г. Пермь |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А60-67086/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Жилищно-строительного кооператива "Западный" (ИНН 6658159866, ОГРН 1036602638885) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Жилищно-строительного кооператива "Западный"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 февраля 2018 года
по делу N А60-67086/2017,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
к Жилищно-строительному кооперативу "Западный"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заявитель, административный орган, Департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Жилищно-строительного кооператива "Западный" (далее - заинтересованное лицо, ЖСК "Западный") к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2018 года (резолютивная часть объявлена 31.01.2018) требования удовлетворены, ЖСК "Западный" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что факт невыполнения кооперативом пункта 1 оспариваемого предписания не подтвержден надлежащими доказательствами. Указывает, что в п. 1 предписания установлено, что оно должно быть выполнено до 20.10.2017, однако акт проверки N 29-16-05/790 составлен 19.10.2017, то есть до даты окончания срока выполнения предписания. Ссылается на отсутствие вины вменяемого административного правонарушения. Кроме того, указывает, что субъектом административного правонарушения является иное юридическое лицо; строительство объекта непосредственно осуществляет ООО "СКМД", соответственно прекращение эксплуатации строительного объекта до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию может осуществить только данное юридическое лицо, а не ЖСК "Западный".
Административный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания N 29-16-05/149(П1) от 29.03.2017 (л.д.47-47) на основании приказа от 23.06.2017 N 29-16-08/499 (л.д.45-46) Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена проверка объекта капитального строительства - "22 малоэтажных блокированных жилых дома застройки блока N 3, в том числе: 11 жилых дома (NN 3/1, 3/10, 3/12, 3/14, 3/13, 3/15, 3/16, 3/17 по г/п) - тип 1; 6 жилых дома (NN 3/2, 3/3, 3/5, 3/6, 3/8, 3/9) - тип 2; 1 жилой дом (N 3/4 по г/п) - тип 4А; 1 жилой дом (N 3/7 по г/п) - тип 4А; 1 жилой дом (N 3/11 по г/п) - тип 4; 1 жилой дом (N по г/п) - тип 4А, 1 жилой дом (N 3,22 по г/п) - тип 4 с сетями инженерно-технического обеспечения", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, в квартале ул. Институтская - ул. Барклая - ул. Ресовского - ул. Серафимы Дерябиной на предмет соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В ходе проверки исполнения предписания N 29-16-05/149(П1) от 29.03.2017, выданного ЖСК "Западный", визуальным осмотром выявлены нарушения, срок устранения которых по предписанию был до 16.06.2017. Результаты проверки отражены в акте от 10.07.2017 N 29-16-05/486 (л.д.42-44).
10.07.2017 ЖСК "Западный" выдано предписание N 29-16-05/486(П), согласно которому в срок до 20.10.2017 необходимо прекратить эксплуатацию объекта до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию (л.д.41).
04.08.2017 в адрес Департамента поступило извещение ЖСК "Западный" (вх. N 31721) об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, подтверждающее фактическое окончание работ по строительству вышеуказанного объекта, устранение всех ранее выявленных нарушений (л.д.36).
На основании данного извещения об окончании строительства (вх. N 31721 от 04.08.2017), приказа от 11.08.2017 N 29-16-08/655 (л.д.34-35) Департаментом
в период с 22.09.2017 по 19.10.2017 проведена проверка законченного строительством объекта капитального строительства, в результате которой установлено, что требование пункта 1 ранее выданного предписания N 29-16-05/486(П) от 10.07.2017 ЖСК "Западный" не выполнено.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 29-16-05/790 от 19.10.2017 (л.д.23-33) и послужили основанием для составления в отношении ЖСК "Западный" протокола об административном правонарушении от 01.11.2017 N 29-16-10/222 по признакам нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.18-20).
Материалы проверки, протокол об административном правонарушении и заявление о привлечении общества к указанной административной ответственности направлены заявителем в арбитражный суд, к подведомственности которого в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ относится рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о доказанности в действиях кооператива состава административного правонарушения и удовлетворил требования Департамента.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 7.1 ст. 6, п. 4 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации).
