г. Ессентуки |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А63-23455/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2018 по делу N А63-23455/2017 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь", г. Ставрополь, ОГРН 1022601966551,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508,
о признании незаконными и отмене постановлений от 14.12.2017 N N 735, 737, 738, 739, 743, 746, 749, 751, 753 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края - Пашкова Н.Н. по доверенности от 12.01.2018 N 03/245;
от акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь" - Красиков А.Э. по доверенностям от 27.02.2017 N 519.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Ставрополь", г. Ставрополь (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - управление, УФАС), о признании незаконными и отмене постановлений от 14.12.2017 N N 735, 737, 738, 739, 743, 746, 749, 751, 753 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 01.03.2018 дела N N А63-23480/2017, А63-23457/2017, А63-23459/2017, А63-23460/2017, А63-23464/2017, А63-23474/2017, А63-23477/2017, А63-23455/2017, А63-23487/2017 объединены в одно производство с присвоением делу номера А63-23455/2017.
В обоснование заявления указано, что материалы административного дела не содержат доказательств совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Решением суда от 06.03.2018 заявленные требования акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь", г. Ставрополь, ОГРН 1022601966551, удовлетворены, признаны незаконными и отменены постановления от 14.12.2017 N N 735, 737, 738, 739, 743, 746, 749, 751, 753 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508, о привлечении акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь", г. Ставрополь, ОГРН 1022601966551, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УФАС не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2018 по делу N А63-23455/2017 - отменить и принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении требования АО "Газпром газораспределение Ставрополь" о признании незаконными постановлений от 14.12.2017 года NN735, 737,738,739,743,746,749,751,753 о привлечении к административной ответственности - отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Газпром газораспределение Ставрополь" просит оставить решение суда от 06.03.2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель АО "Газпром газораспределение Ставрополь" в судебном заседании просил оставить решение суда от 06.03.2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя управления от 24.07.2017 N 1558 в отношении общества была проведена проверка, результаты которой были оформлены актом от 31.08.2017 N 1224.
При анализе управлением заявок о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения физических лиц было установлено, что технические условия физических лиц при газификации жилых/садовых домов содержат следующее условие: "Газоснабжение осуществлять согласно проекту.
Проект выполнить силами специализированной проектной организации в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Проект должен быть согласован...".
Обществом, по мнению управления, были допущены нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), выразившиеся в навязывании заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены данными Правилами, что запрещено пунктом 104 Правил N 1314.
Выявив по итогам проверки признаки наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, определениями от 10.11.2017 управление вынесло определения о возбуждении производств по делам об административном правонарушении N N 735, 737, 738, 739, 743, 746, 749, 751, 753.
30 ноября 2017 года при участии представителя общества по доверенности в отношении общества были составлены протоколы N N 494, 496, 497, 498, 503, 506, 509, 513, 515 об административном правонарушении.
Постановлениями от 14.12.2017 N N 735, 737, 738, 739, 743, 746, 749, 751, 753 управление при участии представителя общества, рассмотрев дела об административных правонарушениях, признало общество виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере по 300 000 руб. по каждому постановлению.
Общество не согласилось с вынесенными постановлениями, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с данными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворяя требования заявителя, указал, что в соответствии с пунктом 104 Правил N 1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены названными Правилами.
Включение в технические условия требований, противоречащих Правилам N 1314, является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Вменяемый состав административного правонарушения АО "Газпром газораспределение Ставрополь" вытекает из включения в технические условия подключения к сети газораспределения требований, не содержащихся в Правилах N 1314.
Поэтому именно технические условия и были предметом рассмотрения дела об административном правонарушении.
Процедура заключения договора о подключении объекта капитального строительства к сети газопотребления, на что указывает АО "Газпром газораспределение Ставрополь" не была предметом вынесенного постановления о наложении штрафа. Состав административного правонарушения при включении в выданные ТУ требований, противоречащих действующему законодательству, уже является действием, за которое предусмотрена административная ответственность.
