г. Воронеж |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А35-6151/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.05.2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Донцова П.В.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от ООО "СХК "Мантуровский": Черкашина И.В. - представитель по доверенности от 26.06.2017;
от комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 по делу N А35-6151/2017 (судья Шумаков А.И.) по исковому заявлению комитета агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108) к ООО "СХК "Мантуровский" (ОГРН 1154614000078, ИНН 4614007735) о взыскании 892 034 руб. 00 коп. субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к ООО "СХК "Мантуровский" (далее - ответчик) о взыскании 892 034 руб. 00 коп. субсидии, в том числе 754 485,00 рублей - средства федерального бюджета, 137 549,00 рублей - средства областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 по делу N А35-6151/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
Считает, что сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на получение субсидии только при условии подтверждения наличия установленного законом размера дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря.
В судебном заседании представитель ООО "СХК "Мантуровский" доводы апелляционной жалобы отклонил, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Комитета агропромышленного комплекса Курской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 АПК РФ.
Истцом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федерального казначейства по Курской области.
Исходя из положений статьи 51 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федерального казначейства по Курской области, принимая во внимание, что истец не представил доказательств того, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности указанного лица.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В целях реализации мероприятий подпрограммы "Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2014 -2020 годы" государственной программы Курской области "Развитие сельского хозяйства и урегулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 N 744-па, между комитетом агропромышленного комплекса Курской области (далее - Комитет, Истец) и ООО "СХК "Мантуровский" (далее - Ответчик) было заключено соглашение б/н от 04.05.2016 об участии в реализации вышеназванной областной целевой программы.
Данное соглашение предусматривало взаимодействие сторон по оказанию мер государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Согласно заключенному соглашению Комитет со своей стороны обязался предоставить субсидию на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 121-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" (далее - Правила).
Согласно п. 13 Правил и и.п. 3.4 Соглашения в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом, а также уполномоченными органами финансового контроля, факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий, определенных Постановлением, получатель субсидии обязан вернуть полученные субсидии но требованию Комитета.
Комитетом на расчётный счёт Ответчика платёжными поручениями, копии которых представлены в материалы дела в порядке ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, была перечислена субсидия размере 892 034,00 рубля, в том числе 754 485,00 рублей - средства федерального бюджета, 137 549,00 рублей - средства областного бюджета.
В период с 27.02.2017 по 12.04.2017 в отношении Комитета управлением Федерального казначейства по Курской области была проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в результате которой было установлено необоснованное предоставление данных субсидий. Нарушение выразилось в том, что в 2016 году вышеуказанные субсидии были перечислены Ответчику, не являвшемуся сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Ответчиком были представлены в Комитет отчет о финансовых результатах (форма N 2 по ОКУД) и отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2015 год (форма N 6-АПК), согласно которым доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 1,00% не за календарный год, а за период с 22.04.2015 по 31.12.2015. В результате на момент предоставления в 2016 году субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока ООО "СХК "Мантуровский" не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с ч. 1. ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
На основании предписания, вынесенного управлением Федерального казначейства по Курской области Комитету и в соответствии с пунктом 2.1.5. Соглашения Ответчику было направлено требование от 29.05.2017 N 09.1-02/2023 о возврате субсидии в размере 892 034,00 рубля, в том числе 754 485,00 рублей - средства федерального бюджета, 137 549,00 рублей -средства областного бюджета.
Таким образом, полагая, что указанные действия Ответчика повлекли за собой значительные, необоснованные потери для федерального и областного бюджетов, истец обратился в суд с рассмотренным требованием.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
В порядке части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления.
Требование о взыскании с ООО "СХК "Мантуровский" субсидии основано на результате выездной проверки в Комитете агропромышленного комплекса Курской области, в рамках которой установлено, что ООО "СХК "Мантуровский" не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с ч. 1. ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". ООО "СХК "Мантуровский" были представлены в Комитете отчеты, согласно которым доля реализации сельскохозяйственной продукции составляет 100% не за календарный год, а за период с 22.04.2015 по 31.12.2015.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - ФЗ "О развитии сельского хозяйства") настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
ФЗ "О развитии сельского хозяйства" устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).
Согласно статье 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии со сведениями о юридическом лице, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "СХК "Мантуровский" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2015.
Таким образом, исходя из материалов дела, ООО "СХК "Мантуровский" не подпадает под понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, указанное в ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Вместе с тем, в п. 3 Правил предоставления из областного бюджета субсидий указано, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока (далее - молоко) по ставкам, определяемым комитетом агропромышленного комплекса Курской области.
Согласно п. 8 Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 121-па, причинами для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя условиям, установленным настоящими Правилами; непредставление в полном объеме документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил; несоответствие документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, требованиям, установленным настоящими Правилами; и (или) отсутствие лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Таким образом, в постановлении Администрации Курской области от 11.03.2013 N 121-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" или в Постановлении Правительства РФ от 22.12.2012 N1370 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" не указано, что субсидия предоставляется сельскохозяйственному товаропроизводителю, который бы соответствовал требованиям ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Вся выпускаемая продукция ООО "СХК "Мантуровский" с периода регистрации и по дату получения последнего платежа включена в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, что подтверждается Сведениями об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 года (форма МП-сп) и не оспаривается истцом.
Согласно п. 4 Правил предоставления из областного бюджета субсидий, субсидии предоставляются исходя из наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров и (или) коз на 1-е число месяца их обращения в комитет агропромышленного комплекса Курской области за получением средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока.
В п. 7 Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 121-па сроки предоставления документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, устанавливаются комитетом агропромышленного комплекса Курской области.
В указанных условиях Правил предоставления из областного бюджета субсидий не сказано, что сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на получение субсидии, если он осуществлял указанную деятельность в течение календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется субсидия.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства, что деятельность ООО "СХК "Мантуровский" по производству и реализации сельскохозяйственной продукции является единственной для ООО "СХК "Мантуровский" за весь период существования, следовательно, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 100% как за 2015, так и за 2016 и 2017 год (Отчет о финансовых результатах за 12 месяцев 2015 года (Форма N 2), отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2015 год (форма N 6-АПК), отчет о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года (Форма N 2), отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2016 год (форма N 6-АПК); отчет о финансовых результатах за 9 месяцев 2017 года (Форма N 2), отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 9 месяцев 2017 год (форма N 6-АПК) выручка за 9 месяцев 2017 год 35.319 тыс. руб., в том числе от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки).
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление ООО "СХК "Мантуровский" из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока осуществлено в соответствии постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 121-па, постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N1370.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 по делу N А35-6151/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.