В соответствии с положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области N 431-ПП от 27.05.2015, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Поскольку в ходе проверки (акт N 29-16-05/486) Департаментом было установлено, что многоквартирный жилой дом эксплуатируется без разрешения на ввод его в эксплуатацию, что противоречит требованиям ч.2 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, ст.35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в адрес застройщика, обязанного в силу ст.55 ГрК РФ получить разрешение, было выдано предписание.
Таким образом, предписание N 30-11-04/65-14 от 10.07.2017 вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий при наличии законных оснований надлежащему лицу.
Следовательно, предписание N 29-16-05/486(П) от 10.07.2017 подлежало исполнению ЖСК "Западный" в установленный в предписании срок.
В объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, вменяется противоправное деяние, выраженное в невыполнении требований законного предписания в установленный административным органом срок, следовательно, Департамент должен установить обстоятельства неисполнения законного и обоснованного предписания в определенные предписанием сроки.
Из материалов дела следует, что Департаментом на основании приказа от 23.06.2017 N 29-16-08/499 в период с 30.06.2017 по 10.07.2017 проведена проверка с целью контроля исполнения ЖСК "Западный" ранее выданного предписания N 29-16-05/149(П1) от 29.03.2017.
В ходе проведения проверки Департаментом установлено, что выявленные нарушения, срок исполнения которых по предписанию установлен до 16.06.2017, ЖСК "Западный" не устранены.
По результатам проверки составлен акт от 10.07.2017 N 29-16-05/486 и выдано предписание N 29-16-05/486(П) от 10.07.2017 со сроком исполнения нарушений до 20.10.2017.
Таким образом, факт невыполнения предписания может быть установлен на следующий день после окончания вышеуказанного срока, то есть с 21.10.2017.
Согласно приказу от 11.08.2017 N 29-16-08/655 о проведении проверки законченного строительством объекта капитального строительства (л.д.34-35), а также извещению об окончании строительства (вх. N 31721 от 04.08.2017 (л.д.36) не следует, что Департаментом в период с 22.09.2017 по 19.10.2017 проведена проверка исполнения ранее выданного предписания N 29-16-05/486(П) от 10.07.2017.
Из содержания извещения застройщика следует информация о подтверждении фактического окончания строительства объекта капитального строительства, соответствия всех выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, оформления документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, а также применением строительных материалов (изделий).
Данное извещение не содержит информацию об исполнении предписания N 29-16-05/486(П) от 10.07.2017, устранении указанных в предписании нарушений, не свидетельствует о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо о принятии мер к прекращению эксплуатации многоквартирного жилого дома при отсутствии данного документа.
Приказ N 29-16-08/655 от 11.08.2017 от 11.08.2017 "О проведении проверки законченного строительством объекта капитального строительства" также не содержит в качестве основания для проведения мероприятий контроля проверку исполнения предписания.
Между тем, акт проверки законченного строительством объекта капитального строительства N 29-16-05/790 составлен 19.10.2017, то есть до даты окончания срока, установленного ЖСК "Западный" для исполнения предписания.
Кроме того, из содержания акта следует, что визуальный осмотр выполнения работ объекта капитального строительства, в ходе которого было установлено невыполнение пункта 1 предписания, произведен органом государственного контроля 12.10.2017.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области нарушил право ЖСК "Западный" на исполнение предписания в установленный срок, преждевременно вышел на проверку исполнения предписания. Соответственно в действиях ЖСК "Западный" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6ст.19.5 КоАП РФ, в удовлетворении заявления следует отказать.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 07 февраля 2018 года по делу А60-67086/2017 является незаконным и необоснованным. Решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2018 года по делу N А60-67086/2017 отменить, в удовлетворении заявленных требований о привлечении Жилищно-строительного кооператива "Западный" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.