Отношения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) определен Правилами N 1314.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;
- заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;
- под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В силу пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами.
В силу пунктов 72, 73 и 104 Правил N 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами (пункт 72), отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил, не допускается (пункт 73), запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены данными Правилами (пункт 104).
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно пункту 83 Правил N 1314 договор о подключении содержит следующие существенные условия, в том числе:
- перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, исполнитель включает в договор о подключении условия о выполнении мероприятий по фактическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя к сети газораспределения;
- порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.
Положениями подпункта "б" пункта 97 Правил N 1314 установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 16 статьи 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные данным Кодексом.
Исходя из подпункта "б" пункта 97 Правил N 1314 утвержденная в установленном порядке проектная документация представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, необходимость разработки заявителем (потребителем) проектной документации и представление ее газораспределительной организации при подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России) в письмах от 12.11.2008 N АГ/29484, от 15.07.2010 N ИА/22313 "О разъяснении правоприменительной практики" указывала, что навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
При этом навязыванием невыгодных контрагенту условий договора является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением с доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для абонента.
Таким образом, под навязыванием контрагенту условий договора понимается направление организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.
Именно настаивание организации на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для контрагента.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана направить другой стороне протокол разногласий. Для установления факта навязывания необходимы дополнительные доказательства (отказ от принятия разногласий и т.д.).
Из пункта 62 Правил N 1314, регламентирующих порядок заключения договора, следует, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65-69 и 71 данных Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (пункт 74 Правил N 1314).
Договор о подключении заключается в письменной форме в 2-х экземплярах по одному для каждой из сторон (пункт 75 Правил N 1314).
Согласно пункту 76 Правил N 1314 заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.
Из пункта 77 Правил N 1314 следует, что в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его названным Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении технических условий.
Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа.
В случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется (пункт 78 Правил N 1314).
Согласно пункту 79 Правил N 1314 при направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении или протокола разногласий к проекту договора о подключении исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных мотивированного отказа и протокола разногласий рассмотреть их, принять меры к урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении.
При отклонении исполнителем указанных в пункте 79 данных Правил предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении (пункт 80 Правил N 1314).
Суд первой инстанции указал, что согласно пунктам 2.2, 3.3.1, 3.3.3 проекта договора подключения заявитель заведомо уведомлен о том обстоятельстве, что процедура разработки проекта газификации обязательной не является.
Утверждение управления об императивном характере этого пункта технических условий (являющихся приложением к договору подключения), суд первой инстанции счел противоречащим условиям типового договора.
При исследовании представленных обществом для приобщения к материалам дела заявок Багандова Т.М. от 20.02.2017, Бражниковой И.В. от 16.06.2017, Лаврик Е.А. от 29.05.2017, Фоменко В.Н. от 05.06.2017, Скребцовой Е.Ф. от 07.03.2017, от 20.04.2017, Гулян Э.В. от 22.03.2017, Резниковой В.А. от 11.04.2017, Иванюты Е.Г. от 27.02.2017 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (жилой дом) к сети газораспределения, приложенных к заявкам документов, суд первой инстанции указал, что в заявках названных выше граждан имелось волеизъявление на разработку проектной документации, изложенное в заявлениях.
Как указано выше, разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов индивидуального жилого строения, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя (такая позиция отражена также в письме ФАС России от 15.05.2017 N СП/32350/17).
По смыслу толкования объективной стороны вмененного обществу правонарушения, антимонопольным органом должен быть доказан факт навязывания конкретному заявителю условия договора подключения путем внесения требований в технические условия.
При этом на управление возлагается обязанность доказывания наличия спора между заявителем и обществом в части изготовления проекта газификации, в частности, установлению подлежат следующие обстоятельства: направлялся ли заявителем в адрес общества протокол разногласий (либо иное письменное обращение с выражением своего несогласия); если условия договора оспаривались, направлялся ли протокол разногласий, уклонялось ли общество от согласования спорных положений договора и редактирования выданных технических условий;
препятствовало ли общество заявителю в осуществлении своих прав по договору на подключение при отсутствии договора на изготовление проекта газификации.
