г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А21-10523/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Чурсина А.Ю., доверенность от 27.11.2017, Стрелова Ю.С., доверенность от 18.05.2018;
от заинтересованного лица: Алликас Е.И., доверенность от 15.01.2018, Алексашина Е.В., доверенность от 19.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6919/2018) общества с ограниченной ответственностью "СИСТЕМА-ЗАПАД" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2018 по делу N А21-10523/2017 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИСТЕМА-ЗАПАД"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконным и отмене решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Калининградской областной таможни от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/Т000071 и требования от 29.09.2017 N 10012000/290917/0000316.
Решением суда от 05.02.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" просит отменить решение суда как вынесенное в результате неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права. Как указано в жалобе, ввезенный товар использован при строительстве единого объекта, расположенного в Калининградской области, включающегося в себя сухопутную и морскую части. Заявителю представляется ошибочным изложенное в обжалуемом решении суда толкование норм права, согласно которому пределы Особой экономической зоны ограничены территорией Калининградской области и не включают в себя акваторию Балтийского моря. Применительно к взиманию налога на добавленную стоимость подателем апелляционной жалобы обращено в внимание на неприменение судом первой инстанции подлежащего применению Федерального закона от 30.03.2016 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области".
Согласно отзыву Калининградская областная таможня считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
Как видно из материалов дела, в период с 10.03.2017 по 21.05.2017 ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" поместило под таможенную процедуру свободной таможенной зоны 14 партий гранитного щебня. Ввезенный товар задекларирован заявителем по ДТ N 10012070/100317/0001649, 10012070/250317/0002107, 10012070/250317/0002118, 10012070/040417/0002333, 10012070/050417/0002342, 10012070/060417/0002353, 10012070/070417/0002362, 10012070/100417/0002469, 10012070/120417/0002501, 10012070/050517/0003130, 10012070/210517/0003567 и выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой. В ходе камеральной таможенной проверки выявлено, что ввезенный щебень использован при строительстве морского терминала для засыпки оболочек большого диаметра и пространства между ними, расположенных в акватории Балтийского моря. Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/А000071. По результатам проверки Калининградской областной таможней принято решение от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/Т000071 об отказе в предоставлении ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с несоблюдением условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Таможенный орган направил заявителю требование от 29.09.2017 N 10012000/290917/0000316 об уплате 58 925 952 руб. 57 коп. таможенных платежей.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции согласился с выводом таможенного органа о том, что ввезенный щебень использован ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" за пределами Особой экономической зоны в Калининградской области, граница которой проходит по береговой линии, не охватывая прибрежную акваторию Балтийского моря. Указанный вывод суда первой инстанции основан на положениях Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ), Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Водного кодекса Российской Федерации, Закона Калининградской области от 10.06.2010 N 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области".
Содержание процедуры свободной таможенной зоны регламентировано статьей 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, совершенного в Санкт-Петербурге 18.06.2010. В соответствии с данными положениями в редакции, действовавшей на даты помещения спорных товаров под соответствующую таможенную процедуру, свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза (пункт 1). Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза (пункт 2).
Отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития, регулируются Законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ в редакции, действовавшей на даты помещения спорных товаров под соответствующую таможенную процедуру, Особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ приведенная норма изменена: Особая экономическая зона в Калининградской области определена как территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ввезенный ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" щебень использован при строительстве терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа. Указанный объект строительства включает в себя морскую и сухопутную части. В состав морских объектов терминала входят морской причал, плавучая регазификационная установка, подводный газопровод от регазификационного судна к берегу (5 км), морской кабель ВОЛС (5 км), береговой участок газопровода протяженностью 110 м. К сооружениям сухопутного участка относятся линейная часть газопровода протяженностью 8,148 км с объектами инфраструктуры (крановые узлы, узлы приема ВТУ, узел редуцирования, ГИС, пункты телемеханики, трансформаторные подстанции и т.п.). Указанные обстоятельства подтверждаются договором субподряда, актами о приемке выполненных работ, проектной документацией, разрешением на строительство и другими доказательствами.
