город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2018 г. |
дело N А32-10757/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО ЦРПО "Умко": Климантович А.В., паспорт, по доверенности от 06.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2018 по делу N А32-10757/2018, принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью центр разработки программного обеспечения "Умко"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю
о признании незаконными и отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Центр разработки программного обеспечения "Умко" (далее - ООО ЦРПО "Умко") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (далее - ГУ УПФР в Западном ВГО г. Краснодара) о признании незаконными решения от 21.12.2017 N 033V12170000871, решения от 12.02.2018 N 02/2018.
Решением от 30.05.2018 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФР в Западном ВГО г. Краснодара обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суммы, начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом N 212-ФЗ на общих основаниях.
В судебное заседание не явились представители ГУ УПФР в Западном ВГО г. Краснодара, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ГУ УПФР в Западном ВГО г. Краснодара.
Представитель ООО ЦРПО "Умко" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 30.10.2017 N 033V02170000532 в отношении общества с ограниченной ответственностью центра разработки программного обеспечения "Умко" проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки выявлено, что на основании поступившей в пенсионный фонд с исправлением 12.12.2017 выписки из решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 от 23.06.2017 N 269, поступившей в пенсионный фонд 15.09.2017 и уточняющей выписки из решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.06.2017 N269, не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на общую сумму 190 508,94 рубля по сотруднику Кузнецовой, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
По мнению управления пенсионного фонда, суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами.
По результатам проверки ГУ УПФР вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 21.12.2017 N 033V12170000871, согласно которому ООО Центр разработки программного обеспечения "Умко" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 10 325,60 рубля, обществу начислены пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1 639,58 рубля, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 380,08 рубля, а также обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 51 627,92 рубля.
Общество обратилось в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю с жалобой на решение от 21.12.2017 N 033V12170000871. Решением от 12.02.2018 N 02/2018 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно ранее действовавшей редакции статьи 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Законом N 212-ФЗ регулировались правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) регламентируются отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что общество выплатило работнику Кузнецовой пособие на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 153 520,79 рубля. Названные расходы общества не были приняты фондом социального страхования к зачету, поскольку размер пособия по результатам проверки, проведенной фондом социального страхования, должен составлять 8 076,15 рубля.
В апелляционной жалобе управление указало, что суммы, начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом N 212-ФЗ на общих основаниях.
Приведенные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании положений закона.
Как правильно указано судом первой инстанции, отказ фонда социального страхования в принятии к зачету расходов по выплате пособий не изменяет статус выплаченных средств как страхового обеспечения, то есть страховых выплат, обусловленных наступлением страхового случая.
Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций.
Денежные средства выплачены за период, в котором работник не осуществляла трудовую функцию.
Наступление страхового случая управлением пенсионного фонда (как и фондом социального страхования) не оспаривается.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Таким образом, выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая сумма носит характер социального обеспечения, выплаченного работодателем не в качестве оплаты труда, и не может квалифицироваться как объект обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2017 N 308-КГ17-680 по делу N А32-2339/2016.
При таких обстоятельствах, судом установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления ООО Центр разработки программного обеспечения "Умко", поскольку решение Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края от 21.12.2017 N 033V12170000871 и решение Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю от 12.02.2018 N 02/2018 не соответствует закону и нарушает права общества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 30.05.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 мая 2018 года по делу А32-10757/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.