При рассмотрении управлением спорных административных дел такие обстоятельства не выяснялись.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал вывод, что материалы административных дел не содержат доказательств и не устанавливают фактов навязывания и соответственно довод управления о нарушении обществом пункта 104 Правил N 1314 не основан на фактических обстоятельствах дела.
При этом, суд первой инстанции не учел в полной мере, что диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ охватывает нарушения субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) газораспределительным сетям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (далее - организация), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
При возбуждении дел по фактам злоупотреблений доминирующим положением необходимо иметь ввиду, что навязыванием является действие только такого хозяйствующего субъекта, положение которого признано доминирующим на рынке.
За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, в том числе за навязывание невыгодных условий, предусмотрена административная ответственность по статье 14.31 КоАП РФ.
Со вступлением Закона N 250-ФЗ в силу нормам статьи 9.21 КоАП был придан специальный по отношению к нормам статьи 14.31 КоАП характер.
Указанный вывод следует из описания диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП в действующей редакции, согласно которой административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений указывают на необходимость при квалификации административных правонарушений учитывать приоритет специальных норм Особенной части КоАП перед ее общими нормами (например, пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП, а не по статье 14.31 КоАП.
Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении утвержден решением Президиума ФАС России от 30.11.2016 (разъяснения N 7).
Правила 1314 предусматривают, что ими определяются, в том числе: процедуры подключения (технологического присоединения) к указанным выше объектам; порядок направления технических условий на подключение (технологическое присоединение) и требования к содержанию указанных документов; существенные условия договора о подключении (технологическом присоединении), к которым относится, в том числе, размер платы за подключение (технологическое присоединение); порядок исполнения сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) мероприятий и обязательств по договору, в том числе по внесению платы за подключение (технологическое присоединение).
При этом, с учетом положений законодательства Российской Федерации определение субъектом естественной монополии, к объектам которого осуществляется подключение (технологическое присоединение) условия подключения (технологическое присоединение) является составной частью процедуры подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, поскольку в ответ на заявку о подключении (технологическом присоединении) указанным субъектом должны быть направлены технические условия и (или) проект договора, в котором условия подключения (технологическое присоединение) должен соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
Объектом административных правонарушений выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
Следовательно, при рассмотрении материалов на предмет наличия или отсутствия состава административного правонарушения предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ антимонопольный органа проверяет лишь соответствие или не соответствие действий субъекта естественной монополии Правилам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Правилами 1314 предусмотрен порядок присоединения к сети газоснабжения (раздел VI Правил).
В соответствии с пунктом 104 Правил, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Включение в технические условия требований противоречащих Правилам 1314 является объективной стороной административного правонарушения предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N1314 (далее Правила 1314), мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
осуществление исполнителем фактического присоединения.
Таким образом, одним из этапов подключения к системе газоснабжения является выполнение заявителем выданных ему технических условий. Не выполнение условий подключения является основанием отказа в подключении к сети газоснабжения, так как заявителем не будут исполнены технические условия.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 98 Правил 1314, исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Таким образам, прописанные условия подключения к газораспределительной сети являются обязательными для обеих сторон, как для исполнителя (ГРО) так и для заявителя. Мероприятия необходимые для подключения описаны в выдаваемых технических условиях.
Правила 1314 указывают на выполнение разработки заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, а согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, разработка проектов объектов ИЖС не является обязательной.
Не смотря на это, выданные АО "Газпром газораспределение Ставрополь" технические условия прямо указывают на необходимость выполнения проекта газификации жилого дома.
