город Омск |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А81-9014/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1635/2018) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.01.2018 по делу N А81-9014/2017 (судья Беспалов М.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8904038010, ОГРН 1028900627524) к обществу с ограниченной ответственностью "Федерал" (ИНН 8904067780, ОГРН 1118904007232) о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб.,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Федерал" (далее по тексту - ООО "Федерал", Общество, заинтересованное лицо) о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей.
Решением от 11.01.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу заявленные требования оставлены без удовлетворения.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ, Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), поскольку исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2016 года были направлены ООО "Федерал" в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статью 15, пункт 2.2 статьи 11, статью 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция), указал на то, что страхователь имеет право без предъявления к нему финансовых санкций уточнить и дополнить сведения, информация о которых за данный отчетный период уже была представлена в территориальный орган в установленный законом срок. Если же страхователь впервые представил сведения о застрахованных лицах после истечения установленного срока, то имеет место состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и финансовые санкции в этом случае применяются.
По мнению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, 20.02.2017 заявитель не уточнял и не исправлял представленные ранее, 23.10.2016, сведения, а впервые представил сведения об одном застрахованном лице, в связи с чем первоначально представленные сведения о 5 застрахованных лицах являются недостоверными. Поскольку сведения за август 2016 года об одном застрахованном лице изначально не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда, следовательно, страхователь правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в сумме 500 руб.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением проведена камеральная проверка представленных ООО "Федерал" 20.02.2017 сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за август 2016 года, в ходе которой установлено следующее.
23.10.2016 ООО "Федерал" представлена в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации форма СЗВ-М с типом сведений "исходная" за август 2016 года.
20.02.2017 ООО "Федерал" представлена в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за август 2016 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 20.02.2017.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода Управления о том, что в сведениях за август 2016 года по форме СЗВ-М, представленных страхователем первоначально 23.10.2016, отражены недостоверные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, что нашло отражение в акте от 13.03.2017, в котором предлагалось привлечь Общество к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
17.04.2017 по результатам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено решение N 030S19170001588, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 500 руб.
Требованием от 11.05.2017, направленным ООО "Федерал", последнему предложено уплатить указанную сумму штрафов в срок до 02.06.2017.
Оставление указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим требованием.
11.01.2018 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое Управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ ООО "Федерал" является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее по тексту - Постановление N 83п) утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017).
В рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения Обществу вменено предоставление им недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, согласно решению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации 23.10.2016 Обществом представлены сведения за август 2016 года на 5 застрахованных лиц и 20.02.2017 (с пропуском срока) представлены корректирующие сведения в отношении еще одного застрахованного лица.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Федерал" нарушений положений пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по следующим основаниям.
Как уже отмечалось выше, сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах за отчетный месяц - август 2016 года предоставлены страхователем 23.10.2016.
При этом нарушение срока представления указанных сведений страхователю в вину не вменяется.
В соответствии со статьей 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено вышеуказанной Инструкцией, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н.
Согласно нормам Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом, как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разъясняя в указанном письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации указал на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Закона 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "Федерал" первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) за август 2016 года 23.10.2016.
В связи с самостоятельным выявлением ошибок в поданных данных, 20.02.2017 Обществом направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 1 застрахованное лицо.
Осуществив проверку поданных 20.02.2017 индивидуальных сведений, Управление пришло к выводу о представлении недостоверных сведений в отношении 1 застрахованного лица за август 2016 года, в связи с чем вынесло решение от 17.04.2017 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 500 руб.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что Управлением обозначенный выше факт предоставления Обществом достоверных, по мнению Управления, сведений за август 2016 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен только после направления ООО "Федерал" формы СЗВ-М ("дополняющей"), что свидетельствует о том, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до момента обнаружения (выявления) такой ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данные обстоятельства Управлением по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
Учитывая изложенное, приведенные выше нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), а также то, что в рассматриваемом случае Общество самостоятельно исправило допущенные ошибки до выявления их территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Изложенные выше выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558 по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, и направлены на формирование единой правоприменительной практики по делам об оспаривании решений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о привлечении к ответственности за правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения Общества к ответственности, в связи с чем у суда первой инстанции основания для удовлетворения требований Пенсионного фонда о взыскании с должника финансовых санкций отсутствовали.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, поскольку территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.01.2018 по делу N А81-9014/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9014/2017
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "Федерал"