г. Москва |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А40-213473/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СК "АСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2017 г. по делу N А40-213473/17
принятое судьей Уточкиным И.Н.
по исковому заявлению Министерства строительного комплекса Московской области, ответчик: ООО СК "АСК"
о приостановлении на 12 месяцев осуществление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительного комплекса Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о приостановлении на 12 месяцев осуществление ООО СК "АСК" деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2017 г. исковое заявление Министерства строительного комплекса Московской области удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО СК "АСК", являясь застройщиком, осуществляет строительство комплекса жилых домов, расположенных по адресу: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Пороховская в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Администрацией городского поселения Волоколамск ООО СК "АСК" выдано разрешение на строительство от 25.10.2013 N RU50530101-378; от 10.01.2014 N RU50530101-403; от 01.12.2014 N RU50530101-403-H.
В соответствии с п. п. 6 п. 15 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 No786/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области", Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляет государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области.
Уполномоченным органом, в который предоставляется отчетность, является Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Министерство).
Министерство вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.2 ст. 12.1 Федерального закона oт 30.12.2004 N 214-ФЗ Минстроем МО как контролирующим органом в отношении застройщика вынесено предписание от 23.11.2016 50МС No04/0669/16 об устранении выявленных нарушений в части обеспечения исполнения обязательств застройщика по передаче жилого помещения участникам долевого строительства.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО СК "АСК" на основании Распоряжения Министерства от 10.03.2017 No89 контролирующим органом установлено, что застройщиком предписание от 23.11.2016 50МС No04/0669/16 об устранении выявленных нарушений не исполнено.
Таким образом, в действиях застройщика ООО СК "АСК" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Минстроем МО составлен протокол об административном правонарушении 50МС N 03/0087/17 от 16.03.2017, а также вынесено постановление об административном правонарушении от 22.03.2017 серии 50 МС No05/0087/17 о наложении административного наказания в виде штрафа в соответствии с частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями п.2 ст. 12.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ Минстроем МО как контролирующим органом в отношении застройщика вынесено предписание от 22.03.2017 50МС N 04/0071/17 об устранении выявленных нарушений в части обеспечения исполнения обязательств застройщика по передаче жилого помещения участникам долевого строительства.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО СК "АСК" на основании Распоряжения Министерства от 03.07.2017 N 234 контролирующим органом установлено, что застройщиком предписание от 22.03.2017 50МС N 04/0071/17 об устранении выявленных нарушений не исполнено.
Таким образом, в действиях застройщика ООО СК "АСК" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Минстроем МО 10.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении серии 50 МС N 03/0279/17, а также вынесено постановление от 19.07.2017 г. серии 50 МС N 05/0279/17 по делу об административном правонарушении о наложении административного наказания в виде штрафа по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214 - ФЗ и Постановления Правительства Московской области от 20.09.2010 N 794/43 "Об утверждении Перечня документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства, в уполномоченный орган исполнительной власти Московской области, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" Минстроем МО как контролирующим органом в отношении застройщика вынесено предписание от 31.07.2017 50МС No04/0338/17 об устранении выявленных нарушений в части предоставления в контролирующий орган аудиторского заключения за 2016 год.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО СК "АСК" на основании Распоряжения Министерства от 09.10.2017 No363 контролирующим органом установлено, что застройщиком предписание от 31.07.2017 50МС N 04/0338/16 об устранении выявленных нарушений не исполнено.
Таким образом, в действиях застройщика ООО СК "АСК" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ Минстроем МО был составлен протокол об административном правонарушении 50МС No03/0510/17 от 12.10.2017, а также вынесено постановление об административном правонарушении 50 МС No05/0510/17 от 25.10.2017 о наложении административного наказания в виде штрафа в соответствии с частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями п.2 ст. 12.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ Минстроем МО как контролирующим органом в отношении застройщика вынесено предписание от 19.07.2017 50МС N 04/0303/17 об устранении выявленных нарушений в части обеспечения исполнения обязательств застройщика по передаче жилого помещения участникам долевого строительства.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО СК "АСК" на основании Распоряжения Министерства от 09.10.2017 N 363 контролирующим органом установлено, что застройщиком предписание от 19.07.2017 50МС N 04/0303/17 об устранении выявленных нарушений не исполнено.
Таким образом, в действиях застройщика ООО СК "АСК" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Минстроем МО 12.10.2017 составлен протокол об административном правонарушении 50МС N 03/0509/17, а также вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 25.10.2017 серии 50 МС N 05/0509/17 о наложении административного наказания в виде штрафа по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановления контролирующего органа по делам об административных нарушениях в установленном порядке не обжаловались, штрафы не оплачены.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Распоряжением Минмособлстроя от 21.04.2014 N 61 утвержден Административный регламент Министерства по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области", между тем осуществить свои функции с целью защиты участников долевого строительства без принятий меры соразмерной нарушениям со стороны застройщика невозможно.
Допущенные ООО СК "АСК" нарушения явно свидетельствуют о нежелании застройщика надлежащим образом соблюдать обязанности по предоставлению отчетности, возложенные на него постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", а также сигнализируют о нарушениях норм Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что имеются основания для применения в отношении ООО СК"АСК" за неисполнение требований законодательства, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, меры по приостановлению на определенный срок осуществления его деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренной п. 15 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
При этом судом правильно учитено, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные Федеральным законом меры воздействия.
В связи с многочисленными существенными нарушениями, допущенными ООО СК "АСК" при ведении деятельности в качестве застройщика, приостановление деятельности ООО СК"АСК", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, является законной, разумной и адекватной мерой, направленной на защиту интересов потенциальных дольщиков.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что конкурсный управляющий Григорьев Н.Л. не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суде первой инстанции, ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись о месте нахождения ответчика, которая не изменялась в связи с введением в отношении ответчика конкурсного производства (л.д. 15).
Согласно части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Согласно прежней редакции статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (пункт 2).
В силу подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Факт направления судебных извещений по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, подтверждается материалами дела (74-75 л.д.). Кроме того, судебные акты по настоящему делу размещены на официальном сайте федеральных арбитражных судов.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции соблюдены требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к извещению ответчика о начавшемся судебном процессе.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В силу пункта 8 указанного постановления Пленума переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 94 и п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
При таких обстоятельствах доводы ООО СК "АСК" о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в ненаправлении судебных извещений в адрес конкурсного управляющего общества, отклоняются, т. к. основаны на неправильном толковании норм права.
Иные доводы апелляционной жалобы также подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2017 г. по делу N А40-213473/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.