При этом необходимо учитывать, что технические условия, это "односторонний" документ - его условия формулируются и устанавливаются ресурсоснабжающей организацией, а не заявителем. Для заявителя, технические условия обязательны к исполнению под угрозой риска, в случае их невыполнения, - не подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) и соответственно не осуществления технологического присоединения и невозможности поставки газа.
Таким образом, выданные технические условия императивно указывают на необходимость и обязательность выполнения проекта при газоснабжении потребителем своего жилого дома и согласованию его.
Общество, возлагая на заявителя обязанности, не предусмотренные Правилами N 1314, а именно: разработать и согласовать проект сети газопотребления, нарушило требования пункта 104 Правил.
В рамках дополнений к заявлению АО "Газпром газораспределение Ставрополь" в материалы судебного дела была представлена заявка заявителя о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, согласно которой физическое лицо обращалось с заявлением об осуществлении технологического присоединения, тем самым, по мнению АО "Газпром газораспределение Ставрополь", выразило свое желание об осуществлении проектирования.
В тоже время сам бланк заявления сформирован был АО "Газпром газораспределение Ставрополь" и уже содержал в себе требование об указании проектирования.
Обжалуемое постановление о наложении штрафа было вынесено по фактам выявленных нарушений в ходе плановой проверки АО "Газпром газораспределение Ставрополь", которое зафиксировано в акте проверке, который приобщен к материалам административного дела.
В ходе проводимой плановой проверки АО "Газпром газораспределение Ставрополь" управлением были запрошены документы отражающие работу общества в рамках подключения к сетям газораспределения.
АО "Газпром газораспределение Ставрополь" в рамках проверки был представлен утвержденный порядок подключения потребителей к газораспределительным сетям.
В разделе 2.3 "Заключение с заявителем договора о подключении" утвержденного порядка АО "Газпром газораспределение Ставрополь" указано, что "ГРО принимает заявку заявителя о подключении (пп.59-64) по установленным формам (Приложение 7 и 8 к настоящему Порядку) с соответствующими документами".
АО "Газпром газораспределение Ставрополь" были представлены применяемые на момент проверки типовые формы, разработанные и применяемые АО "Газпром газораспределение Ставрополь" при работе с потребителем:
запрос на получение технических условий для физических лиц
запрос на получение технических условий для юридических лиц
заявка о подключении для физических лиц
заявка о подключении для юридических лиц.
Само содержание необходимой формы разработанной обществом уже содержало в себе требование об указании сроков проектирования объекта капитального строительства, которую заявитель и заполняет при обращении в ГРО для осуществления технологического подключения к сети газораспределения.
Понятие подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие объекта капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Представленная заявка о подключении (технологическом подключении) объекта капитального строительства к сети газораспределения в первом пункте содержит наименование объекта "жилой дом".
Пункт 8 заявки обозначен как "Окончание проектирования объекта".
Исходя из буквального понимание заявки подключение осуществляется объекта капитального строительства - жилой дом, а следовательно и окончанием проектирования объекта является жилой дом, а не его отдельная система газоснабжения жилого дома, иных указаний о желании осуществить проектирование системы газоснабжения жилого дома заявка не содержит.
Тем самым, представленная в материалы дела заявка о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения не подтверждает вывод общества о волеизъявлении потребителя выполнить проектирование объекта системы газоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее Постановление N 713) утверждены типовые формы, в том числе и заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. Законодательно утвержденная форма заявки не содержит в себе требование о проектировании, что подтверждает вывод управления, что в заявке не должны указываться сроки проектирования системы газоснабжения.
Таким образом, заявка заполненная заявителем по бланку утвержденному АО "Газпром газораспределение Ставрополь" не является доказательством волеизъявления заявителя о выполнении проекта газификации жилого дома.
Постановлением N 713 утверждены типовые формы технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения и договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Постановлением N 713 в частности в утвержденного форме договора предусмотрены тоже самое требование, предусмотренное АО "Газпром газораспределение Ставрополь" в договоре с потребителем, что необходимо разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации).