По окончании строительства результат работ приобретет признаки единого недвижимого комплекса как объекта гражданских прав, обособленным частям которого не может быть придан отдельный правовой режим (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Причем в разрешительной и технической документации местоположение объекта определено как Калининградская область. То обстоятельство, что пространственные границы объекта выходят за пределы Калининградской области как субъекта Российской Федерации и располагаются в акватории Балтийского моря, не может, по мнению апелляционного суда, послужить достаточным основанием для вывода о нарушении заявителем условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны в результате использования ввезенного товара при строительстве морской части терминала.
В отношении границ Особой экономической зоны в Калининградской области апелляционный суд отмечает следующее.
Территория Калининградской области впервые получила специальный статус в Положении о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"), утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1991 N 497. СЭЗ "Янтарь" создана в целях: ускорения решения задач социально - экономического развития Калининградской области; повышения жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами; обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала советских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона; развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита; отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике (пункт 2). СЭЗ "Янтарь" располагалась в административных границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны) (пункт 3).
Следующий этап развития Калининградской области ознаменован принятием Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Особая экономическая зона в Калининградской области создана в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, - военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 1). Как указано в преамбуле, цитируемый закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области.
Приведенные нормативные правовые акты не ограничивали Особую экономическую зону территорией Калининградской области, а напротив, относили к ней континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют сведения об экономических или политических причинах, по которым Особая экономическая зона в Калининградской области для ее дальнейшего успешного экономического развития нуждалась в сокращении территории, переносе границ этой зоны к береговой линии, исключении из Особой экономической зоны в Калининградской области внутренних морских и территориальных вод Российской Федерации. Во всяком случае подобного рода причины не нашли отражения в пояснительной записке к проекту федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской", разработка которого осуществлялась с ноября 2001 года. В пояснительной записке отмечено, что Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, территория которого отделена территориями иностранных государств от остальной части Российской Федерации, а административная граница имеет статус государственной границы Российской Федерации. Представляется очевидным, что, с точки зрения разработчиков законопроекта, граница Особой экономической зоны в Калининградской области совпадала с государственной границей Российской Федерации. В связи с этим не имеется оснований полагать, что с принятием Закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ территория Особой экономической зоны в Калининградской области сократилась путем исключения из нее внутренних морских и территориальных вод Российской Федерации.
Подтверждением этому служит принятие Федерального закона от 05.12.2017 N 393-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области", в соответствии с которым территория Особая экономическая зона в Калининградской области определена как территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Причем указанная поправка, по мнению суда апелляционной инстанции, имеет редакционный характер и не вносит ничего нового в правовое регулирование отношений, связанных функционированием Особой экономической зоны в Калининградской области. Цель этой поправки - снятие правовой неопределенности в отношении границ Особой экономической зоны в Калининградской области, исключение двойного толкования, обеспечение единообразного правового подхода в спорных ситуациях. Именно такую цель преследовала депутат Государственной Думы Вторыгина Е.А., которая выступила инициатором соответствующей поправки (письмо от 25.12.2017 N ВЕА-4/135).
Таким образом, историческое, целевое и логическое толкование правовых норм, ссылки на которые приведены в настоящем постановлении, позволяет апелляционному суду утверждать, что внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, примыкающие к Калининградской области, всегда входили в состав Особой экономической зоны в Калининградской области, в том числе в период, когда спорный товар помещен заявителем под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. То содержание, которое в настоящее время соответствует буквальному смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.12.2017 N 393-ФЗ), ранее выявлялось путем расширительного толкования соответствующей нормы.
При изложенных обстоятельствах у ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" как у декларанта, не нарушившего условия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей. Поэтому обжалуемое решение суда необходимо отменить, а заявление ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" - удовлетворить с отнесением на Калининградскую областную таможню судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2018 по делу N А21-10523/2017 отменить.
Признать незаконным решение Калининградской областной таможни от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/Т000071.
Признать недействительным требование Калининградской областной таможни от 29.09.2017 N 10012000/290917/0000316.
Взыскать с Калининградской областной таможни в пользу ООО "СИСТЕМА-ЗАПАД" 9 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.