город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2018 г. |
дело N А32-47290/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заинтересованного лица Кагальникова В.А. по доверенности от 05.12.2017, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу обществу с ограниченной ответственностью "Альянс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.12.2017 по делу N А32-47290/2017 (судья Меньшикова О.И.)
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранении по Краснодарскому краю
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Альянс"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранении по Краснодарскому краю (далее - заявитель, орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - заинтересованное лицо, общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заключение врача-терапевта об отсутствии противопоказаний к проведению операции подтверждает безусловное соблюдение обществом пунктов 11, 12 Приложения N 1 к Порядку, судом первой инстанции не истребован оригинал медицинской карты, отсутствием признаков вмененного правонарушения.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал правовую позицию по делу, заявитель явку не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность на основании лицензии от 20.06.2017 N ЛО-23-01-011357, выданной Министерством здравоохранения Краснодарского края по местам осуществления медицинской деятельности, видам работ и услуг согласно приложениям к лицензии.
На основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 14.09.2017 N П-296/01/1 -01/17 "О проведении внеплановой выездной проверки" в период с 18.09.2017 по 13.10.2017 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований при оказании медицинских услуг в ООО "Альянс" гр. Зопунян Р.И. в марте 2017, в связи с поступившими запросом из Следственного отдела по Адлерскому району г. Сочи (от 15.08.2017 вх. N В23-1341/17).
В ходе проверки, анализа и исследования представленных обществом документов выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Проверкой установлено, что в медицинской карте Зопуняна Р.И. отсутствуют сведения о выполненных лабораторных и инструментальных исследованиях: электрокардиограмма; коагулограмма; исследование крови на наличие возбудителя сифилиса.
В представленной записи осмотра врача - терапевта Клюевой С.А. от 07.03.2017 в рамках предоперационного осмотра не указано письменное заключение об отсутствии противопоказаний перед оперативным вмешательством, т.к. врачом - терапевтом Клюевой С.А. установлен диагноз, который потребовал дальнейшее обследование и лечение в связи с наличием отклонений от норм показателей в биохимическом и клиническом анализе крови назначено. Пациенту Зопуняну Р.И. выполнено оперативное вмешательство без заключения врача - терапевта об отсутствии противопоказаний к проведению операции "Двусторонняя блефаропластика".
Обществом не соблюдается установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
- в нарушение требований инструкции по заполнению учетной формы N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения", утвержденной приложением N 2 приказа Минздрава РФ от 21.05.2002 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно- профилактических учреждениях", в графе N 9 Журнала учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения ООО "Альянс" не указан код сопутствующего заболевания, в графе N 10 указана характеристика случая экспертизы, не предусмотренная инструкцией по заполнению учетной формы N 035/у-02. В графах NN11- 15 неверно указаны вид и предмет экспертизы,
- в нарушение требований пунктов 8, 12, 17 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации": в составе врачебной комиссии общества отсутствует заместитель председателя, секретарем врачебной комиссии является не врач, а главная медицинская сестра - Чам Е.М., решение врачебной комиссии (протокол заседания врачебной комиссии от 16.04.2017 N 17) не внесено в медицинскую документацию пациента,
- заседание врачебной комиссии по разбору клинического случая оказания медицинской помощи пациенту Зопуняну Р.И., не выявили каких-либо нарушений и не отразили их в протоколе заседания врачебной комиссии от 16.04.2017 N 17.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 25.07.2017 N 167/17.
13.10.2017 управлением составлен протокол N 347/17 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с которым лицензиат при осуществлении медицинской деятельности должен соблюдать, в том числе:
-подпункт "а" пункта 5 Положения: соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
- подпункт "б" пункта 5 Положения - соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.10.2012 N 555н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия".
Согласно пунктам 11, 12 приложения N 1 к Порядку перед выполнением пластической операции любой степени сложности в отделении пластической хирургии больной должен пройти первичное обследование, которое включает в себя клинический анализ крови; общий биохимический профиль; коагулограмму; исследование крови на групповую принадлежность; исследование крови на наличие возбудителя сифилиса, ВИЧ-инфекцию, антитела к гепатиту "B" и "C"; общий анализ мочи; электрокардиограмму; осмотр анестезиолога-реаниматолога независимо от вида планируемой анестезии. В случае отягощенного анамнеза и наличия сопутствующих заболеваний больной должен пройти полное обследование в соответствии с имеющимся заболеванием и консультацию соответствующего врача-специалиста, получив его письменное заключение об отсутствии противопоказаний к проведению операции.
На основании статьи 90 Закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н утвержден порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Согласно пунктам 8, 12 Порядка врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.
Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал (пункт 17 Порядка).
Как следует из материалов дела, состав врачебной комиссии не соответствовал вышеприведенным нормативным требованиям. Доказательств обратного обществом не представлено.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, указывает, что перед выполнением пластической операции Зопуняном Р.И. пройдено первичное обследование, предусмотренное пунктом 11 Приложения N 1 к Порядку, и включающее в себя клинический анализ крови, общий химический профиль, коагулограмму, исследование крови на групповую принадлежность, исследование на наличие возбудителя сифилиса, ВИЧ-инфекцию, антитела к гепатиту В и С, общий анализ мочи, электрокардиограмму.
Указанные исследования должны быть отражены в медицинской карте пациента. Между тем, копия медицинской карты Зопуняна Р.И. обществом не представлена.
Определением от 23.04.2018 управлению предложено представить письменные пояснения в связи с представленной Следственным отделом по Адлеровскому району г.Сочи копии медицинской карты стационарного больного, сравнить копии карт. Определение суда от 23.04.2018 управлением не исполнено.
В судебном заседании 21.05.2018 обществом представлена копия запроса СУ СК России по Краснодарскому краю от 15.08.2017 N 210прА/4574, согласно которому истребован оригинал медицинской карты стационарного больного Зопуняна Р.И.
Между тем, обществом не представлено доказательств направления медицинской карты с указанием в приложении количества медицинских документов.
Исходя из изложенного, в деянии общества имеются признаки состава вмененного правонарушения.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2017 по делу N А32-47290/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.