Но типовая форма технических условий утвержденная постановлением N 713 не предполагает обязанность потребителя по изготовлению проекта системы газоснабжения за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Поскольку в настоящем деле не предусмотрено законодательством обстоятельств включения в технические условия требования о выполнении проекта и его согласования, что прямо установлено самим судом на странице 8 решения, считаем выводы Ставропольского УФАС России о нарушении АО "Газпром газораспределение Ставрополь" порядка подключения (технологического) присоединения к системе газоснабжения подтвержденными материалами дела и в том числе установленные судом на стр. 8 решения суда.
Таким образом, в материалах дела имеется достаточно необходимых и достаточных доказательств позволяющих квалифицировать действия в качестве нарушения ст. 9.21 КоАП РФ.
Доводы заявителя о необходимости исследовать навязывания невыгодных условий не основаны на законе и свидетельствуют о неправильности толковании норм материального права. Поскольку в данном деле речь идет не о навязывании невыгодных условий договора, законность которого Ставропольское УФАС России и не оспаривает, а о выданных технических условиях на соответствие Правил 1314 и Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, должностное лицо УФАС установило нарушение Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее Правила 1314).
АО "Газпром газораспределение Ставрополь" были выданы технические условия подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения.
В разделе технических условий "Общие инженерно-технические требования" определено:
В пункте 1 "Газоснабжение осуществить согласно проекту. Проект выполнить силами специализированной проектной организации в соответствии с требованиями действующих нормативных документов"
В пункте 4 "В проекте указать границы охранных зон газопроводов, пунктов редуцирования газа (ПРГ) и устройств электрохимической защиты (преобразователь, кабельные линии, заземление".
В пункте 5 "Проект согласовать с....
Согласно подпункту "б" пункта 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации, согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено: осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС). Застройщик вправе по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.
Правила N 1314 определяют порядок подключения к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Статьей 1 ГрК РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов, и других подобных построек.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно Техническому регламенту система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав знания или сооружения.
Учитывая, что проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС.
Пунктом 4 Технического регламента, предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребление жилых зданий.
Следовательно, разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя. Аналогичная правовая позиция, что разработка проекта не является обязательной при газификации жилого дома изложена в судебных актах по делам N А14-16624/2014 (определением Верховного Суда РФ от 20.04.2016 N 310-КГ15-20098 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ) N А56-97587/2015.
Таким образом, направление в адрес Заявителя газотранспортирующей организацией технический условий, осуществляемых при технологическом присоединении объекта капитального строительства к сети газопотребления, выразившиеся во включении в перечень мероприятий, выполняемых Заявителем мероприятий по подготовке проектной документации, которые на прямую запрещено статьей 48 Градостроительного Кодекса РФ являются нарушением подпункта "б" пункта 97, пункта 104 Правил N 1314.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит выводу о наличии в действиях общества нарушения Правил 1314 путем включения требований по изготовлению проекта газификации и его согласования, как противоречащих Правилам 1314, а именно факт нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения в качестве события правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции необоснованно удовлетворено требование акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь", о признании незаконными и отмене постановлений от 14.12.2017 N N 735, 737, 738, 739, 743, 746, 749, 751, 753 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508, о привлечении акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь", к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2018 по делу N А63-23455/2017 подлежит отмене, а в удовлетворении требования акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь" о признании незаконными и отмене постановлений от 14.12.2017 NN 735, 737, 738, 739, 743, 746, 749, 751, 753 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, о привлечении акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь", к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2018 по делу N А63-23455/2017 отменить.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявление акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-23455/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2018 г. N Ф08-6361/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: БАГАНДОВ ТАГИР МАГОМЕДБЕКОВИЧ, ГУЛЯН ЭЛЬМИРА ВАЗГЕНОВНА, ИВАНЮТА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА, ЛАВРИК ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА, Резникова Валентина Андреевна, СКРЕБЦОВА ИРИНА ФЕДОРОВНА, ФОМЕНКО ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю