г. Киров |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А82-22635/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 по делу N А82-22635/2017, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
к открытому акционерному обществу "Ярославский речной порт" (ИНН: 7607001209, ОГРН: 1027600983629)
о взыскании 6 500 рублей,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Ярославский речной порт" (далее - ОАО "Ярославский речной порт", Общество, ответчик) о взыскании 6 500 рублей штрафа за представление неполных сведений о застрахованных лицах за август 2016 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 Управлению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что 13.02.2017 Обществом представлены сведения о застрахованных лицах за август 2016 года по форме "дополняющие", согласно которых страхователем дополнены сведения в отношении 13 застрахованных лиц, ранее не отраженных в сведениях, представленных за август 2016 года по форме "исходные". Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление считает, что судом первой инстанции неправильно квалифицировано допущенное страхователем правонарушение как несвоевременное представление сведений.
ОАО "Ярославский речной порт" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.02.2017 Общество представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющие) за август 2016 года в отношении 13 застрахованных лиц (л.д. 15).
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт представления неполных сведений.
Результаты проверки отражены в акте от 19.04.2017 (л.д. 13).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 23.05.2017 N 086S19170005557 о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 6 500 рублей за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 24-25).
Требованием от 28.06.2017 Обществу предложено уплатить штраф в сумме 6 500 рублей в срок до 10.07.2017 (л.д. 35-36).
В добровольном порядке штраф Обществом не уплачен, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии основания для привлечения страхователя к ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пунктах 34, 41 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, действовавшей в 2016 году, была предусмотрена возможность внесения изменений и уточнений страхователем в представленные сведения в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений.
Вступившая в силу с 18.02.2017 "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в абзаце 2 пункта 39 предусматривает, что финансовые санкции не применяются в случае, когда страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения (то есть, по предложению органа ПФР вносит уточнения (исправления) в ранее представленные им сведения о конкретных застрахованных лицах).
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за август 2016 года (исходные) представлены Обществом 08.09.2016 (л.д. 17-21), то есть в установленный законом срок.
В связи с допущенной ошибкой 13.02.2017 Общество представило дополняющие сведения (л.д. 15).
Таким образом, исправление ошибки произведено ОАО "Ярославский речной порт" самостоятельно, до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии исправленные, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ОАО "Ярославский речной порт" к ответственности за вменяемое ему правонарушение.
Довод Пенсионного фонда о том, что решение суда по-своему произвольному усмотрению освобождающее страхователя от ответственности нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения, отклоняется апелляционным судом, по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом деле, Арбитражный суд Ярославской области, руководствовался положениями Закона N 27-ФЗ и пришел к верному выводу об отсутствии основания для привлечения страхователя к ответственности.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам. Произвольного толкования, либо применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При рассмотрении настоящего спора не подлежит установлению баланс интересов сторон, а проверяется наличие оснований для взыскания суммы штрафа, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета размера взыскиваемой суммы, в том числе законность и обоснованность принятого уполномоченным органом ненормативного правового акта.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), т.е. на Пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 по делу N А82-22635/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.