ООО "Ритуал" антимонопольного законодательства антимонопольной службой проведена проверка порядка заключения договора аренды от 13.04.2008 N 63/9630, по результатам которой Министерству и КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" выдано предупреждение от 27.01.2017 N 8/625, по которому, в связи с наличием в действиях КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и Министерства признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившихся в подписании дополнительного соглашения от 01.05.2015 N 3, которым изменен подпункт 4.1 пункта 4 договора аренды от 30.04.2008 N 63 - изменен срок действия договора на бессрочный, антимонопольный орган на основании статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем расторжения дополнительного соглашения от 01.05.2015 N 3 к договору аренды от 30.04.2008 N 63 и совершения действий по изъятию муниципального имущества из пользования ООО "Ритуал" в срок до 01.04.2017.
Не согласившись с вынесенным предупреждением ООО "Ритуал" и Министерство обратились в арбитражный с соответствующими заявлениями в порядке главы 24 АПК РФ.
Решением суда от 14.07.2017 по делу N А73-4418/2017 в удовлетворении заявленных требований в отношении незаконности предупреждения отказано. Не согласившись с решением суда, ООО "Ритуал" обжаловало его в апелляционную инстанцию, которая постановлением от 24.10.2017 отказала в удовлетворении такой жалобы.
По материалам настоящего дела установлено, что предупреждение антимонопольного органа от 27.01.2017 N 8/625 в установленный срок до 01.04.2017 Министерством и КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" не было исполнено, а ООО "Ритуал" продолжало и продолжает находиться в арендованных помещениях.
В связи с неисполнением предупреждения Управлением возбуждено дело N 8-01/353 о нарушении Министерством и КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" антимонопольного законодательства, рассмотрение которого приостанавливалось в связи с рассмотрением в суде дела N А73-4418/2017. Определением от 18.08.2017 рассмотрение дела возобновлено.
16.08.2017 КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" направило ООО "Ритуал" уведомление N 09-22/369 о расторжении договора и освобождении помещений с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А73-4418/2017, на что общество отказалось освобождать помещения.
После вступления решения суда по делу N А73-4418/2017 в законную силу Министерство направило КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и ООО "Ритуал" письмо от 07.11.2017 N 1-11-11529, которым сообщило о согласовании уведомления арендодателя о расторжении договора аренды с предложением ООО "Ритуал" освободить занимаемые помещения в здании морга и передать их по акту приема-передачи КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница".
21.12.2017 КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ООО "Ритуал" об освобождении нежилого помещения, которое принято к производству суда только определением от 29.01.2018 по делу N А73-20519/2017. Определением суда от 27.02.2018 дело назначено к рассмотрению на 22.03.2018. При этом из определения следует, что судом рассматривалось, в том числе, и ходатайство КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения суда по делу N А73-364/2018.
По итогам рассмотрения дела N 8-01/353 антимонопольным органом вынесено решение от 24.11.2017, в соответствии с которым: действия КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и Министерства, выразившиеся в предоставлении ООО "Ритуал" в пользование по договору аренды от 30.04.2008 N 63/9630 помещений NN 1- 6, 13-16,24 площадью 75,8 кв. м. здания морга КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" после истечения срока действия договора аренды, то есть после 20.04.2015, без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ. (пункт 1).
Во исполнение решения от 24.11.2017 комиссией антимонопольного органа выдано предписание от 24.11.2017 N 8-01/353, которым предписано: 1. КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и Министерству прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившиеся в предоставлении ООО "Ритуал" в пользование по договору аренды от 30.04.2008 N 63/9630 помещений NN 1-6, 13-16,24 площадью 75,8 кв. м. здания морга КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" после истечения срока действия договора аренды, то есть после 20.04.2015, без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения, с целью чего в срок до 25 января 2018 года совершить действия по изъятию из пользования ООО "Ритуал" указанного краевого государственного имущества; 2. об исполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Министерство, а ООО "Риутал" - только с таким решением, указанные лица обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении, в том числе статьи 15 настоящего федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении; срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней; по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки антимонопольным органом выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившихся в подписании КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и Министерства дополнительного соглашения от 01.05.2015 N 3, которым изменен подпункт 4.1 пункта 4 договора аренды от 30.04.2008 N 63, вопреки требованиям статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, в связи с чем, КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и Министерству выдано предупреждение от 27.01.2017 N 8/625 о необходимости прекращения указанных действий путем расторжения дополнительного соглашения от 01.05.2015 N 3 к договору аренды от 30.04.2008 N 63 и совершения действий по изъятию муниципального имущества из пользования ООО "Ритуал" в срок до 01.04.2017.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2017 по делу N А73-4418/2017 в удовлетворении заявленных требований Министерства и ООО "Ритуал" в отношении незаконности предупреждения отказано.
Возражая против выводов комиссии антимонопольного органа в оспариваемом решении, Министерство и ООО "Ритуал" в своих заявлениях по существу не согласны с выводами Управления, изложенными в предупреждении от 27.01.2017 N 8/625.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу N А73-4418/2017, в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
Таким образом, доводы заявителей в этой части, правомерно не приняты судом первой инстанции.
В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Из материалов настоящего дела следует, что КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и Министерство фактически не исполнили предупреждение антимонопольного органа от 27.01.2017 N 8/625 в срок до 01.04.2017, в период рассмотрения дела N 8-01/353 о нарушении антимонопольного законодательства, а также после вступления в законную силу решения суда по делу N А73-4418/2017 (24.10.2017) по существу не предприняли необходимых активных действий к расторжению договора аренды, а также по изъятию помещений из арендного пользования ООО "Ритуал".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управление в решении от 24.11.2017 по делу N 8-01/353 правомерно признало действия КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и Министерства, выразившиеся в предоставлении ООО "Ритуал" в пользование по договору аренды от 30.04.2008 N 63/9630 помещений NN 1-6, 13-16, 24 площадью 75,8 кв. м. в здании морга больницы после истечения срока действия договора аренды, то есть после 20.04.2015, без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения, как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, и также обоснованно выдало указанным лицам предписание о прекращении нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ и в срок до 25 января 2018 года совершить действия по изъятию из пользования ООО "Ритуал" указанного краевого государственного имущества.
Судом первой инстанции также верно установлено, что действия Министерства по выполнению предупреждения антимонопольного органа от 27.01.2017 N 8/625 в срок до 01.04.2017 по существу ограничились только тем, что после вступления решения суда по делу N А73-4418/2017 в законную силу Министерство направило КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница" и ООО "Ритуал" письмо от 07.11.2017 N 1-11-11529, которым сообщило о согласовании уведомления арендодателя о расторжении договора аренды с предложением ООО "Ритуал" освободить занимаемые помещения в здании морга и передать их по акту приема-передачи КГБУЗ "Солнечная центральная районная больница".
Иных доказательств, подтверждающих совершение необходимых активных действий по исполнению предупреждения, материалы дела не содержат.
Таким образом, с учетом анализа выше приведенных норм права действующего законодательства, и принимая во внимание установленные по настоящему делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые решение и предписание Управления законными и обоснованными и не выявил оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02 марта 2018 года по делу N А73-364/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.