г. Саратов |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А12-442/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта 2018 года по делу N А12-442/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Н.А. Першакова),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия (400131, г. Волгоград, ул. Мира, д. 9, ОГРН 1043400327398, ИНН 3444116115)
к публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее - Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд привлек ПАО "Ростелеком" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
ПАО "Ростелеком", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба ПАО "Ростелеком" рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 03 апреля 2018 года.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 07.12.2017 по 20.12.2017 Управлением Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия на основании приказа N 287-нд от 01.12.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО "Ростелеком", осуществляющего на основании лицензии N 135993 деятельность на оказание телематических услуг связи.
В ходе проверки было выявлено, что ПАО "Ростелеком" доступ к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных в пункте коллективного доступа (без использования пользовательского оборудования абонента) не обеспечен, пункт коллективного доступа не организован по месту, указанному в Договоре: Волгоградская область, Ольховский район, с. Киреево, что является нарушением пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пункта 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 241, пунктов 5, 10 лицензионных требований лицензии N 135993.
По факту выявленного нарушения 27.12.2017 должностным лицом Управления составлен протокол N АП-34/6/1706 об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом в действиях ПАО "Ростелеком" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; пунктом 7 указанной статьи - под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Статьей 46 Закона о связи предусмотрено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (раздел XVI).
Пунктом 4 указанного Перечня лицензионных условий в качестве одного из лицензионных условий установлено обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю: доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; приема и передачи телематических электронных сообщений; передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оказание услуг должно осуществляться в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5 Перечня лицензионных условий).
Согласно пункту 10 настоящего Перечня лицензионным условием является выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).
Аналогичные требования предусмотрены пунктами 5 и 10 Лицензионных требований к лицензии N 135993.
Как следует из материалов дела, ПАО "Ростелеком" является оператором универсального обслуживания универсальных услуг связи на основании договора от 13.05.2014 N УУС-01/2014.
Пунктом 2.1.4 указанного договора определено, что оператор универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила оказания универсальных услуг связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241 (далее - Правила).
В силу требований пункта 3 Правил оказания универсальных услуг связи деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи возможности: доступа к телематическим услугам связи со скоростью не менее 256 Кбит/с; передачи сообщений по электронной почте; бесплатного доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; использования специальных устройств (цветного монитора, аппаратной или экранной клавиатуры с русско-английской раскладкой, компьютерной мыши или сенсорного экрана, микрофона, динамиков, наушников или микротелефонной трубки, принтера с черно-белой печатью и минимальным форматом печати А4, веб-камеры с разрешением не менее 2 мегапикселей, картридера и сканера); создания и редактирования текстовых файлов и электронных таблиц; использования информационно-поисковой системы; просмотра графических изображений, просмотра файлов в формате переносимого документа (PDF); архивирования файлов; прослушивания звуковых файлов.
Как следует из материалов дела, 29.06.2017 между Федеральным агентством связи (далее - Агентство) и ПАО "Ростелеком" заключено дополнительное соглашение N 5 к договору об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 N УУС-01/2014 (далее - дополнительное соглашение от 29.06.2017).
Необходимость заключения указанного соглашения обусловлена существенным сокращением доведенных до Агентства бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи в 2016-2019 годах.
Пунктом 1.6 дополнительного соглашения от 29.06.2017 установлено, что предоставление универсальных услуг связи (далее - УУС) с использованием ПКД осуществляется только в четвертых календарных кварталах 2017-2019 годов.
В соответствии с пунктом 1.7. дополнительного соглашения от 29.06.2017 перечень населенных пунктов, на территории которых Оператор универсального обслуживания гарантирует оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием ПКД в течение четвертого квартала 2017 года, определен в Приложении N 4 к Соглашению.
Согласно пункту N 371 данного Перечня в 4 квартале 2017 года пункт коллективного доступа должен был быть организован в с. Киреево Ольховского района Волгоградской области.
Таким образом, ПАО "Ростелеком" обязано было оказать соответствующие услуги, что подтверждается положениями заключенного дополнительного соглашения от 29.06.2017 к договору об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 N УУС-01/2014.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.12.2017 N НН-П19-079-29906, в котором указано на то, что неисполнение обязательств по обеспечению оказания УУС с использованием ПКД в 2153 населенных пунктах в четвертом квартале 2017 года является нарушением условий договора об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 N УУС-01/2014.
Факт нарушения обществом лицензионных требований, выразившейся в необеспечении доступа к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных в пункте коллективного доступа (без использования пользовательского оборудования абонента), не организации пункта коллективного доступа по месту, указанному в договоре: Волгоградская область, Ольховский район, с. Киреево, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 27.12.2017 N АП-34/6/1706.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Вина ПАО "Ростелеком" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии его вины в нарушении требований законодательства ввиду недостатка бюджетного финансирования на соответствующий календарный год, апелляционным судом не принимаются ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, существенное сокращение доведенных до Агентства бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи, в том числе в 2017 году, уже послужило основанием для заключения дополнительного соглашения от 29.06.2017. При изменении дополнительным соглашением сроков указанные обстоятельства были учтены. При этом общество в пункте 1.7 гарантировало оказание УУС по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием ПКД в течение четвертого квартала 2017 года в с. Киреево Ольховского района Волгоградской области, однако указанные услуги не оказало.
Кроме того, пунктом 1.8 дополнительного соглашения от 29.06.2017 предусмотрено, что в случае изменения размера бюджетных ассигнований по сравнению с размерами сумм финансового обеспечения, указанных в Приложении N 1 к договору, стороны обязаны пересмотреть объем обязательств, изменение которого впоследствии фиксируется дополнительным соглашением.
Таким образом, односторонний отказ ПАО "Ростелеком" от оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа посредством пунктов коллективного доступа ввиду отсутствия финансирования противоречит условиям договора от 13.05.2014 N УУС-01/2014.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ПАО "Ростелеком" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не выявлено.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта 2018 года по делу N А12-442/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-442/2018
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: ПАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ"
Третье лицо: ПАО междугородной и муждународной связи "Ростелеком"